Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Традиционное деление французской политики на право- и левоцентристов может быть вытеснено или по крайней мере дополнено новыми: между консерваторами и «сторонниками прогресса» в духе Макрона или между глобализмом и национализмом, как предлагает Ле Пен. И тогда финальная битва этой кампании вообще пройдет без представителей традиционных партий, а будет между прогрессивным Макроном и консервативной Ле Пен

Бизнес, несмотря ни на что

10 февраля парламент Венесуэлы отказался согласовать увеличение доли «Роснефти» в совместном с государственной PDVSA (Petróleos de Venezuela) предприятии Petromonagas, что ставит под сомнение всю инвестиционную стратегию «Роснефти» в Венесуэле.

Интервью

Первые действия администрации Трампа в отношении ближневосточного региона свидетельствуют о намерении в значительной степени пересмотреть политику Обамы. О принципах политики нового хозяина Белого дома на Ближнем Востоке, перспективах отношений с Ираном и роли России в региональных кризисах в интервью Политком.RU рассказывает программный директор «Валдайского клуба» Андрей Сушенцов.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Текущая аналитика

17.02.2016 | Александр Ивахник

Думский сговор: кому нужен раздел мажоритарных округов?

Лидеры парламентских партий15 февраля все основные российские СМИ сообщили, что между «Единой Россией», КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией» готовится соглашение, гарантирующее для их ведущих деятелей беспроблемное прохождение в Госдуму нового созыва по одномандатным округам. Реалистичен ли данный сценарий и почему власть и оппозиция решили координировать предвыборную борьбу?

Согласно этим сообщениям, руководство четырех парламентских партий начало переговоры о заключении соглашения по разделению 40 мажоритарных избирательных округов (из 225) между собой. Предполагается, что каждая партия получит по 10 избирательных округов, где ее выдвиженцы не встретят конкуренции со стороны других думских партий, а уж победить кандидатов от непарламентских партий или самовыдвиженцев не составит труда.

Тему подготовки межпартийного соглашения наиболее активно комментировал вице-спикер Госдумы, секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Он рассказал «Известиям», «Ведомостям», РБК и «Газете.Ru», что с такой инициативой к единороссам обратились представители других парламентских партий. По его словам, сейчас тема обсуждается, но говорить о наличии договоренностей пока рано. Неверов пояснил идею консультаций следующим образом: «У каждой парламентской партии есть люди, которые являются сильными экспертами в своих областях. Крайне важно поддержать таких специалистов, которые будут приносить пользу в Государственной Думе».

Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев и замглавы фракции ЛДПР Ярослав Нилов подтвердили факт переговоров. По словам Лебедева, идея поддерживается всеми парламентскими партиями. «Конечно, это всем интересно. Каждая партия получит высокий процент уверенности, что ряд их кандидатов точно пройдет в Думу», – сообщил он «Газете.Ru».

Несмотря на слова упомянутых политиков о том, что переговоры находятся в начальной стадии, в СМИ приводится целый список видных представителей всех четырех думских фракций, которые якобы будут выдвигаться в договорных округах. Среди единороссов называются сам Сергей Неверов, заместители секретаря Генсовета ЕР Сергей Железняк и Андрей Исаев, глава думской фракции Владимир Васильев, глава комитета по безопасности Ирина Яровая, сопредседатель штаба ОНФ Ольга Тимофеева, секретарь московского отделения партии Николай Гончар, зампред комитета по конституционному законодательству, сопредседатель московского штаба ОНФ Вячеслав Лысаков и ряд других. В КПРФ возможность избираться без серьезной конкуренции получат первый вице-спикер Госдумы и первый зампред ЦК партии Иван Мельников, председатель комитета Госдумы по природным ресурсам и зампред ЦК Владимир Кашин, глава комитета по земельным отношениям и строительству Алексей Русских, член президиума ЦК КПРФ Леонид Калашников и глава юридической службы партии Вадим Соловьев. Среди депутатов от ЛДПР называют председателя думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава Нилова и зампреда комитета по науке, экс-кандидата в мэры Москвы Михаила Дегтярева. Наконец, от «Справедливой России» в привилегированный список могут попасть глава комитета Госдумы по жилищной политике Галина Хованская, заместители главы фракции Михаил Емельянов и Валерий Гартунг, ответственный за электоральную работу партии Александр Бурков.

В связи с массированно появившейся в СМИ информацией о подготовке межпартийного соглашения по 40 мажоритарным округам неизбежно возникает целый ряд вопросов. Первый вопрос касается смысла самой идеи. В политическом плане организация кулуарного, закрытого дележа одномандатных округов между партией власти и партиями парламентской оппозиции прямо противоречит неоднократным заявлениям Кремля о том, что выборы в Госдуму будут конкурентными и прозрачными. Взаимное снятие кандидатур нередко случается в мировой электоральной практике между партиями с близкими ценностями, да и то, как правило, во втором туре. В российском случае думские партии ничто не роднит, кроме одного – полной лояльности и покорности президентской властной вертикали. А в практическом плане совершенно не ясно, зачем делить мажоритарные округа, чтобы обеспечить прохождение в Госдуму по десятку VIP-персон из всех фракций. Ведь гораздо проще включить их в партийные списки на проходные места.

Второй вопрос: откуда все-таки проистекает эта неожиданная идея? Представители СР и КПРФ не только опровергли слова Сергея Неверова о том, что инициатива исходит от думской оппозиции, но не подтвердили и сам факт переговоров. Эсер Александр Бурков, ответственный за избирательную кампанию своей партии, сказал «Газете.Ru», что о подготовке соглашения не слышал и относится к этой идее отрицательно. Он выразил уверенность, что любые переговоры с ЕР бессмысленны, так как на уровне регионов губернаторы и мэры все равно будут проталкивать «своих близких» невзирая на то, о чем договорились в Москве. По словам Буркова, у СР и КПРФ нет проблем с одномандатниками и нет интереса в таких договоренностях, «схема нерабочая». Секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов сказал «Коммерсанту»: «Мне не известно, чтобы были подобные договоренности, эта тема работает для зондажа чьих-то идей». Другой секретарь ЦК и глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев решительно заявил «Ведомостям»: «Это провокация со стороны администрации. Единороссы, эсеры и ЛДПР – единая сила, они могли между собой и поделить округа, и о процентах договориться. Мы в оппозиции и никогда не будем ни о чем договариваться».

И всё же, видимо, ситуация не так определенна. Умудренный в кремлевской политической кухне Геннадий Зюганов заявил «Газете.Ru», что пока не в курсе переговоров о межпартийном соглашении, но сама по себе идея у него отторжения не вызывает. «Чтобы заключать соглашения и договариваться, надо понимать, на какой основе и во имя чего. Мы – за диалог. Если будут соблюдаться правила кампании, то избиратель должен смотреть на диалог и определяться. Пока «Единая Россия» готовность к диалогу не проявляла», – осторожно высказался лидер КПРФ. В свою очередь, Сергей Неверов счел нужным прокомментировать ситуацию на своей странице в Facebook. Он вновь отметил, что «формат самого обсуждения был предложен не нами». И затем добавил: «Мы считаем, что такой межпартийный диалог должен быть открытым. Если же Александр Бурков и Иван Мельников считают иначе или хотят что-то скрыть, то напоминаю им старую истину: все тайное рано или поздно становится явным. А вообще, судя по всему, партийное руководство просто не ставит их в известность о том, что ведутся такие переговоры».

Подобная таинственность невольно наводит на предположение, что идея межпартийного дележа части мажоритарных округов родилась и продвигается в администрации президента, что подтверждает и скудная информация «Газеты.Ru». Собеседник издания в Госдуме заявил, что «с идеей соглашения вообще не партии выходили». Другой источник, близкий к Кремлю, сообщил, что инициатива точно обсуждалась в АП.

Если подготовка межпартийного соглашения – не просто информационный вброс ради прощупывания реакции лидеров думской оппозиции, а реальность, то напрашивается главный вопрос: какова цель будущего соглашения, кому оно выгодно? Сергей Неверов и источник «Известий» в Кремле утверждали, что «страдающая сторона» здесь – «Единая Россия», поскольку именно она способна выдвинуть везде сильных кандидатов. Однако на самом деле, конечно, есть округа с особенно тяжелым социально-экономическим положением, с традиционно высоким протестным потенциалом, где единороссы не имеют высоких шансов на успех. И от выдвижения своих кандидатов в таких округах, сославшись на межпартийные договоренности, вполне разумно отказаться.

Зато за процессом заключения соглашения между парламентскими партиями по распределению части одномандатных округов не трудно увидеть общеполитический интерес Кремля и «Единой России». Сейчас власть явно обеспокоена тем, что предвыборная кампания в условиях нарастающего ухудшения условий жизни основной массы жителей страны будет подталкивать партии системной оппозиции к увеличению накала критики правительства Дмитрия Медведева и радикализации выступлений в стенах уходящей Госдумы. Реализация такого сценария поставит в крайне сложное положение «Единую Россию», возглавляемую премьер-министром. Вступление в сделку, гарантирующую отсутствие серьезной конкуренции хотя бы в 10 округах, должно несколько остудить критический пыл думских оппозиционеров, надежнее поставить их в дозволенные рамки поведения, не допускающие раскачивания ситуации. В этом, очевидно, и состоит целеполагание власти при выдвижении идеи об облегченном прохождении в новую Госдуму «особо ценных экспертов».

Впрочем, достижение парламентскими партиями соглашения о дележе 40 мажоритарных округов может принести и неожиданный побочный результат. В тех округах, где будет выдвигаться кандидат от партии думской оппозиции в отсутствие кандидата от партии власти, сам этот факт даст выдвиженцам непарламентских партий убедительный довод для критики такого кандидата как несамостоятельного, зависимого от кулуарных решений в верхах. И подобные аргументы могут повлиять на электоральное поведение протестно настроенных избирателей, особенно в тех случаях, когда внепарламентские кандидаты будут иметь серьезный ресурс и поддержку в местной элите.

Александр Ивахник - руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

2016 год прошел под знаком депрессивных настроений в обществе, росте усталости и аполитичности. Одновременно «Единая Россия» сумела разгромно выиграть на парламентских выборах, а победа Дональда Трампа в США дает надежды на внешнеполитическую разрядку. Что же ждет российское общество и политический режим в среднесрочной перспективе?

Почему Верховному суду США и событиям, разворачивающимся вокруг кандидатуры нового судьи, уделяется столь пристальное внимание? В первую очередь, это связано со спецификой американской системы сдержек и противовесов, в которой Верховный суд занимает особое место.

Французская Le Figaro 19 января опубликовала материал о том, что в то время, как исламистское правительство Ливии испытывает недостаток ресурсов, военный лидер востока страны Халифа Хафтар противостоит Триполи и имеет шансы прийти к власти. В этих условиях западные страны стремятся договориться с военачальником, еще ранее выстроившим тесные отношения с Россией и считающимся «фаворитом Москвы».

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net