Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

27.01.2006 | Георгий Мирский

КУДА ПОЙДЕТ ПАЛЕСТИНА?

Только что состоявшиеся в Палестине выборы можно без преувеличения назвать - разумеется, в масштабах этой страны - историческими. Не потому, что палестинский народ впервые выбирал свой парламент - выборы были десять лет тому назад, но они были фиктивными, не было оппозиции безраздельно правившей организации ФАТХ. А вот на этот раз ФАТХ, созданный полвека тому назад Ясиром Арафатом и сразу же ставший ядром ООП (Организации освобождения Палестины), столкнулся с реальным вызовом. С ним конкурировала экстремистская организация «Хамас», и главный вопрос был - сколько из 132 мест в парламенте она получит.

В итоге вышла сенсация. Уже слышны и более сильные слова - землетрясение, катастрофа и т.д. Действительно, вот такого результата не предсказывал никто. И для того, чтобы понять, почему большинство палестинцев отдало свои голоса организации, известной главным образом проводимыми ею акциями террора, надо знать, что она собой представляет.

«Хамас», название которого является аббревиатурой наименования 'Исламское движение сопротивления', был создан в 1987 г. шейхом Ахмедом Ясином, убитым израильтянами в позапрошлом году. Он откололся от палестинской фракции египетской организации 'Братья-мусульмане ', известной своим девизом 'Ислам - вот решение'. Хамасовцы определяют конфликт с Израилем как священную борьбу (джихад) между исламом и иудаизмом. Еще в опубликованном в 1990 г. памфлете «Хамас» было сказано: 'Нет иной руководящей силы для палестинского народа, кроме как исламское религиозное руководство'. «Хамас», с самого начала объявивший о своем намерении создать исламское государство в целиком освобожденной от сионистов Палестине, категорически отрицает законность существования Израиля. На днях лидер организации Махмуд Захар заявил, что Ближний Восток отторгает 'сионистское образование' (так мусульманские экстремисты всегда называют Израиль) подобно тому, как организм отторгает трансплантант.

«Хамас», всегда отказывавшийся вступать в ООП, считая курс Арафата слишком уступчивым , не признает никакого урегулирования на основе существования двух государств в Палестине. Он заклеймил договоренности Осло как капитулянтские и отвергает 'дорожную карту' - одобренный мировым сообществом план, предусматривающий отход Израиля к границам 1967 г.

Взаимоотношения «Хамас» и администрации автономии всегда были двусмысленными. С одной стороны, хамасовских лидеров Арафат иногда даже бросал в тюрьму, но с другой стороны, он, видимо, использовал террористов как орудие давления на израильские власти. А когда пять лет тому назад началось палестинское вооруженное восстание ('интифада'), в первых рядах были боевики военного крыла «Хамас» - 'бригады Изэддин аль-Кассам'. Террористы-смертники убили сотни мирных жителей Израиля.

Но не только самоотверженность хамасовских 'шахидов' стала причиной огромной популярности экстремистской организации. В отличие от погрязшей в коррупции администрации Палестинской автономии, состоящей из стремительно утрачивавших авторитет деятелей ФАТХ, «Хамас» заботится о нуждах населения, строит больницы и школы, создает кассы взаимопомощи. Именно поэтому на муниципальных выборах в прошлом году хамасовцы одержали победу в нескольких крупных городах, обойдя ФАТХ и таким образом бросив этой, казалось бы, прочно монополизировавшей власть организации серьезный вызов. И всех занимал вопрос: сможет ли ХАМАС повторить свой успех на этот раз уже на общенациональных выборах?

Вряд ли кто-то мог предполагать, что «Хамас» получит больше голосов, чем давно и прочно укоренившийся ФАТХ, на стороне которого, помимо естественных козырей партии власти, еще и посмертный имидж его создателя, Арафата. Но вот все прогнозы опрокинуты. «Хамас» одержал не просто победу, а победу разгромную; англоязычные СМИ уже назвали ее landslide victory. В самом деле, лавинообразная победа. Был бы жив Арафат, этого бы не было, но без него созданная лидером палестинской революции мощная политическая машина сброшена с вершины власти.

'Машина'. Да, именно это слово подходит для характеристики ФАТХ, и оно же объясняет ее поражение. В глазах народа ФАТХ чем дальше, тем больше выглядел именно как бюрократическая коррумпированная машина, стоявшие во главе которой люди бессовестно обогащались, разворовывая огромные средства, поступавшие в виде помощи извне. По доле иностранной помощи на душу населения палестинская автономия находится на первом месте в мире, а народ живет в нищете. Вот в этом первопричина фиаско ФАТХ. Народ все видел - и не пожелал больше терпеть такого безобразия. Люди голосовали против ФАТХ не столько в связи с его неспособностью добиться урегулирования в конфликте с Израилем (хотя и это, конечно, имело значение), сколько из-за того, что назрело желание внутренних перемен, жажда социальной справедливости. Неверно думать, что те, кто голосовали за «Хамас», обязательно поддерживают методы террора. Важнее для них было их бедственное положение. Они голосовали против тех, кто настроили себе роскошные виллы, и за тех, кто живут рядом с простыми людьми. И воля простых людей оказалась сильнее, чем мощь давно отлаженной, обладавшей всем необходимым административным ресурсом государственной машины. Замечательный пример подлинно свободных, демократических выборов, редкий случай в стране третьего мира, урок для многих: партия власти утратила власть в открытой борьбе.

Что дальше? Первое впечатление - полная катастрофа. Можно забыть о мирном урегулировании, переговорном процессе, 'дорожной карте'. Израиль уже заявил, что не будет иметь ничего общего, а тем более вести переговоры, с властью, которую возглавляет организация, открыто провозгласившая своей целью его уничтожение. Вполне вероятно резкое сокращение иностранной помощи палестинской автономии, а без этого территория, практически не имеющая внутренних ресурсов, обречена на обнищание и полную деградацию. А замораживание мирного процесса, отказ Израиля вообще от каких-либо дальнейших территориальных уступок, сохранение еврейских поселений на Западном берегу - все это означает полный тупик, исчезновение всяких перспектив продвижения к мирному урегулированию и как следствие - возобновление хамасовского террора, акций смертников-шахидов, поскольку «Хамас» объявит, что мирные средства борьбы исчерпаны.

Но не будем торопиться. История показывает, что, придя к власти, даже самые радикальные политические силы меняют свой взгляд на вещи. «Хамас» взял на себя ответственность за судьбу страны. Значит, надо думать прежде всего о нуждах народа, проголосовавшего за хамасовцев не потому, что они террористы, а потому, что от них ждут перемен к лучшему, прежде всего - улучшения бедственного материального положения людей, но это невозможно без иностранной помощи. Еще один фактор: люди, пришедшие во власть, приобретают новые серьезные интересы, включая личные, материальные. Они многое приобретают и хотели бы это сохранить. Вероятно, многие лидеры «Хамас» задумаются, что для них предпочтительнее: продолжать добиваться уничтожения Израиля (надежды на это уже мало) и бросать все силы на террор или же прочно закрепиться у власти пусть не на всей территории Палестины, но хотя бы на Западном берегу и в Газе. Можно предполагать, что в рядах «Хамас» наступит раскол: с одной стороны, бескомпромиссные 'идеологи', верные первоначальной идее 'единой арабской исламской Палестины', с другой, 'прагматики', предпочитающие иметь синицу в руках, а не журавля в небе. Если победят последние, «Хамас» может изменить свою программу и признать концепцию 'двух государств на палестинской земле', так же, как 15 лет тому назад это сделал арафатовский ФАТХ, тоже в течение десятилетий отказывавшийся признать еврейское государство. И тогда как Израилю, так и мировому сообществу волей-неволей придется иметь дело с новым палестинским руководством, и мирный процесс возобновится.

Правда, для этого нужно, чтобы в Израиле поверили в такую трансформацию «Хамас», запятнавшего себя кровью сотен мирных израильтян. Добиться этого крайне трудно. 28 марта в Израиле пройдут выборы, и можно полагать, что триумф «Хамас» сыграет на руку блоку «Ликуд» во главе с Нетаньяху, говорящему израильтянам: 'Вот видите, мы об этом предупреждали. Отдали Газу - и получили победу террористов'.Сейчас мяч - на поле «Хамас». От пришедших к власти экстремистов зависит дальнейший ход событий. Израильтяне всегда выставляли два условия: «Хамас» должен прекратить террористическую деятельность и признать Израиль. Хамасовский террор был прекращен, уже целый год этим занимается 'Исламский джихад'. Но как насчет принципиального отказа от вооруженной борьбы и признания Израиля? Если это не будет сделано, дальнейшие перспективы выглядят поистине мрачными.

Георгий Мирский - доктор исторических наук, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net