Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

22 июня в Сочи прошло годовое собрание акционеров компании «Роснефть». За два дня до этого исполнительный директор компании Игорь Сечин встретился с президентом России Владимиром Путиным: последний попросил вернуться к политике выплаты дивидендов в размере 50% от общей прибыли. Правда, просьба касалась 2017 года.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Бизнес несмотря ни на что

28.03.2016 | Татьяна Становая

Власть и бизнес: начало оттепели?

Владимир Путин и Александр Шохин23 марта под председательством Владимира Путина состоялось первое заседание рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства. Обсуждался ряд предложений бизнес-сообщества, касающихся законодательного обеспечения прав предпринимателей.

О создании рабочей группы Владимир Путина объявил в феврале этого года, на встрече с главой РСПП Александром Шохиным. Тогда из разговора создавалось впечатление, что инициатива исходит от Кремля, и именно ее появление и послужило главным поводом для встречи. Тогда Владимир Путин заявил, что предлагается обсуждать на площадке АП «тонкие места» в отношениях с правоохранительными органами. По словам президента, такие встречи могли бы проходить раз в квартал при возможном участии главы государства или руководителя администрации Сергея Иванова. В итоге Сергей Иванов и возглавил рабочую группу. Анализ отношений власти и бизнеса в этом контексте можно анализировать в трех плоскостях: аппаратной, политической и законодательной.

С аппаратной точки зрения, вероятно, речь идет об амбициях главы президентской администрации: именно Сергей Иванов становится главным связующим звеном между предпринимательским сообществом и правоохранительными органами. От «силовиков» в заседании рабочей группы приняли участие заместитель Генерального прокурора РФ Александр Буксман, заместитель министра внутренних дел Дмитрий Миронов, первый заместитель главы ФСБ Сергей Смирнов, замглавы СКР Илья Лазутов. Буксман - второе лицо в Генпрокуратуре и правая рука Юрия Чайки (они вместе работали еще в Минюсте). Сергей Смирнов также – второй человек в ФСБ, одноклассник Николая Патрушева и Бориса Грызлова, работал некоторое время под началом Евгения Мурова в ФСО, однако с 2003 года – на посту первого зама директора ФСБ. Илья Лазутов замом Александра Бастрыкина стал только в прошлом году. Он возглавлял главное управление Следственного комитета по Северо-Кавказскому федеральному округу, в производстве которого находятся дела о наиболее резонансных из совершенных в регионе тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по терактам.

Отдельно стоит упомянуть Дмитрия Миронова, который стал ответственным секретарем рабочей группы. Миронов – выходец из ФСО. Заместителем министра внутренних дел он стал в 2015 году, а до этого возглавлял Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), бывший глава которого Денис Сугробов сейчас находится под арестом за попытку дачи взятки высокопоставленному сотруднику ФСБ. Таким образом, Миронов не является человеком Владимира Колокольцева. Как писал «Коммерсант», при Миронове в ГУЭБиПК были проведены масштабная реорганизация и сокращения. Со временем ведомство, оказавшееся в кризисном состоянии после арестов генерала Сугробова и ряда других сотрудников, вышло из него, снова став одним из ключевых в министерстве. Например, именно сотрудники антикоррупционного главка задержали бизнесмена Александра Григорьева, предполагаемого организатора группы, которая вывела за границу порядка $46 млрд.

Интересной аппаратной особенностью рабочей группы является тот факт, что в нее не вошел ни один представитель правительства. От администрации президента, помимо Иванова, в группу были включены помощник президента по экономике Андрей Белоусов и глава Государственно-правового управления Лариса Брычева. Таким образом, группа будет состоять из весьма высокопоставленных и влиятельных силовиков.

В то же время повесткой рабочей группы занимался Андрей Белоусов. В последние несколько недель он провел ряд совещаний с силовиками и представителями бизнес-объединений, рассказали РБК четыре человека, знакомые с ходом подготовки заседания. Было выбрано несколько вопросов, которые касаются темы декриминализации предпринимательских нарушений и по которым после заседания могут быть даны поручения о дальнейшей проработке. В то же время по данным «Ведомостей», пожелания бизнеса в рабочую группу собирал Сергей Иванов. Он же был и главным докладчиком.

Судя по первому заседанию, рабочая группа будет в первую очередь заниматься правкой законодательства: именно в законодательной плоскости были сфокусированы ключевые вопросы для обсуждения. С основными предложениями выступил Сергей Иванов, предложивший, в частности, в случае возбуждения уголовного дела ограничить сроки изъятия у предпринимателей документов, жестких дисков и других носителей информации, дабы не блокировать деятельность компаний. Он также предложил поднять пороги крупного и особо крупного ущерба с учётом текущей экономической реальности. Одно из главных и давно обсуждаемых предложений было смягчение уголовного законодательства в сфере предпринимательства: освобождать от уголовной ответственности тех, кто впервые совершил правонарушение и добровольно возместил ущерб всем пострадавшим. Иванов также поддержал и предложение бизнеса закрепить в законе право на допуск нотариуса к предпринимателям, находящимся в следственных изоляторах, чтобы на время заключения под стражу у них была возможность делегировать право управления компанией.

Наконец, речь шла и о декриминализации статьи УК о мошенничестве, чего в свое время добился президент Дмитрий Медведев. Впоследствии это решение было пересмотрено: в 2014 году Конституционный суд решил, что эта норма нарушает принцип равенства всех граждан перед законом и не обеспечивает адекватную защиту прав потерпевших. Теперь Иванов предложил «по статье о мошенничестве дифференцировать пороговые значения нанесенного ущерба в зависимости от того, кто совершил мошеннические действия, то есть действовал ли человек индивидуально, в качестве индивидуального предпринимателя, либо в качестве представителя юридического лица, либо в составе организованной группы, что тоже имеет место».

Юристы и предприниматели в комментариях СМИ говорили, что все эти предложения – скорее символические поблажки, которые не изменят коренным образом положение бизнеса и не снимут угрозу его уголовного преследования. Так, не работает в полной мере и введенный Медведевым в 2009 году запрет применять арест в качестве меры пресечения в отношении обвиняемых по предпринимательским статьям. Однако правоохранительные органы вместо возбуждения дел по предпринимательским статьям, стали возбуждать дела по статье о мошенничестве.

Пока непонятно, в чем будет состоять особенность рабочей группы с точки зрения законодательной деятельности: инициативы в сфере либерализации уголовного права обсуждались на самых разных площадках, в том числе и с участием президента. Однако слишком многое зависело от политических трендов. При Медведеве удалось добиться значительных подвижек, а после возвращения Путина многие завоевания были отменны или пересмотрены.

Отсюда возникает другая интрига – можно ли появление рабочей группы и изменение риторики власти рассматривать как признак изменения политического тренда? В последнее время было слишком много сигналов, исходящих от власти и указывающих на то, что внутри нее прорабатываются вопросы послаблений для бизнеса. Многие наблюдатели обратили внимание на медведевскую стилистику послания президента Федеральному собранию в декабре прошлого года. Тогда Путин говорил, в частности, о модернизации и технологическом развитии страны, декриминализации ряда статей Уголовного кодекса, сужении оснований для использования ареста как меры пресечения. Правда, с тех пор не были принято в этом отношении ни одного решения. Заметным стало и выступление генпрокурора России Юрия Чайки на расширенной коллегии ведомства в присутствии президента: Чайка призвал «под микроскопом» рассматривать уголовные дела против предпринимателей.

Делами бизнеса персонально все чаще интересуется и президент Владимир Путин. Так, сразу после заседания рабочей группы, на следующий день, Путин принял участие в съезде РСПП, где поднимались, в частности, вопросы снижения фискальной нагрузки (Путин на это отреагировал весьма осторожно, указав, что снижение может быть лишь за счет чего-то другого) и положения бизнеса в кризис. Показательно, что Путин заявил о появлении в России более ответственного и зрелого бизнеса – «классовое» недоверие к предпринимателям снижается. Путин сказал, что считает оптимальным принятие Госдумой до конца весенней сессии поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, касающихся статей, связанных с предпринимательской деятельностью. Однако на закрытой части встречи речь шла в основном о геополитике.

Интерес к бизнесу активно проявляется и в близком к власти партийном строительстве, причем за право защищать предпринимательское сообщество даже разворачивается конкуренция среди провластных сил. Так, определенную поддержку Кремля получила Партия роста (бывшее «Право дело») бизнес-омбудсмена Бориса Титова, который ставит вопрос о защите интересов предпринимательского сообщества на первое место на думских выборах.

В то же время внутри «Единой России» сформирована предпринимательская платформа. «Новая внутрипартийная предпринимательская платформа должна стать связующим звеном между властью и малым и средним бизнесом и продемонстрировать, что в «Единой России» уделяют большое внимание развитию предпринимательской инициативы», - говорил секретарь генсовета партии Сергей Неверов. Сопредседателями платформы стали депутат Госдумы, глава Кузбасской промышленной палаты Татьяна Алексеева, вице-президент «Опоры России» Андрей Коркунов и руководитель компании «Сплат косметика» Евгений Демин. Предпринимательская платформа должна стать инструментом «для более эффективной работы с бизнесом и выстраивания рациональной политики государства в деловой сфере», говорил Медведев на съезде. Идея создания новой платформы согласовывалась с первым замглавы администрации президента Вячеславом Володиным и там, конечно, озвучивалась мысль о необходимости удержать повестку делового сообщества от ухода к «партии Титова», говорил близкий к Кремлю собеседник «Ведомостей».

Однако источник выразил уверенность, что сама идея платформы отражает чье-то стремление укрепить свои аппаратные и политические позиции на выборах: «Первая буква в этом алфавите – не потребность партии, а потребность людей избраться в Думу. Нужен проект, который они будут толкать, а проект будет тащить их за собой в Думу». У нишевых партий типа партии предпринимателей в кризисное время нет никаких электоральных перспектив без административного ресурса и при желании партия власти разгромила бы их и без новой платформы, полагает другой собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю.

В отношениях власти и бизнеса действительно меняется атмосфера. Однако пока речь идет лишь о символических жестах. Власть все еще не готова говорить ни о структурных реформах, затрагивающих такие вопросы как коррупция, зависимость судебной системы, отсутствие институтов парламентского контроля и слабость независимых СМИ, ни о политически окрашенных вопросах, таких как аресты Владимира Евтушенкова и Дмитрий Каменщика. Конкуренция же между провластными силами накануне выборов за право защищать интересы предпринимателей ставит вопрос: является ли изменение политической риторики в диалоге с бизнесом конъюнктурным явлением или это более долгосрочный тренд? Вероятно, только выборами объяснять все неправильно. Экономика России стагнирует, инвестиционный климат плохой, условия для развития частного бизнеса крайне сложные. Все это накладывается на бюджетные трудности, санкции, геополитический кризис. Власти нужны позитивные новости. Но готова ли она действительно прейти от слов к делу?

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

На саммите «Большой двадцатки» в Гамбурге состоится первый очный контакт президентов России и США. Событие давно ожидаемое – настолько, что кажется, что эти два лидера уже давно знакомы, а если верить недоброжелателям Трампа, так он давно уже «русский кандидат», т.е. находится под неправомерным влиянием России. Что же может, а еще существеннее – чего не может случиться на этой встрече?

В 2017 году большинство стран СНГ отмечают четвертьвековой юбилей установления дипломатических отношений между собой и с остальным внешним миром. В рамках стратегии диверсификации советских интеграционных связей, сконцентрированных на России, основным приоритетом становилась политика выстраивания отношений со странами Запада и главными мировыми донорами - такими, как, например, Япония. В течении 1990-х, первого десятилетия независимости государств СНГ, их отношения с Китаем были в некоторой степени в тени отношений с Россией.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net