Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кампания по выборам президента Франции уже преподнесла немало неожиданностей. Прежде всего, это, конечно, победы Фийона на первичных выборах «Республиканцев» и Амона – в Соцпартии, а также коррупционный скандал, превративший Фийона из бесспорного фаворита в «аутсайдера». Но главная неожиданность – это выход в лидеры Эммануэля Макрона, в 2006-2009 годах состоявшего в Социалистической партии, но сейчас позиционирующего себя независимым кандидатом.

Бизнес, несмотря ни на что

10 февраля парламент Венесуэлы отказался согласовать увеличение доли «Роснефти» в совместном с государственной PDVSA (Petróleos de Venezuela) предприятии Petromonagas, что ставит под сомнение всю инвестиционную стратегию «Роснефти» в Венесуэле.

Интервью

Первые действия администрации Трампа в отношении ближневосточного региона свидетельствуют о намерении в значительной степени пересмотреть политику Обамы. О принципах политики нового хозяина Белого дома на Ближнем Востоке, перспективах отношений с Ираном и роли России в региональных кризисах в интервью Политком.RU рассказывает программный директор «Валдайского клуба» Андрей Сушенцов.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Текущая аналитика

10.03.2016 | Нана Гегелашвили

Кавказская миссия Могерини: перспективы политики ЕС в регионе

Федерика Могерини и Эдвард Налбандян29 февраля – 1 марта состоялся визит Верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини в две страны Закавказья - Азербайджан и Армению.

Визит Ф.Могерини в Баку стал первым после довольно напряженных отношений между ЕС и Азербайджаном. В последнее время ЕС постоянно подвергал Азербайджан резкой критике в отношении политики, проводимой Баку в области гражданских свобод, крайне неэффективных мер, направленных на совершенствование законодательства, а также урегулирование карабахского конфликта. Особо жесткая критика Брюсселя в адрес Баку содержалась в докладе Еврокомиссии, опубликованном в марте 2014 г., что и стало, пожалуй, главной причиной отказа президента Азербайджана Ильхама Алиева принять участие в Рижском саммите ЕС, состоявшемся в мае 2015 г. Более того, в преддверии парламентских выборов в Азербайджане, состоявшихся 1 ноября 2015 г., ЕС взял под обстрел власти этой страны за отсутствие дееспособной конкуренции и давление на оппозицию. В результате Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ приняло решение приостановить работу по мониторингу, осуществляемой миссией в ходе народного волеизъявления в Азербайджане через день после принятия 10 сентября 2015 г. Европарламентом резолюции, резко осуждающую ситуацию с правами человека в Азербайджане.

Однако, с самого начала было уже понятно, что временная ссора между ЕС и Азербайджаном не могла предполагать их полного разрыва. Реализация политики «Восточное партнерство», осуществляемой ЕС в отношении Азербайджана, базировалась, главным образом, на сотрудничестве в энергетической сфере. Вот почему в своем стремлении диверсифицировать маршруты и источники поставок энергоресурсов Каспия на европейские рынки, призванном снизить, таким образом, зависимость от российских энергоресурсов, Брюссель неуклонно использовал и продолжает использовать все инструменты своей внешней политики для установления стратегического партнерства в области энергетики с такими странами, как Азербайджан. Не случайно, что, находясь в Баку, Ф.Могерини приняла участие и во втором заседании министров Консультативного совета по проекту «Южный газовый коридор». По итогам заседания была подписана Совместная Декларация, в которой содержится намерение стран, вовлеченных в строительство газопроводов «Южного газового коридора», активно и плодотворно осуществлять стратегическое сотрудничество, направленное на реализацию этого проекта. Это позволяет предположить, что отношения между ЕС и Азербайджаном будут шириться и крепнуть , а проект Соглашения о стратегическом партнерстве, представленный Азербайджаном на Рижском саммите «Восточное партнерство» , будет вновь актуализирован. Что же касается позиции Баку по отношению к ЕС, то он не может не понимать того значения, которое играет Азербайджан при выстраивании энергетической стратегии Брюсселя, особенно в свете украинского кризиса.

В то же время сегодня ЕС осознает и все сложности, стоящие на пути членства стран «Восточного партнерства» в контексте его расширения. Такое понимание резко возрастает и в связи с проблемами, связанными с последствиями сирийского кризиса, приведшего к огромному числу беженцев из арабских стран, на пути их «поглощения» Брюсселем. Однако, невзирая на это, в то время, как нормативные ценности ЕС требуют от Азербайджана их соблюдения, стратегические интересы Брюсселя заставляют его закрыть глаза на отход от них.

В рамках визита Ф.Могерини в Закавказье Армения стала второй страной, которую посетила Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности. В ходе ее встреч с президентом Армении Сержем Саргсяном, министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном, представителями парламентских фракций и гражданского общества обсуждались внутренние реформы, проведенные в этой стране за последнее время, развитие отношений между ЕС и Арменией, а также ситуация в регионе. При этом, похоже, что политика комплементарности Армении, которая в силу своего географического положения всегда будет вынуждена балансировать между интересами Москвы и амбициями Запада, не позволяет ЕС вывести эту страну за рамки своих интересов, равно как и игнорировать стремление Еревана к сотрудничеству с Брюсселем во всех сферах, представляющих взаимный интерес в рамках программы «Восточное партнерство» .

Понятно, что нагорно-карабахский конфликт не может оставаться неурегулированным целую вечность и рано или поздно эту проблему придется решать. Желание сдвинуть конфликт с «мертвой точки» испытывают обе противоборствующие стороны. Главными признаками этого является попеременное возобновление боевых действий с обеих сторон вкупе с появляющимися время от времени заявлениями со стороны официальных чиновников, как Азербайджана, так и Армении о необходимости его решения.

Вот почему, действуя в рамках «Трансатлантического партнерства» ЕС пытается распространить «зону своего влияния» на постсоветские страны, обновляя и усовершенствуя свой собственный европейский пакет для стран «Восточного партнерства». Для реализации этой цели ЕС выработал дорожную карту (A Democracy roadmap from Vilnius to Riga) , направленную на расширение сотрудничества со странами «Восточного партнерства», в которой впервые содержится намерение Брюсселя усилить роль ЕС в вопросе урегулирования затяжных конфликтов. Согласно заявления представителя главы дипломатии ЕС Майи Косьянчич , «нынешний статус-кво в нагорно-карабахском конфликте является неприемлемым и для ЕС, и его мирное урегулирование остается приоритетом». Однако пока это все – лишь декларации о намерениях, что и создает патовую ситуацию, которая не предполагает в сегодняшних условиях никакого прорыва в урегулировании конфликта. К тому же резкое противостояние между РФ и Западом свели на «нет» и без того скудные возможности для скоординированных действий со стороны посредников. Тем не менее, в настоящее время формат Минской группы ОБСЕ остается непреложным, а инициативы, связанные с расширением ее мандата и размещении в зоне конфликта постоянных подразделений, наделенных полномочиями фиксировать нарушения, сегодня активно обсуждаются.

«Обновленные мадридские принципы», содержащие много недочетов относительно проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха, а также районов Азербайджана под контролем армянских сил и возвращение беженцев, могут стать отправной точкой по выходу из тупика. Не случайно, что, находясь в Ереване, Верховный представитель ЕС в который раз озвучила позицию Союза о том, что военного решения карабахского конфликта не существует и выступила в поддержку Мадридских принципов урегулирования конфликта и работы Минской группы ОБСЕ.

Таким образом, визит Федерики Могерини в две страны Закавказья – Азербайджан и Армению, сильно отстающих от третьей страны этого региона - Грузии - на пути их интеграции с ЕС, становится логическим продолжением политики «Восточное партнерство», особенно с учетом нарастающей конфронтации между двумя ключевыми игроками в регионе - РФ и Турцией, последствия которой могут выйти далеко за рамки этой политики.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

2016 год прошел под знаком депрессивных настроений в обществе, росте усталости и аполитичности. Одновременно «Единая Россия» сумела разгромно выиграть на парламентских выборах, а победа Дональда Трампа в США дает надежды на внешнеполитическую разрядку. Что же ждет российское общество и политический режим в среднесрочной перспективе?

Почему Верховному суду США и событиям, разворачивающимся вокруг кандидатуры нового судьи, уделяется столь пристальное внимание? В первую очередь, это связано со спецификой американской системы сдержек и противовесов, в которой Верховный суд занимает особое место.

Французская Le Figaro 19 января опубликовала материал о том, что в то время, как исламистское правительство Ливии испытывает недостаток ресурсов, военный лидер востока страны Халифа Хафтар противостоит Триполи и имеет шансы прийти к власти. В этих условиях западные страны стремятся договориться с военачальником, еще ранее выстроившим тесные отношения с Россией и считающимся «фаворитом Москвы».

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net