Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предстоящие 10 сентября региональные и муниципальные выборы занимают особое место в российской электоральной политике. Впервые в истории избирательный цикл приобрел растянутый характер, когда выборы, проходящие в субъектах Федерации, состоятся, притом в немалом количестве, после думской кампании и перед кампанией президентской.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Три года назад правительство РФ приняло решение о контрсанкциях – в ответ на западные экономические санкции, введенные после начала кризисов в Крыму и на Донбассе. В обществе существуют различные оценки этой политики. В итогах импортозамещения, внутренних и внешних факторах российской экономики в условиях санкций и контрсанкций помогал разобраться старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара, к. э. н. Сергей Жаворонков.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

29.02.2016 | Татьяна Становая

Хрупкое перемирие

Хрупкое перемириеРоссия и США достигли договоренности о прекращении огня в Сирии с 27 февраля. Исключение будет сделано только в отношении организаций, признанных террористическими Совбезом ООН – ИГИЛ и «Ан-Нусра». В России это преподносится как дипломатический успех. Однако пока перемирие и договоренности выглядят очень зыбкими.

22 февраля президент России Владимир Путин выступил с телеобращением, в котором заявил о достижении договоренности между Россией и США о прекращении огня на территории Сирии с 27 февраля. В России это преподносится как крупный дипломатический успех Москвы и Вашингтона, шанс на заметное сближение позиций по политическому урегулированию в Сирии. Однако и перемирие, и договоренности между Россией и США кажутся очень зыбкими.

Важно отметить, что сирийское урегулирование стало вопросом, которым Владимир Путин занимается лично и детально. Плотные контакты поддерживались с Башаром Асадом, руководством Саудовской Аравии, Эмиратов, Ирана. В Тегеран со специальным визитом был направлен и российский министр обороны Сергей Шойгу, который передал руководству страны послание Путина. Таким образом, российский лидер прилагал усилия к синхронизации политики российских союзников в сирийском урегулировании, а также вовлечению в мирный процесс и стран, которые выступают решительно против сирийского режима. Продолжает работать связка Джона Керри и Сергея Лаврова, которые, по сути, и готовили почву для достигнутых соглашений. Ранее многие критики, особенно на Западе, стали высказывать сомнения в их способности сохранять потенциал договороспособности.

Как заявил президент России в своем обращении, прекращение огня в Сирии должно наступить 27 февраля в полночь. Огонь обязаны прекратить сирийские военные, авиация России и силы коалиции под эгидой США. Глава российского государства заявил, что договоренность о «прекращении боевых действий» в Сирии была принята Россией и США как сопредседателями Международной группы поддержки Сирии. Президент в своем обращении дал понять, что соглашение о прекращении огня должно стать началом политического урегулирования в Сирии. «Убежден, что согласованные с американской стороной совместные действия способны радикальным образом развернуть кризисную ситуацию в Сирии. Появился наконец реальный шанс положить конец многолетнему кровопролитию и насилию. В результате должен быть облегчен гуманитарный доступ ко всем нуждающимся сирийским гражданам», — заявил Путин.

Россия до сих пор была в наименьшей степени заинтересована в прекращении огня. Изначальная задача Москвы состояла в военном сопровождении сирийской армии, которой стратегически важно было занять один из ключевых населенных пунктов – город Алеппо. Кроме того, Россия наставала на обеспечении контроля над турецко-сирийской границей, откуда, как уверяли российские военные, Турция активно торговала с боевиками ИГИЛ. Однако такая позиция, выигрышная в военном плане, оказалась проблемной в дипломатическом. В начале февраля ООН, США и их союзники по коалиции - Турция и Саудовская Аравия - обвинили Москву в срыве политических переговоров. В практической плоскости стало обсуждаться непосредственное военное участие в конфликте армии Саудовской Аравии и Турции, что для Россия означало бы долгую затяжную войну и утрату надежд на дипломатические успехи.

Поэтому сначала Москва согласилась на отложенное перемирие с 1 марта, что дало бы сирийской армии время на закрепление в районе Алеппо. Однако ни Запад, ни его союзников, ни сирийскую оппозицию это не устраивало. В то же время, несмотря на то, что перемирие объявлено с 27 февраля (что близко к 1 марта), сирийской армии не удалось добиться в последние дни значимых успехов. Напротив, ей в течение нескольких дней пришлось ликвидировать последствия контрудара ИГИЛ, в результате которого на время была перерезана ключевая дорога, ведущая в Алеппо.

Для России одной из самых сложных задач было убедить самого Башара Асада пойти на перемирие. Асад заявил о намерении идти до победного конца и ни о каком перемирии слышать не хотел. В своем телеобращении Владимир Путин пообещал «провести необходимую работу с Дамаском».

Ситуацию в Сирии очень часто сравнивают с гибридной войной на востоке Украины с той лишь разницей, что Россия в данном случае поддерживает официальное правительство, а не вооруженную оппозицию. В то же время для США и союзников – правительственные войска и другие вооруженные группировки, воюющие на стороне Асада – дискредитированные силы, которые должны уйти с политической арены. В отличие от Украины, у России нет и прямого влияния: Асад, несмотря на опору на российскую военную поддержку, гораздо автономнее, чем пророссийские вооруженные формирования на Донбассе.

Отсюда возникает одна из главных проблем – как Россия может гарантировать прекращение огня силами Дамаска? И готова ли Москва взять на себя ответственность за решения Асада в условиях, когда Запад не доверяет намерениям России действительно прекратить огонь?

Россия особенно подчеркивает, что нынешнее соглашение о перемирии - чисто российско-американская инициатива, к которой Дамаск не имеет отношения. Москва публично дистанцируется от Башара Асада, а его резкие заявления критикуются российскими дипломатами. Так, заявление сирийского президента о том, что у Сирии нет выбора, «кроме победы в войне», было негативно расценено постпредом России при ООН Виталием Чуркиным, который указал, что такое заявление «диссонирует» с дипломатическими усилиями России. В то же время уже 23 февраля МИД Сирии заявило о согласии «остановить боевые действия на основе продолжения военных усилий против терроризма … в соответствии с российско-американской договоренностью». В тот же день президент Сирии Башар Асад назначил на 13 апреля досрочные парламентские выборы. Для сирийского президента – это один из инструментов легитимации его режима. Однако выборы не нравятся ни России, ни Западу.

Для Асада прекращение огня – очень трудное решение. Тут тоже напрашиваются параллели с Украиной: известно, например, какое неприятие вызвала команда Москвы в сентябре 2014 года «не брать Мариуполь», когда пророссийские ополченцы имели для этого все возможности. И это было в ситуации, когда у России было гораздо больше рычагов воздействия. Тогда как раз стартовал нормандский процесс и было подписано первое минское соглашение.

Одним из главных рисков в сирийском конфликте остается и недоверие между Россией и США. С одной стороны, Москва и Вашингтон договорились, что стороны будут обмениваться информацией о группах, которые заявили о своей приверженности соглашению, а также «разрабатывать механизмы», чтобы прекратить удары по этим силам со стороны США, России и сил официального Дамаска. Для мониторинга создана комиссия Международной группы поддержки Сирии, куда вошли представители России и США, она будет осуществлять свою деятельность под эгидой посланника ООН по Сирии Стафана де Мистуры. Это первый оформленный механизм определения внутрисирийских правил игры с точки зрения и интересов ключевых участников сирийского урегулирования. Однако с другой стороны, США опасаются, что передача России данных о нахождении сирийской оппозиции обозначит цели для нанесения военных ударов. К тому же в достигнутом соглашении говорится о праве допустимой самообороны, что может стать прикрытием для военных операций.

Соглашение между Россией и США было достигнуто в условиях, которые, скорее, играли против сближения позиций, и в этом особенная ценность нынешних договоренностей. В последнее время риторика Вашингтона в отношении России стала жестче. Появились неприятные для Москвы новости. Так, сообщалось, что Белый дом якобы рекомендовал японскому премьеру воздержаться от визита в Россию. Предварительная дата возможного визита была намечена на май. Кроме того, Вашингтон рекомендовал американским банкам не покупать российские евробонды. Появилась и информация об обсуждении новых экономических санкций. США продолжают занимать и наиболее жесткую позицию по украинской проблеме. Барак Обама, говоря о достижении договоренности с Россией о перемирии в Сирии, упомянул и украинский кризис, указав на необходимость для пророссийских сепаратистов на востоке Украины соблюдать минские соглашения. При этом Москва продолжает настаивать, что минские соглашения не соблюдаются именно украинской стороной.

США при этом дают понять, что не намерены замыкаться на достигнутом плане перемирия, если он не будет соблюдаться. Wall Street Journal сообщил о подготовке Пентагоном и ЦРУ «плана Б»: руководители этих ведомств не верят, что Россия будет соблюдать перемирие в Сирии, и добиваются от администрации президента США усиления давления на Москву. В частности, предлагается поддержать разведданными сирийских повстанцев, это позволит им лучше защищать себя от российских авиаударов. Кроме того, в Белом доме рассматривают введение новых экономических санкций против Москвы. Однако высокопоставленные источники издания сообщили, что сомневаются в поддержке подобного предложения европейскими странами. Одним из главных препятствий для наземной операции является проблема курдов, против которых воюет Турция и которых при этом поддерживают США.

В то же время наземное присутствие США в Сирии обсуждается как вариант поддержания «зоны безопасности» на севере Сирии. Для этого может понадобиться контингент от 15 до 30 тыс. солдат, заявил госсекретарь США Джон Керри в рамках своего выступления перед сенатом. «Мы готовы на это пойти?», - задался он вопросом, отражая мнение противников этого решения.

Источник в МИД России ранее заявил, что Москва не в курсе американского «плана Б». Он отметил, что США «не стоит сдаваться раньше времени». Негативно на скептицизм США отреагировал и глава МИД России Сергей Лавров. Он заявил, что заявления, которые ставят под сомнение договоренности России и США по Сирии, — это призывы к войне, а не к миру. «Буквально в тот же день, когда Россия и США одобрили инициативу о прекращении огня в Сирии, стали раздаваться голоса из столиц союзников США и из Вашингтона, которые подвергли сомнению жизнеспособность этой договоренности. Мы откровенно хотим сказать, что в этих голосах звучит призыв к войне, а не к миру», — сказал он.

В то же время актуальным вопросом остается и готовность самой вооруженной сирийской оппозиции соблюдать перемирие. Оппозиционный Высший комитет по переговорам (ВКП) заявил, что временный режим прекращения огня будет соблюдаться в течение двух недель. Поддерживаемая Саудовской Аравией оппозиция «согласна ответить положительно на международные усилия по достижению прекращения огня» в Сирии при условии снятия осады сирийских городов, освобождения заключенных, прекращения бомбардировок мирного населения и доставки гуманитарной помощи, передавал AFP.

Прекращение огня означает интенсификацию мирных переговоров, для чего сторонам придется продолжить поиск компромиссов по вопросу определения списка террористических организаций на территории Сирии. Определение «умеренных» группировок будет сложной задачей, особенно в граничащей с Турцией провинции Идлиб (западнее Алеппо), заявил «Ведомостям» человек, близкий к Минобороны России: многие группировки с «умеренными» флагами воюют совместно с «Джебхат ан-Нусрой», а некоторые протурецкие группировки «умеренной» «Сирийской свободной армии» уже заявили, что продолжат войну не только с сирийской армией, но и с курдами.

Стратегические интересы России в Сирии меняются. Война против ИГИЛ руками Асада, приведшая к серьезному политическому и военному укреплению сирийского режима, уступает место дипломатическим приоритетам. Для Москвы сейчас важно заморозить ситуацию, что гарантирует сохранность сирийского режима при его возможной постепенной трансформации. При этом достижение договоренности с США были восприняты как крупный дипломатический успех, персонально значимый для лидеров России и США. И хотя этот успех кажется очень хрупким, это новый опыт взаимодействия с Вашингтоном в условиях геополитического кризиса. Что же касается перемирия, то обеспечить его будет крайне сложно: Россия и США не контролируют всех участников военных действий, а право воевать против ИГИЛ и «Ан-Нусра» размывает границы допустимого, так как террористические организации на территории Сирии территориально соседствуют с теми, которые не признаны таковыми Совбезом ООН. Соглашение о перемирии, в таких условиях, фактически оказывается попыткой США и союзников заставить Россию ослабить бомбардировки. Москва пока на это соглашается авансом, рассчитывая конвертировать военные победы в дипломатические дивиденды. Однако, если их не будет, военная операция может возобновиться с прежней интенсивностью.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С приближением президентских выборов в России обостряются дискуссии о том, какова должна быть политика в культурной сфере. Они далеко выходят за корпоративные рамки, так как связаны не только с отраслевой тематикой, но и с путями развития страны. Ключевые конфликты в этой сфере происходят вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя и балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова.

8 августа 2017 года исполняется девять лет со дня кратковременного вооруженного конфликта в Закавказье, получившего по аналогии с событиями 1967 года на Ближнем Востоке название «пятидневная война». Известный американский дипломат и эксперт-международник Рональд Асмус назвал свою книгу, посвященную «горячему августу» 2008 года «Маленькая война, которая потрясла мир».

Одну восьмую своего президентского срока Дональд Трамп уже отработал. Можно ли подводить какие-то промежуточные итоги, строить прогнозы на будущее? Да, но с риском разочаровать читателя: проблемы и противоречия, выявившиеся с самых первых недель президентства, только накапливаются, хотя и не в такой степени, чтобы считать провал полным и необратимым.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net