Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Экспертиза

23.03.2016 | Александр Гущин

Украина в поиске премьера

Арсений ЯценюкВ последние дни украинская тематика вновь стала занимать важное место в новостях. Внутриполитический кризис в стране вышел на новый уровень, обнажив уже ставшие традиционными противоречия, и вновь сделал актуальным вопрос о досрочных парламентских выборах. По информации некоторых украинских политиков и СМИ, А.Яценюк уже написал заявление о своей отставке с поста премьер-министр. И в этот раз вероятность отставки если не стопроцентная, то достаточно большая.

Сегодня в Украине, как в силу системных факторов – отсутствия подвижек с конституционной реформой, отсутствия четких параметров соотношения полномочий президента и премьер-министра, значимых успехов в борьбе с коррупцией, так и в силу факторов тактического свойства – противоречий между П.Порошенко и А.Яценюком, падения рейтинга политических сил, которые составляли коалицию, и желания целого ряда фракций и партий пойти на досрочные выборы, сложилась кризисная внутриполитическая ситуация. Де-факто коалиции в Украине сейчас нет, вопрос ее формирования является ключевым вопросом для страны, одновременно с этим важнейшим вопросом является и будущее украинского правительства, от судьбы которого во многом зависит и проведение новых выборов.

Что касается политических рейтингов, то прежде всего следует отметить, что, по крайней мере, двум политическим силам, одной парламентской – «Батькивщине» и одной не прошедшей в парламент, не преодолевшей необходимый барьер – «Свободе», безусловно, выгодны новые выборы. Рейтинги этих политических сил сегодня растут, а «Батькивщина» вообще является лидером, в то время как рейтинг президентской политической силы сокращается. Партия Ю.Тимошенко набирает вес, в первую очередь, за счет падения рейтингов «Народного фронта». Если бы досрочные президентские выборы состоялись в настоящий момент, во втором туре победу бы одержала именно Тимошенко. Об этом свидетельствуют данные соцопроса Киевского международного института социологии. Результаты исследования показывают, что если бы в середине марта состоялись досрочные выборы президента, во втором туре 25% украинцев проголосовали бы за Ю. Тимошенко и только 16% респондентов поддержали бы действующего главу государства П.Порошенко. По голосованию в парламент «Батькивщина» также лидирует в рейтинге партий, опережая делящие второе место «Оппозиционный блок» и БПП.

Что касается других парламентских партий, то их положение более шаткое: радикалы Олега Ляшко, надеющиеся использовать золотую акцию при формировании новой коалиции, а также «Самопомощь» вряд ли могут рассчитывать на повторение своего успеха. Уже местные выборы показали, что «Самопомощь» сильна в городах, это партия городского класса, она может получать довольно высокий процент и в городах востока, но он пока явно недостаточен для того, чтобы претендовать на большое число мест в парламенте или иметь президентские амбиции. Предстоящие в следующее воскресенье выборы мэра Кривого Рога рассматриваются руководством «Самопомощи» как своеобразный замер на общенациональные перспективы ее лидера, львовского мэра А.Садового, и на будущие парламентские выборы, но доля готовых голосовать за кандидата, поддерживаемого «Самопомощью» – бывшего полевого командира С.Семенченко довольно низка – около 10%. И это несмотря на активно задействованный партийный аппарат, медийные и политтехнологические ресурсы.

Тимошенко, как никому другому новые парламентские выборы выгодны именно сейчас, во многом возможный успех на них обосновывает ее премьерские амбиции, которые вряд ли могут устроить нынешнего президента. США же новые парламентские выборы вряд ли нужны, ведь там прекрасно понимают, что никакой перезагрузки власти не будет, а будет тасование колоды, иная конфигурация в парламенте, в котором еще сложнее будет создать коалицию. Хотя рейтинг президента скорее могут поднять громкие разоблачения чиновников в коррупции, но рассчитывать на это, как и на такие приемы как создание искусственных партий (инструмент, хорошо показавший себя на местных выборах) вряд ли стоит, ведь системно выборы сами по себе политическую ситуацию не исправят. Без перезагрузки власти и обновления элит выборы вряд ли позволят вывести страну из положения внутриполитического цугцванга, вне зависимости от смены персоналий и пропорций мест в парламенте.

С вопросом о выборах тесно увязан вопрос о новом или новом-старом премьере. Наиболее вероятны три варианта. Первый по счету, но не по вероятности – сохранение А.Яценюка премьером. Этот сценарий мы уже наблюдали не раз – А.Яценюк сохранял свой пост, когда казалось, что отставка неминуема, но в этот раз его положение довольно сложное. Конечно, в пользу его сохранения выступает ряд влиятельных групп, но в целом против Яценюка играет слишком много факторов.

Во–первых, если правительство уцелеет, то оно в Раде буде опираться на диффузную, вариативную коалицию, похожую на коалицию меньшинства, и только по отдельным вопросам можно будет проголосовать те решения, которые предлагает кабинет министров. Таким образом, ни о какой быстрой работе говорить не придется. Такие коалиции и механизмы взаимодействия хороши для Европы, особенно Северной, но никак не для Украины. Во–вторых, А.Яценюк сегодня стал (не без помощи П.Порошенко) символом социально-экономической неудачи и коррупции, и рейтинги премьера и его партии «Народный фронт» стремятся к нулю, что выглядит явным перебором. В этих условиях сохранение правительства, даже в случае его разбавления людьми президента, в том числе на посту первого вице-премьера, будет означать продолжение политического кризиса и досрочные выборы летом - осенью 2016 года. Наконец, Запад, прежде всего США, видя в Яценюке противовес Порошенко, вероятно, уже охладевает к своему протеже.

Следующий вариант, который можно охарактеризовать как второй и по вероятности – назначение на пост премьера спикера парламента Гройсмана. О согласовании этой кандидатуры уже имеются утечки в СМИ. Однако пока о назначении Гройсмана как о свершившемся факте говорить рано. Плюсы этой кандидатуры в том, что он «свой» как для президента, так и для политической системы. При его премьерстве взаимодействие с Радой будет более стабильным, особенно если удастся договориться по постам с «Народным фронтом», который, например, настаивает на сохранении на своих должностях министра юстиции Петренко и министра внутренних дел Авакова. Вместе с тем, далеко не так однозначно, согласятся ли американцы усиливать президента и допускать возможность тандема президент – премьер, даже при условии сохранения принципа квот в правительстве. Кроме того, приход премьера от БПП означает для президента меньшее разделение ответственности – его личная ответственность за кандидатуру Гройсмана заметно выше.

Что касается кандидатуры нынешнего министра финансов Н.Яресько, то ее правительство может быть в большей степени правительством технократов. С одной стороны, оно может быть поддержано условным Западом. Кредиторам будет легче взаимодействовать с этим правительством. Кроме того, оно в меньшей степени будет ориентироваться на политические позиции министров, сможет более быстро проводить непопулярные решения и может быть с большей легкостью отправлено в отставку в будущем. На какое-то время это правительство может дать передышку в период острого политического кризиса. Однако, с точки зрения взаимодействия с нынешним парламентом перспективы правительства Яресько довольно туманны. Только в случае более или менее прочного соглашения о технократическом правительстве между основными игроками и получения правительством карт-бланша на определенный период времени такой антикризисный кабинет имеет шансы на существование.

В любом случае, какое бы правительство ни пришло сегодня к власти в Украине, оно столкнется как с вызовами социально-экономического кризиса, так и с кризисом политическим. Само развитие этого кризиса в течение последнего месяца показывает неповоротливость политической системы, доминирование узкоклановых интересов и стремление президента укрепить свои политические позиции по отношению к правительству и парламенту, с одной стороны, и добиться отсрочки на неопределенный срок парламентских выборов, с другой.

Александр Гущин – доцент РГГУ

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

17 января прошла большая пресс-конференция Сергея Лаврова по итогам деятельности российской дипломатии в 2016 года. Во время общения российского министра иностранных дел с журналистами закавказские сюжеты не фигурировали в числе приоритетных тем. Намного чаще в фокусе внимания оказывались перспективы нормализации отношений между Россией и США при новой американской администрации и разрешение конфликта в Сирии.

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net