Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

26 марта президент РФ Владимир Путин провел встречу с представителями российского бизнеса. На встрече присутствовали 26 человек, включая гендиректора Mail.ru Group Бориса Добродеева, гендиректор сервиса Okko Яну Бардинцеву, совладельца сети Hoff Михаила Кучмента, президента Faberlic Алексея Нечаева, гендиректора «AliExpress Россия» Дмитрия Сергеева, основательницу сети кафе «Андерсон» Анастасию Татулову и президента ГК «Балтика-транс» Дмитрия Красильникова.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.04.2016 | Нана Гегелашвили

Ереванская миссия Лаврова

Сергей Лавров и Эдвард Налбандян21-22 апреля состоялся двухдневный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван, в рамках которого прошли встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном и с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. Согласно заявлению официального представителя МИД России Марии Захаровой, в ходе визита в Ереван армянской стороне были представлены некоторые предложения по урегулированию нагорнокарабахского конфликта. Речь идет об «определенных наработках, обсуждении различных идей в русле урегулирования».

Очередное обострение ситуации в зоне конфликта произошло в ночь на субботу 2 апреля. Стороны обменялись обвинениями в обстрелах по всей линии фронта, а президент России Владимир Путин выразил глубокую обеспокоенность информацией о возобновлении вооружённых столкновений на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и призвал «стороны конфликта к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности».

Уже 5 апреля в Баку и столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики Степанакерте заявили о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта, которое было подписано в Москве начальниками генеральных штабов двух закавказских республик. Таким образом, Москве удалось сыграть ключевую роль в приостановке боевых действий.

Похоже, что в настоящее время Россия мобилизовала все возможности для защиты своих интересов в Закавказье. Для этого у Москвы имеются свои соображения. Во-первых, в сегодняшней международной ситуации Россия не может не осознавать, что Турция как один из ключевых игроков в Закавказье при активной поддержке со стороны США и ЕС может стать проводником интересов Запада в регионе, и прежде всего в таких странах, как Азербайджан и Грузия, имеющих с ней общие геополитические, военные, энергетические и экономические интересы. Во-вторых, похоже, что сегодня Запад все больше будет рассматривать Турцию как часть своего геополитического проекта, в котором Анкаре под эгидой НАТО и ЕС будет отводиться роль проводника по вовлечению стран региона в западную орбиту. В-третьих, в связи с тем, что внешнеполитический курс Грузии четко ориентирован на интеграцию с Западом, а Азербайджан, несмотря на особые отношения с Турцией, продолжает все еще придерживаться нейтрального внешнеполитического вектора, балансируя между интересами Москвы и Запада, представляется, что в настоящее время Баку может иметь для Москвы ключевое значение в регионе, особенно в условиях продолжающегося российско-турецкого кризиса. В-четвертых, несмотря на то, что Армения - единственная страна Закавказья, которая входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ереван будет продолжать вести свою комплементарную политику, расширяя свои отношения с Западом, чтобы как-то изменить ситуацию, связанную с урегулированием конфликта. Намерение Еревана крепить отношения с Западом связано и с оказываемой ему поддержкой со стороны многочисленной армянской диаспоры, проживающей в основном в США и во Франции. Именно ей и отводится роль в выстраивании крайне позитивного имиджа непризнанной Нагорно-Карабахской республики. К тому же принятие конституционных поправок в этой стране может дать старт для появления новой политической элиты прозападного толка, чего также не может не понимать Москва.

Все это может изменить существующий статус-кво и привести к новой расстановке сил в Закавказье в условиях острейшего противостояния РФ с Западом, в целом и российско-турецкого кризиса, в частности, и именно этот факт не может не учитывать Москва. Значит, главная задача Москвы в этом регионе, видимо, будет заключаться в игре на опережение, предполагающей срочную разработку такого плана урегулирования нагорнокарабахского конфликта, который, в целом, мог бы устроить обе противоборствующие стороны и сохранить как Армению, так и Азербайджан в орбите российского влияния.

Важно, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы, говорилось в заявлении МИД России от 24 мая 2010 года, и это положение остается в силе вплоть до настоящего времени. Обе стороны конфликта – и Азербайджан, и Армения, – как и прежде, настаивают на своём: главное для Азербайджана – это сохранение территориальной целостности, а для Армении – обеспечение гарантии самоопределения и безопасности для армян Нагорного Карабаха.

В новых международных условиях Москва продолжает настаивать только на политическом, а не военном решении нагорнокарабахского конфликта, сосредоточившись на поиске формулировок мирного урегулирования, связанного, прежде всего, с доработкой так называемых обновлённых Мадридских принципов, в которых всё ещё сохраняется много недочётов и неточностей, касающихся статуса Нагорного Карабаха, а также деоккупации прилегающих к нему азербайджанских районов с возвращением в них беженцев. Вполне возможно, что новые наработки Москвы по урегулированию нагорнокарабахского конфликта могут идти в одном пакете, в котором будут соседствовать положения мадридского и казанского документов. Представляется, что особое значение в этом контексте будет иметь целесообразность при осуществлении тех или иных действий, а также порядок их очередности. Именно это крайне необходимо для эффективного запуска мирного процесса, направленного на справедливое урегулирование конфликта, и имеет огромное значение, как для Азербайджана, так и для Армении. Если для Азербайджана одним из ключевых вопросов является деоккупация прилегающих к Нагорному Карабаху азербайджанских районов с возвращением в них беженцев, то для Армении таким вопросом является проведение референдума о статусе Нагорного Карабаха, равно как и гарантии безопасности.

Важным условием для достижения долгосрочного и стабильного мира является восстановление доверия, а окончательное урегулирование конфликта может быть достигнуто лишь на основе обоюдных компромиссов – ведь основная проблема на пути урегулирования конфликта – это бескомпромиссность обеих сторон, а не внешнее воздействие.

При этом, необходимо также учитывать и тот факт, что формата «Минской группы» ОБСЕ, занимающейся процессом урегулирования конфликта более двух десятилетий, может быть уже недостаточно – за последние несколько лет целесообразность работы этой группы уже не раз ставилась под сомнение. Однако самой важной задачей для Москвы в контексте урегулирования этого конфликта является поддержание/сохранение баланса между двумя противоборствующими сторонами – Азербайджаном и Арменией с учетом новых политических реалий в регионе.

Таким образом, похоже, что в этих условиях необходимости урегулирования нагорнокарабахского конфликта требует срочного решения. К тому же обе стороны конфликта – и Армения и Азербайджан – также едины в своем стремлении ускорить этот процесс. Об этом свидетельствует как постоянное нарушение режима прекращения огня в зоне конфликта с обеих сторон, так и многочисленные заявления официальных лиц Еревана и Баку о необходимости его урегулирования. Таким образом, представляется, что визит главы внешнеполитического ведомства РФ был связан, в первую очередь, с прощупыванием общественного пульса в Армении на предмет возможных уступок , позволяющих сдвинуть ситуацию в зоне конфликта с «мертвой точки».

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСК РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

В Советском Союзе центр Духовного Управления Мусульман Северного Кавказа находился именно в Дагестане в городе Буйнакск. Однако почти еще до распада СССР, в 1990 году, в Дагестане был создан самостоятельный муфтият, а его центром стала столица Республики Дагестан – город Махачкала.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net