Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.02.2016 | Александр Ивахник

Подкоп под строение Каменщика

Дмитрий КаменщикВ сети российской правоохранительной системы попал очередной крупный предприниматель. На этот раз им оказался основной владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик. Басманный суд Москвы 19 февраля поместил его под домашний арест до 18 апреля.

Формально дело связано с обстоятельствами, сопровождавшими теракт в зале прилетов «Домодедово» 24 января 2011 года, который унес жизни 37 человек. Однако есть основания полагать, что силовые структуры вновь выступают инструментом перераспределения крупной собственности. Аэропорт «Домодедово» – единственный полностью частный аэропорт московского авиаузла, сохраняющий высокую рентабельность даже в период экономического кризиса – безусловно, является весьма привлекательным активом. Особенно в условиях, когда крупных предприятий, приносящих стабильную прибыль и не подконтрольных предпринимателям, близким к вершинам власти, становится всё меньше и меньше. Дмитрий Каменщик никогда не входил в околокремлевские бизнес-группировки. Это такой одинокий волк, для которого строительство на базе «Домодедова» современного, технологичного и эффективного, авиатранспортного комплекса стало делом всей жизни.

В ходе судебного заседания по мере пресечения Дмитрию Каменщику наиболее показательным было выступление представителя прокуратуры. Он подчеркнул, что на момент совершения теракта не было нормативных документов, обязывающих сотрудников служб авиационной безопасности, а тем более владельцев аэропортов, обеспечить прохождение всех посетителей через рамки металлоискателей. Поэтому не было каких-либо оснований для задержания Каменщика, а предъявление обвинения является незаконным. Представитель надзорного ведомства призвал судью освободить Каменщика прямо в зале суда и сообщил, что Генпрокуратурой внесено требование руководителю СКР прекратить уголовное преследование. Похоже, в данном случае Генпрокуратура, которая давно находится в корпоративном конфликте с СКР, решила проявить принципиальность.

Стоит добавить, что еще в 2011 году, вскоре после теракта, СКР возбудил уголовное дело по факту нарушения правил транспортной безопасности в «Домодедово» (ч.1 ст.263 УК РФ). Это дело закрывалось, возобновлялось, лежало без движения и летом 2015 года было прекращено. Следственная группа во главе с Сергеем Дубинским пришла к выводу об отсутствии в действиях должностных лиц аэропорта состава преступления. Однако тогда же СКР возбудил новое уголовное дело уже по другой статье, по которой сейчас и обвиняются руководители аэропорта. Причем ведение дела было поручено той же следственной группе. Создается впечатление, что перед следствием поставлена задача хоть с какого-то бока, но зацепить собственника «Домодедово».

В бизнес-среде и в экспертных кругах практически никто не верит, что уголовное дело Дмитрия Каменщика действительно связано с попыткой СКР выявить всех виновных, не только прямых, но и косвенных, в теракте 2011 года. В России еще не было случаев, чтобы по делам о многочисленных терактах привлекались собственники объектов, в которых эти теракты осуществлялись. Преследование Каменщика однозначно трактуется независимыми комментаторами как попытка отнять собственность. Ну, если не отнять, то заставить продать задешево. Проводятся аналогии то с «делом ЮКОСа», то с отъемом «Башнефти» у Владимира Евтушенкова.

У такой версии есть весомые основания в виде непростой истории взаимоотношений Дмитрия Каменщика с госорганами. Еще в студенческие годы он возглавил небольшую компанию «Ист Лайн», занимавшуюся грузовыми авиаперевозками. Он пришел в аэропорт «Домодедово» (тогда – государственное Домодедовское производственное объединение гражданской авиации) в 1992 году, чтобы арендовать самолет. За несколько лет «Ист Лайн» выросла до самого крупного грузового авиаперевозчика в России и стала арендовать в «Домодедово» весь свободный авиапарк.

В середине 90-х «Ист Лайн» на паях с Домодедовским ПО построила новый почтово-грузовой терминал, а в конце 90-х – занялась полной реконструкцией аэровокзала. Кто летал из «Домодедово» 20 лет назад, тот помнит, какое ужасное это было зрелище. А в начале 2000-х появился самый современный на тот момент в России пассажирский терминал. В кризисном 1998 году структуры Каменщика взяли в аренду на 75 лет аэродромное хозяйство. Права собственности на аэропортовый комплекс «Ист Лайн» получила в ходе банкротства соответствующих госпредприятий. Впрочем, сама компания «Ист Лайн» была продана Каменщиком в 2004 году, и он полностью сосредоточился на развитии аэропорта. За 20 лет совокупные частные инвестиции в аэропорт превысили 2 млрд. долларов. К 2005 году «Домодедово» обогнало «Шереметьево» по пассажиропотоку, а в 2009 году «Домодедово» признали лучшим аэропортом в Восточной Европе.

И как раз в середине 2000-х годов, когда аэропорт стал яркой «историей успеха», на структуры Дмитрия Каменщика началась массированная атака государства. Росимущество попыталось через многочисленные судебные иски о незаконности приватизации вернуть аэропорт государству. Дело дошло до президиума Высшего арбитражного суда, который в 2007 году прекратил производство по этому делу, признав законность собственности владельцев аэропорта. Попытки Росимущества оспорить аренду аэродромного хозяйства продолжались до 2012 года, когда в результате мирового соглашения была в четыре раза повышена арендная ставка.

После теракта 2011 года Дмитрий Каменщик был вынужден открыть до этого совершенно непрозрачную структуру собственности. Выяснилось, что он является единственным конечным бенифициаром аэропорта. Тогда же появились слухи, что интерес к покупке «Домодедово» проявляют группа «Сумма» Зиявудина Магомедова, «Ренова» Виктора Вексельберга и «Альфа-групп» Михаила Фридмана. В 2013 году пошли разговоры, что в переговоры с Каменщиком о покупке аэропорта вступили структуры «Роснефти». Характерно, что в эти годы в отношениях с госорганами у «Домодедова» стали нарастать проблемы оперативного характера. В частности, задерживалось согласование Росавиацией проекта строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Сейчас источники «Коммерсанта» в авиаотрасли отметили, что предъявление Дмитрию Каменщику обвинения связано с идеей Кремля об интеграции трех московских аэропортов в единый комплекс, чему якобы противился владелец «Домодедова». Еще больше правдоподобия этой версии придает тот факт, что совсем недавно основным частным акционером аэропорта «Шереметьево» стал Аркадий Ротенберг.

Как бы то ни было, ясно, что в ближайшем будущем вокруг контроля над аэропортом «Домодедово» будет происходить жесткая борьба. И можно предположить, что Дмитрий Каменщик, который в отличие от Владимира Евтушенкова является не многопрофильным инвестором, а строителем монопрофильного бизнеса, будет бороться за этот бизнес до конца. Тем более что, по свидетельствам его знакомых, человек он крайне упертый. Что касается инвестиционного климата в стране, то вряд ли такого рода события способны ухудшить его еще больше.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net