Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Нефтяной контекст

18.10.2001 | Дмитрий Орлов

Точечные удары и неточная опека

Россия, похоже, начинает пересматривать систему своих взаимоотношений с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Министр энергетики Игорь Юсуфов заявил о начале "взаимовыгодного диалога" с ОПЕК. Потребность в новом курсе должна быть для российского энергетического ведомства очевидной: опеку картеля над нефтяным рынком в последнее время никак не назовешь удачной. "Военная премия", образовавшаяся у нефтеэкспортеров после нанесения США ударов по Афганистану, оценивается экспертами в 1-1,5 доллара на баррель, да и действовать она будет в течение ближайших пары недель. На фоне "Бури в пустыне" образца 1991 года это просто слезы. А затем рынок ожидает возобновление падения нефтяных цен - во всяком случае, до зимы или до глобальных потрясений на Ближнем Востоке.

В планировавшейся на минувшее воскресенье встрече в Мадриде нефтяных и энергетических министров картеля впервые должна была принять участие наша страна - правда, представлять Россию собирался посол РФ в Испании, а саммит так и не состоялся. И тем не менее показательно даже намерение как таковое. Созываемая дважды в год конференция нефтяных министров стран-членов организации - весьма влиятельный саммит. Именно решения этих конференций оказывают решающее воздействие на формирование нефтяных цен. Например, в ноябре 1997-го было принято решение увеличить добычу до 27,5 млн. баррелей в сутки, и к марту 1998 года цены упали до 11 долларов за баррель. Это стало главной причиной волнового бюджетного кризиса в странах картеля, а также российского дефолта и падения правительства Сергея Кириенко.

В июне того же года добыча нефти была на конференции ОПЕК сокращена на 1,35 млн. баррелей в сутки, а в марте 1999-го - еще на 1,7 млн. баррелей. К этим решениям присоединились Мексика, Норвегия, Оман и Россия. В результате уже в конце весны 1999 года цена барреля нефти перешагнула 20-долларовую, а в конце лета - 25-долларовую отметку. В феврале 2000 года на рынке США нефть стоила 34 доллара за баррель.

Счастье не могло быть вечным, оно пошатнулось уже этой весной, а после терактов 11 сентября и вовсе закончилось. В Америке рецессия, потребление нефти и нефтепродуктов падает, а значит, обречены на падение и цены. Известна схема, в соответствии с которой ОПЕК воздействует на нефтяные цены: есть коридор (22-28 долл. за баррель), при выходе за нижний предел которого в течение 10 дней на 500 тысяч баррелей автоматически снижается добыча. В 2001 году картель уже трижды сокращал добычу нефти, уменьшив ее в общей сложности на 3,5 млн. баррелей в день. Генеральный секретарь ОПЕК Али Родригес подтвердил недавно, что договоренность об автоматической коррекции сохраняется и сегодня.

Это всего лишь попытка сохранить лицо: даже если договоренность и сохраняется, реально она не действует с 27 сентября, когда картель не принял очередного - очевидного! -- решения о сокращении нефтедобычи. Да, Иран и Венесуэла требуют сократить ее. Но основной нефтеэкспортер - Саудовская Аравия - категорически "против". И ее поддерживает большинство членов картеля. Они понимают: за антитеррористическую операцию надо платить. Впрочем, как стратегический партнер США в Персидском заливе Саудовская Аравия почти всегда следует в фарватере американской позиции, и очень часто ее точка зрения становится определяющей. Платить, вполне логично решили в Вашингтоне, должны те, кто прямо в войне не участвует. Министр энергетики США Спенсер Абрахам прямо предостерег страны ОПЕК от "неосмотрительности" в принятии решений об изменении объемов добычи нефти. Парадоксальная ситуация, на которую обрекло ОПЕК Министерство энергетики США, может длиться неопределенно долго. Многие наблюдатели ждут, что ОПЕК заявит о сокращении квот на добычу в первой декаде ноября. Полагаю, что это напрасное ожидание.

Отнюдь не идеальна и сама модель функционирования рынка. ОПЕК лишь влияет на нефтяные цены, но никак не устанавливает их. Страны картеля добывают более 25 млн. баррелей нефти в сутки - 41% мирового потребления. В отличие от газа и электроэнергии, нефтяные цены не являются ни долгосрочными, ни фиксируемыми на определенный промежуток времени. ОПЕК лишь регулирует объемы добычи и прогнозирует ценовую динамику, а сделки на нефтяном рынке заключаются по системе spot. Фактически это единовременные свободные соглашения нефтяных брокеров. Такие сделки в значительной степени случайны, и поэтому цены подвержены серьезным колебаниям.

В спокойной ситуации ежедневные колебания нефтяных цен составляют 0,25-0,75%, в ситуации кризиса - до 15%. Эти условия существования делают нефтяной рынок настоящим раем для спекулянтов. На них, а совсем не на сокращения квот, вся надежда ОПЕК и независимых экспортеров: в условиях перманентной нестабильности в Центральной Азии спекулянты на New York Mercantile Exchange не могут не сыграть на повышение. Саудовская Аравия, Оман, Кувейт и иже с ними, а заодно и Россия с Норвегией и Мексикой смогут сказать: это не мы. Впрочем, надежда эта тоже откровенно слабая: у спекулянтов большой коридор возможностей, но слишком малые ресурсы.

Эксперты крупнейших инвестиционных компаний и банков предсказывают: если в 2001 году из-за грядущей холодной зимы и сокращения поставок с Ближнего Востока еще возможен рост нефтяных цен, обеспечивающий их среднегодовой уровень в 25 долларов за баррель, то 2002 год будет для нефтеэкспортеров нелегким. BNP Paribas с его прогнозом в 21 долл./баррель выглядит неисправимым оптимистом, ABN Amro (18 долл./баррель) и Goldman Sachs (16 долл./баррель) весьма скептически оценивают ситуацию. Заметим, что прогнозы эти - на цену барреля смеси Brent, которая традиционно дороже российских смесей Urals и Siberian Light на 1,5-2,2 доллара.

Политика России строится по схеме "всем сестрам по серьгам". Традиционным партнерам обещаем стабильные поставки нефти, ОПЕК - согласование позиций, Соединенным Штатам - поддержку военной операции в Афганистане. Реально же добыча и экспорт нефти из России только увеличиваются, чему весьма поспособствуют в этом году новые нефтепроводные проекты, проектировавшиеся в условиях другой ценовой конъюнктуры. Как заявил вице-премьер Виктор Христенко, добыча нефти составит в России в IV квартале 90,8 млн. тонн - на 8,1% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Идеальная для нашей страны ситуация складывалась в 1999-2000 годах: когда ОПЕК несколько раз сокращала добычу, а цены росли, Россия интенсивно увеличивала поставки. Может ли такое продолжаться бесконечно долго? Ответ очевиден: нет. На сегодняшний вызов надо давать ответ, адекватный сложившейся ситуации.

Это, разумеется, отнюдь не означает, что мы должны в экстренном порядке вступить в ОПЕК или тем более сокращать нефтедобычу. Но реальный механизм контроля за экспортом должен быть создан - с ОПЕК или без нее. Затягивать пояса придется российским компаниям-нефтедобытчикам, и именно им нужна отлаженная технология согласования интересов. Возможно, заявление российских властей о сокращении экспортных поставок в IV квартале на 1 млн. тонн способно несколько стабилизировать среднесрочную динамику цен, а затем пересматривать реальный график транспортировки и не придется. Так или иначе, сегодня нефтяному рынку как никогда нужна точная опека. ОПЕК обеспечить ее пока не в состоянии.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net