Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Экспертиза

23.03.2016 | Александр Гущин

Украина в поиске премьера

Арсений ЯценюкВ последние дни украинская тематика вновь стала занимать важное место в новостях. Внутриполитический кризис в стране вышел на новый уровень, обнажив уже ставшие традиционными противоречия, и вновь сделал актуальным вопрос о досрочных парламентских выборах. По информации некоторых украинских политиков и СМИ, А.Яценюк уже написал заявление о своей отставке с поста премьер-министр. И в этот раз вероятность отставки если не стопроцентная, то достаточно большая.

Сегодня в Украине, как в силу системных факторов – отсутствия подвижек с конституционной реформой, отсутствия четких параметров соотношения полномочий президента и премьер-министра, значимых успехов в борьбе с коррупцией, так и в силу факторов тактического свойства – противоречий между П.Порошенко и А.Яценюком, падения рейтинга политических сил, которые составляли коалицию, и желания целого ряда фракций и партий пойти на досрочные выборы, сложилась кризисная внутриполитическая ситуация. Де-факто коалиции в Украине сейчас нет, вопрос ее формирования является ключевым вопросом для страны, одновременно с этим важнейшим вопросом является и будущее украинского правительства, от судьбы которого во многом зависит и проведение новых выборов.

Что касается политических рейтингов, то прежде всего следует отметить, что, по крайней мере, двум политическим силам, одной парламентской – «Батькивщине» и одной не прошедшей в парламент, не преодолевшей необходимый барьер – «Свободе», безусловно, выгодны новые выборы. Рейтинги этих политических сил сегодня растут, а «Батькивщина» вообще является лидером, в то время как рейтинг президентской политической силы сокращается. Партия Ю.Тимошенко набирает вес, в первую очередь, за счет падения рейтингов «Народного фронта». Если бы досрочные президентские выборы состоялись в настоящий момент, во втором туре победу бы одержала именно Тимошенко. Об этом свидетельствуют данные соцопроса Киевского международного института социологии. Результаты исследования показывают, что если бы в середине марта состоялись досрочные выборы президента, во втором туре 25% украинцев проголосовали бы за Ю. Тимошенко и только 16% респондентов поддержали бы действующего главу государства П.Порошенко. По голосованию в парламент «Батькивщина» также лидирует в рейтинге партий, опережая делящие второе место «Оппозиционный блок» и БПП.

Что касается других парламентских партий, то их положение более шаткое: радикалы Олега Ляшко, надеющиеся использовать золотую акцию при формировании новой коалиции, а также «Самопомощь» вряд ли могут рассчитывать на повторение своего успеха. Уже местные выборы показали, что «Самопомощь» сильна в городах, это партия городского класса, она может получать довольно высокий процент и в городах востока, но он пока явно недостаточен для того, чтобы претендовать на большое число мест в парламенте или иметь президентские амбиции. Предстоящие в следующее воскресенье выборы мэра Кривого Рога рассматриваются руководством «Самопомощи» как своеобразный замер на общенациональные перспективы ее лидера, львовского мэра А.Садового, и на будущие парламентские выборы, но доля готовых голосовать за кандидата, поддерживаемого «Самопомощью» – бывшего полевого командира С.Семенченко довольно низка – около 10%. И это несмотря на активно задействованный партийный аппарат, медийные и политтехнологические ресурсы.

Тимошенко, как никому другому новые парламентские выборы выгодны именно сейчас, во многом возможный успех на них обосновывает ее премьерские амбиции, которые вряд ли могут устроить нынешнего президента. США же новые парламентские выборы вряд ли нужны, ведь там прекрасно понимают, что никакой перезагрузки власти не будет, а будет тасование колоды, иная конфигурация в парламенте, в котором еще сложнее будет создать коалицию. Хотя рейтинг президента скорее могут поднять громкие разоблачения чиновников в коррупции, но рассчитывать на это, как и на такие приемы как создание искусственных партий (инструмент, хорошо показавший себя на местных выборах) вряд ли стоит, ведь системно выборы сами по себе политическую ситуацию не исправят. Без перезагрузки власти и обновления элит выборы вряд ли позволят вывести страну из положения внутриполитического цугцванга, вне зависимости от смены персоналий и пропорций мест в парламенте.

С вопросом о выборах тесно увязан вопрос о новом или новом-старом премьере. Наиболее вероятны три варианта. Первый по счету, но не по вероятности – сохранение А.Яценюка премьером. Этот сценарий мы уже наблюдали не раз – А.Яценюк сохранял свой пост, когда казалось, что отставка неминуема, но в этот раз его положение довольно сложное. Конечно, в пользу его сохранения выступает ряд влиятельных групп, но в целом против Яценюка играет слишком много факторов.

Во–первых, если правительство уцелеет, то оно в Раде буде опираться на диффузную, вариативную коалицию, похожую на коалицию меньшинства, и только по отдельным вопросам можно будет проголосовать те решения, которые предлагает кабинет министров. Таким образом, ни о какой быстрой работе говорить не придется. Такие коалиции и механизмы взаимодействия хороши для Европы, особенно Северной, но никак не для Украины. Во–вторых, А.Яценюк сегодня стал (не без помощи П.Порошенко) символом социально-экономической неудачи и коррупции, и рейтинги премьера и его партии «Народный фронт» стремятся к нулю, что выглядит явным перебором. В этих условиях сохранение правительства, даже в случае его разбавления людьми президента, в том числе на посту первого вице-премьера, будет означать продолжение политического кризиса и досрочные выборы летом - осенью 2016 года. Наконец, Запад, прежде всего США, видя в Яценюке противовес Порошенко, вероятно, уже охладевает к своему протеже.

Следующий вариант, который можно охарактеризовать как второй и по вероятности – назначение на пост премьера спикера парламента Гройсмана. О согласовании этой кандидатуры уже имеются утечки в СМИ. Однако пока о назначении Гройсмана как о свершившемся факте говорить рано. Плюсы этой кандидатуры в том, что он «свой» как для президента, так и для политической системы. При его премьерстве взаимодействие с Радой будет более стабильным, особенно если удастся договориться по постам с «Народным фронтом», который, например, настаивает на сохранении на своих должностях министра юстиции Петренко и министра внутренних дел Авакова. Вместе с тем, далеко не так однозначно, согласятся ли американцы усиливать президента и допускать возможность тандема президент – премьер, даже при условии сохранения принципа квот в правительстве. Кроме того, приход премьера от БПП означает для президента меньшее разделение ответственности – его личная ответственность за кандидатуру Гройсмана заметно выше.

Что касается кандидатуры нынешнего министра финансов Н.Яресько, то ее правительство может быть в большей степени правительством технократов. С одной стороны, оно может быть поддержано условным Западом. Кредиторам будет легче взаимодействовать с этим правительством. Кроме того, оно в меньшей степени будет ориентироваться на политические позиции министров, сможет более быстро проводить непопулярные решения и может быть с большей легкостью отправлено в отставку в будущем. На какое-то время это правительство может дать передышку в период острого политического кризиса. Однако, с точки зрения взаимодействия с нынешним парламентом перспективы правительства Яресько довольно туманны. Только в случае более или менее прочного соглашения о технократическом правительстве между основными игроками и получения правительством карт-бланша на определенный период времени такой антикризисный кабинет имеет шансы на существование.

В любом случае, какое бы правительство ни пришло сегодня к власти в Украине, оно столкнется как с вызовами социально-экономического кризиса, так и с кризисом политическим. Само развитие этого кризиса в течение последнего месяца показывает неповоротливость политической системы, доминирование узкоклановых интересов и стремление президента укрепить свои политические позиции по отношению к правительству и парламенту, с одной стороны, и добиться отсрочки на неопределенный срок парламентских выборов, с другой.

Александр Гущин – доцент РГГУ

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net