Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

10.03.2016 | Нана Гегелашвили

Кавказская миссия Могерини: перспективы политики ЕС в регионе

Федерика Могерини и Эдвард Налбандян29 февраля – 1 марта состоялся визит Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в две страны Закавказья - Азербайджан и Армению.

Визит Ф.Могерини в Баку стал первым после довольно напряженных отношений между ЕС и Азербайджаном. В последнее время ЕС постоянно подвергал Азербайджан резкой критике в отношении политики, проводимой Баку в области гражданских свобод, крайне неэффективных мер, направленных на совершенствование законодательства, а также урегулирование карабахского конфликта. Особо жесткая критика Брюсселя в адрес Баку содержалась в докладе Еврокомиссии, опубликованном в марте 2014 г., что и стало, пожалуй, главной причиной отказа президента Азербайджана Ильхама Алиева принять участие в Рижском саммите ЕС, состоявшемся в мае 2015 г. Более того, в преддверии парламентских выборов в Азербайджане, состоявшихся 1 ноября 2015 г., ЕС взял под обстрел власти этой страны за отсутствие дееспособной конкуренции и давление на оппозицию. В результате Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ приняло решение приостановить работу по мониторингу, осуществляемой миссией в ходе народного волеизъявления в Азербайджане через день после принятия 10 сентября 2015 г. Европарламентом резолюции, резко осуждающую ситуацию с правами человека в Азербайджане.

Однако, с самого начала было уже понятно, что временная ссора между ЕС и Азербайджаном не могла предполагать их полного разрыва. Реализация политики «Восточное партнерство», осуществляемой ЕС в отношении Азербайджана, базировалась, главным образом, на сотрудничестве в энергетической сфере. Вот почему в своем стремлении диверсифицировать маршруты и источники поставок энергоресурсов Каспия на европейские рынки, призванном снизить, таким образом, зависимость от российских энергоресурсов, Брюссель неуклонно использовал и продолжает использовать все инструменты своей внешней политики для установления стратегического партнерства в области энергетики с такими странами, как Азербайджан. Не случайно, что, находясь в Баку, Ф.Могерини приняла участие и во втором заседании министров Консультативного совета по проекту «Южный газовый коридор». По итогам заседания была подписана Совместная Декларация, в которой содержится намерение стран, вовлеченных в строительство газопроводов «Южного газового коридора», активно и плодотворно осуществлять стратегическое сотрудничество, направленное на реализацию этого проекта. Это позволяет предположить, что отношения между ЕС и Азербайджаном будут шириться и крепнуть , а проект Соглашения о стратегическом партнерстве, представленный Азербайджаном на Рижском саммите «Восточное партнерство» , будет вновь актуализирован. Что же касается позиции Баку по отношению к ЕС, то он не может не понимать того значения, которое играет Азербайджан при выстраивании энергетической стратегии Брюсселя, особенно в свете украинского кризиса.

В то же время сегодня ЕС осознает и все сложности, стоящие на пути членства стран «Восточного партнерства» в контексте его расширения. Такое понимание резко возрастает и в связи с проблемами, связанными с последствиями сирийского кризиса, приведшего к огромному числу беженцев из арабских стран, на пути их «поглощения» Брюсселем. Однако, невзирая на это, в то время, как нормативные ценности ЕС требуют от Азербайджана их соблюдения, стратегические интересы Брюсселя заставляют его закрыть глаза на отход от них.

В рамках визита Ф.Могерини в Закавказье Армения стала второй страной, которую посетила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В ходе ее встреч с президентом Армении Сержем Саргсяном, министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, представителями парламентских фракций и гражданского общества обсуждались внутренние реформы, проведенные в этой стране за последнее время, развитие отношений между ЕС и Арменией, а также ситуация в регионе. При этом, похоже, что политика комплементарности Армении, которая в силу своего географического положения всегда будет вынуждена балансировать между интересами Москвы и амбициями Запада, не позволяет ЕС вывести эту страну за рамки своих интересов, равно как и игнорировать стремление Еревана к сотрудничеству с Брюсселем во всех сферах, представляющих взаимный интерес в рамках программы «Восточное партнерство» .

Понятно, что нагорно-карабахский конфликт не может оставаться неурегулированным целую вечность и рано или поздно эту проблему придется решать. Желание сдвинуть конфликт с «мертвой точки» испытывают обе противоборствующие стороны. Главными признаками этого является попеременное возобновление боевых действий с обеих сторон вкупе с появляющимися время от времени заявлениями со стороны официальных чиновников, как Азербайджана, так и Армении о необходимости его решения.

Вот почему, действуя в рамках «Трансатлантического партнерства» ЕС пытается распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, обновляя и усовершенствуя свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства». Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A Democracy roadmap from Vilnius to Riga) , направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства», в которой впервые содержится намерение Брюсселя усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов. Согласно заявления представителя главы дипломатии ЕС Майи Косьянчич , «нынешний статус-кво в нагорно-карабахском конфликте является неприемлемым и для ЕС, и его мирное урегулирование остается приоритетом». Однако пока это все – лишь декларации о намерениях, что и создает патовую ситуацию, которая не предполагает в сегодняшних условиях никакого прорыва в урегулировании конфликта. К тому же резкое противостояние между РФ и Западом свели на «нет» и без того скудные возможности для скоординированных действий со стороны посредников. Тем не менее, в настоящее время формат Минской группы ОБСЕ остается непреложным, а инициативы, связанные с расширением ее мандата и размещении в зоне конфликта постоянных подразделений, наделенных полномочиями фиксировать нарушения, сегодня активно обсуждаются.

«Обновленные мадридские принципы», содержащие много недочетов относительно проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха, а также районов Азербайджана под контролем армянских сил и возвращение беженцев, могут стать отправной точкой по выходу из тупика. Не случайно, что, находясь в Ереване, Верховный представитель ЕС в который раз озвучила позицию Союза о том, что военного решения карабахского конфликта не существует и выступила в поддержку Мадридских принципов урегулирования конфликта и работы Минской группы ОБСЕ.

Таким образом, визит Федерики Могерини в две страны Закавказья – Азербайджан и Армению, сильно отстающих от третьей страны этого региона - Грузии - на пути их интеграции с ЕС, становится логическим продолжением политики «Восточное партнерство», особенно с учетом нарастающей конфронтации между двумя ключевыми игроками в регионе - РФ и Турцией, последствия которой могут выйти далеко за рамки этой политики.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net