Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Текущая аналитика

07.04.2016 | Татьяна Становая

Выборы на Донбассе: ложная цель минского процесса?

Выборы на Донбассе: ложная цель минского процесса?От Украины, кажется, устали все. Переговоры в рамках минского процесса стали рутиной. По большому счету, сегодня никто не понимает, как выйти из минского тупика: всё уперлось в вопрос проведения на «особых территориях» местных выборов. Выборы, кажется, нужны всем, кроме Киева: ведь они были бы красивым выходом из дипломатического ступора. Но это ошибка – выборы не только обострят украинский конфликт, но и могут привести к новым военным действиям.

Три сценария выборов, которых не будет

Вообще выборы в Донбассе нужны потому, что они были прописаны в минских соглашениях. Почему они туда попали – один из главных вопросов. Выборы, в первую очередь, были нужны Москве, и их включение в соглашения стало крупной дипломатической победой Кремля. Интерес тут комплексный. Во-первых, власть на территориях ЛНР и ДНР периодически нужно обновлять. Во-вторых, ее необходимо легитимировать. В-третьих, без проведения выборов Москве трудно влиять на кадровый состав органов власти. Можно, конечно, обновлять власть и без выборов, но это создает больше управленческих и политических рисков. А можно обновлять власть, проводя выборы, как это было осенью 2014 года. Правда те выборы переломили хребет первым минским соглашениям и были одним из событий, которые спровоцировали новое серьезное военное обострение, привели к возобновлению боевых действий и Минску-2.

Организация и проведение выборов гипотетически подразумевает один из трех вариантов. Вариант первый – все проходит под контролем пророссийских сил. И это означает фактическую сдачу Донбасса под протекторат России при молчаливом согласии Европы. Россия даже может допустить наблюдателей ОБСЕ. Но кто руководит организацией голосования, тот и определяет фаворитов. Проведение конкурентных выборов при таком варианте исключается. Это может быть только плебисцит по заведомо определенной фигуре будущего лидера. Готов ли к этому Париж и Берлин, готово ли к признанию таких выборов ОБСЕ?

Вариант второй – выборы проходят по законам Украины в присутствии наблюдателей ОБСЕ, и их организация подразумевает реальную политическую вовлеченность украинских властей в определение кандидатов, их регистрацию, контроль их кампании и подведение итогов. Мечтать не вредно, скажут на это в Москве. Вариант, предусматривающий фактически добровольную сдачу Донбасса Киеву невозможен для России.

Так как первый вариант не устроит мир и Украину, а второй – Россию, причем ни при каких условиях, был придуман третий вариант, который преподносится публике как вариант компромисса и который получил название «плана Мореля» в честь французского дипломата Пьера Мореля. Этот вариант, по всей видимости, обсуждался в ходе визита в Киев министров иностранных дел Германии и Франции. Он подразумевает проведение местных выборов по украинским законам, но без изменения конституции. Причем выборы желательно провести уже весной. Более того, наиболее жесткую позицию тут занимает Берлин, обозначивший дедлайн – выборы до лета этого года.

Суть же плана, если очень коротко, заключается в том, что все делают вид, что выборы пройдут по украинским законам, проведут выборы «местные» (то есть пророссийские силы), а международные наблюдатели все это тихонько легитимируют. Но во-первых, от России требуется минимум приличий, на что Москва не очень готова идти. Во-вторых, от Украины требуется ни много ни мало подписать закон о том, что Киев согласен с нарушением всех украинских законов о выборах и не только. Не факт, что такой закон одобрят ополченцы, которые и тут хотят иметь право вето.

Проблема тут в том, что Москва в действительности пытается продать Западу первый вариант в упаковке второго, выдав его за третий. Европа же делает вид, что это и есть компромисс. Источник «Коммерсанта» сообщал в феврале, что европейские дипломаты думают, как оформить голосование с точки зрения украинского законодательства. Поразительно, что все сказано прямым текстом: оформить. То есть изберут нужного Москве кандидата, но оформят по-украински. Больше похоже на авантюру. И примирить Киев с Москвой это не только не сможет, а скорее напротив, усугубит конфликт.

Да и Москва постарается сделает так, чтобы Киеву проглотить пилюлю было как можно больнее. Выборы, кажется, никого не примирят, а просто позволят Европе сделать вид, что минский процесс успешен. Но европейские дипломаты и политики могут не беспокоиться: Кремль им так просто из кризиса выйти не даст. Даже если Киев согласиться проглотить горькую пилюлю, приличных, с точки зрения европейских стандартов, выборов в ДНР и ЛНР быть не может.

Стремиться, чтоб не достичь

Угроза повторения плохих выборов по образцу ноября 2014 года пугает больше, чем сами выборы. Поэтому для Москвы выборы – это то, к чему все должны стремиться, но то, что вряд ли будет проведено так, как всем нравится. Действует это по принципу морковки для осла. Осел в данном случае – минский процесс, обреченный на бесконечность. Ведь чтобы провести выборы, нужен принятый Радой закон о выборах и конституционное определение статуса «особых территорий». А украинские власти в этом вопросе политически блокированы. Петр Порошенко больше не имеет конституционного большинства, а сама тема проведения выборов настолько острая, что может усугубить политический кризис.

Принцип морковки работает следующим образом: ДНР и ЛНР выборы «по просьбе Москвы» регулярно откладывают, проявляя таким образом «конструктивность». Это тоже само по себе ценно и вряд ли Москва так просто откажется от этой возможности проявлять «конструктивность» на постоянной основе, особенно учитывая, что украинские власти которые выборы проводить вообще не собираются.

Но морковка выборов действует и на Запад, который попался в ценностную ловушку. Выборы – базовая основа любой демократии, и в вопросах построения государственности идти против этой процедуры невозможно. Вдруг неожиданно сложился консенсус между Россией и Парижем-Берлином, основанный на признании важности выборов.

Москва руками Запада хочет заставить Киев обсуждать неудобную для него тему. Как мы видим, выборы для Москвы не самоцель - Кремль не будет добиваться их проведения любой ценой. Сегодня выборы в ДНР и ЛНР скорее неудобны для Москвы, так как провести их так, чтобы понравится Парижу, Берлину и ОБСЕ, невозможно. Ну и, конечно, мир должен перевернуться, чтобы их признал Киев.

Но если с позициями Киева и Москвы все более или менее ясно, то позицию Запада, требующего выборов как можно скорее, понять сложнее. В действительности, продавливание выборов способно привести к новой войне, а требование о проведении выборов – большая дипломатическая ошибка.

Если не выборы, то что?

Украина и так становится тяжелым европейским бременем. За два года проблема недопустимости политики России в отношении Украины превратилась в гораздо более сложную и неприятную тему урегулирования статуса Донбасса. Это дипломатическая победа Москвы и головная боль для Европы. Она не прекратится с выборами.

Выборы опасны тем, что их проведение подразумевается на территории с разрушенными государственными институтами власти. В ДНР и ЛНР – военная диктатура, изменить это не под силу ни ОБСЕ, ни минским дипломатам, ни кому бы то ни было еще. Это территория де-факто уже выпавшая из правового поля Украины. Сейчас начинается паспортизация населения, что, безусловно, - шаг в сторону выхода из состава Украины. ДНР и ЛНР - это также территории, за которые население платит кровью, вне зависимости от того, кто в этом виноват. Это уже история, и к состоянию февраля 2014 года Донбасс не вернется никогда. После принятия закона о выборах, украинскими не станут ни суды, ни правоохранительные органы. Ни тем более военные. Это уже иная правовая реальность.

Альтернативой прямым выборам глав ДНР и ЛНР может стать система согласованного в минской группе назначения. И общих точек соприкосновения тут гораздо больше. Переписывать минские соглашения не понадобится. Пункт 4 комплекса мер о реализации минских соглашений предполагает «диалог о модальностях проведения местных выборов в соответствии с украинским законодательством и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем режиме этих районов на основании указанного закона». Диалог о модальностях может вполне допускать организацию более сложной системы формирования органов власти, например, через «наделение полномочиями» местным парламентом. Что-то в духе той системы назначений, что действовала в России до возвращения губернаторских выборов. Фигура фаворита может быть согласована с Киевом и утверждена пророссийскими парламентами «особых территорий» или даже областей.

Похожий план уже обсуждается в украинской прессе как альтернатива продвигаемому на сегодня «плану Мореля». Его называют «планом Медведчука» (названного так в честь бывшего главы администрации президента Кучмы, имеющего репутацию близкого к Путину человека), хотя сам он от авторства публично отказался. Однако суть идеи состоит в том, чтобы назначить олигарха Рината Ахметова губернатором Донецкой области, а Юрия Бойко, главу Оппозиционного блока, губернатором Луганской области, заменив ими лидеров сепаратистов Захарченко и Плотницкого. Скорее всего, это просто «хотелка» Ахметова, который вернулся к совей любимой идее миротворца и арбитра между Москвой и Киевом, но важно в данном случае другое: вариант с назначение фигуры, которая устроила бы и Москву, и Киев, а также могла бы «прижиться» на местности, стоит рассмотреть внимательнее всем сторонам.

Вариантов с назначением может быть множество. Это позволяет согласовать в рамкам дипломатического процесса фигуру главного фаворита, не обостряя военные риски электоральной конкуренцией. Население же может участвовать в этом через формирование законодательной власти.

Выборы – ложная цель мирного процесса. Для Европы – это лишь репутационный вопрос, для России – избыточная и инструментальная технология, для Украины – неприемлемая провокация. Так если выборы никому не нужны, может быть честнее попробовать договориться об иных механизмах выхода из институционального тупика минского процесса?

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Одного из фаворитов президентской кампании во Франции Франсуа Фийона и западная пресса, и российская называют дружественной Москве фигурой, от которой ждут снятия санкций и отказа от политики сдерживания. Вместе с этим, однако, было бы правильнее говорить о внешнеполитических позициях Фийона в контексте не «pro et contra», а, в первую очередь, возвращения Франции активной роли в международных делах, что задает совершенно иную систему координат для анализа его приоритетов.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net