Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

26.04.2016 | Нана Гегелашвили

Ереванская миссия Лаврова

Сергей Лавров и Эдвард Налбандян21-22 апреля состоялся двухдневный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван, в рамках которого прошли встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном и с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. Согласно заявлению официального представителя МИД России Марии Захаровой, в ходе визита в Ереван армянской стороне были представлены некоторые предложения по урегулированию нагорнокарабахского конфликта. Речь идет об «определенных наработках, обсуждении различных идей в русле урегулирования».

Очередное обострение ситуации в зоне конфликта произошло в ночь на субботу 2 апреля. Стороны обменялись обвинениями в обстрелах по всей линии фронта, а президент России Владимир Путин выразил глубокую обеспокоенность информацией о возобновлении вооружённых столкновений на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и призвал «стороны конфликта к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности».

Уже 5 апреля в Баку и столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики Степанакерте заявили о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта, которое было подписано в Москве начальниками генеральных штабов двух закавказских республик. Таким образом, Москве удалось сыграть ключевую роль в приостановке боевых действий.

Похоже, что в настоящее время Россия мобилизовала все возможности для защиты своих интересов в Закавказье. Для этого у Москвы имеются свои соображения. Во-первых, в сегодняшней международной ситуации Россия не может не осознавать, что Турция как один из ключевых игроков в Закавказье при активной поддержке со стороны США и ЕС может стать проводником интересов Запада в регионе, и прежде всего в таких странах, как Азербайджан и Грузия, имеющих с ней общие геополитические, военные, энергетические и экономические интересы. Во-вторых, похоже, что сегодня Запад все больше будет рассматривать Турцию как часть своего геополитического проекта, в котором Анкаре под эгидой НАТО и ЕС будет отводиться роль проводника по вовлечению стран региона в западную орбиту. В-третьих, в связи с тем, что внешнеполитический курс Грузии четко ориентирован на интеграцию с Западом, а Азербайджан, несмотря на особые отношения с Турцией, продолжает все еще придерживаться нейтрального внешнеполитического вектора, балансируя между интересами Москвы и Запада, представляется, что в настоящее время Баку может иметь для Москвы ключевое значение в регионе, особенно в условиях продолжающегося российско-турецкого кризиса. В-четвертых, несмотря на то, что Армения - единственная страна Закавказья, которая входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ереван будет продолжать вести свою комплементарную политику, расширяя свои отношения с Западом, чтобы как-то изменить ситуацию, связанную с урегулированием конфликта. Намерение Еревана крепить отношения с Западом связано и с оказываемой ему поддержкой со стороны многочисленной армянской диаспоры, проживающей в основном в США и во Франции. Именно ей и отводится роль в выстраивании крайне позитивного имиджа непризнанной Нагорно-Карабахской республики. К тому же принятие конституционных поправок в этой стране может дать старт для появления новой политической элиты прозападного толка, чего также не может не понимать Москва.

Все это может изменить существующий статус-кво и привести к новой расстановке сил в Закавказье в условиях острейшего противостояния РФ с Западом, в целом и российско-турецкого кризиса, в частности, и именно этот факт не может не учитывать Москва. Значит, главная задача Москвы в этом регионе, видимо, будет заключаться в игре на опережение, предполагающей срочную разработку такого плана урегулирования нагорнокарабахского конфликта, который, в целом, мог бы устроить обе противоборствующие стороны и сохранить как Армению, так и Азербайджан в орбите российского влияния.

Важно, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы, говорилось в заявлении МИД России от 24 мая 2010 года, и это положение остается в силе вплоть до настоящего времени. Обе стороны конфликта – и Азербайджан, и Армения, – как и прежде, настаивают на своём: главное для Азербайджана – это сохранение территориальной целостности, а для Армении – обеспечение гарантии самоопределения и безопасности для армян Нагорного Карабаха.

В новых международных условиях Москва продолжает настаивать только на политическом, а не военном решении нагорнокарабахского конфликта, сосредоточившись на поиске формулировок мирного урегулирования, связанного, прежде всего, с доработкой так называемых обновлённых Мадридских принципов, в которых всё ещё сохраняется много недочётов и неточностей, касающихся статуса Нагорного Карабаха, а также деоккупации прилегающих к нему азербайджанских районов с возвращением в них беженцев. Вполне возможно, что новые наработки Москвы по урегулированию нагорнокарабахского конфликта могут идти в одном пакете, в котором будут соседствовать положения мадридского и казанского документов. Представляется, что особое значение в этом контексте будет иметь целесообразность при осуществлении тех или иных действий, а также порядок их очередности. Именно это крайне необходимо для эффективного запуска мирного процесса, направленного на справедливое урегулирование конфликта, и имеет огромное значение, как для Азербайджана, так и для Армении. Если для Азербайджана одним из ключевых вопросов является деоккупация прилегающих к Нагорному Карабаху азербайджанских районов с возвращением в них беженцев, то для Армении таким вопросом является проведение референдума о статусе Нагорного Карабаха, равно как и гарантии безопасности.

Важным условием для достижения долгосрочного и стабильного мира является восстановление доверия, а окончательное урегулирование конфликта может быть достигнуто лишь на основе обоюдных компромиссов – ведь основная проблема на пути урегулирования конфликта – это бескомпромиссность обеих сторон, а не внешнее воздействие.

При этом, необходимо также учитывать и тот факт, что формата «Минской группы» ОБСЕ, занимающейся процессом урегулирования конфликта более двух десятилетий, может быть уже недостаточно – за последние несколько лет целесообразность работы этой группы уже не раз ставилась под сомнение. Однако самой важной задачей для Москвы в контексте урегулирования этого конфликта является поддержание/сохранение баланса между двумя противоборствующими сторонами – Азербайджаном и Арменией с учетом новых политических реалий в регионе.

Таким образом, похоже, что в этих условиях необходимости урегулирования нагорнокарабахского конфликта требует срочного решения. К тому же обе стороны конфликта – и Армения и Азербайджан – также едины в своем стремлении ускорить этот процесс. Об этом свидетельствует как постоянное нарушение режима прекращения огня в зоне конфликта с обеих сторон, так и многочисленные заявления официальных лиц Еревана и Баку о необходимости его урегулирования. Таким образом, представляется, что визит главы внешнеполитического ведомства РФ был связан, в первую очередь, с прощупыванием общественного пульса в Армении на предмет возможных уступок , позволяющих сдвинуть ситуацию в зоне конфликта с «мертвой точки».

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСК РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net