Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.04.2016 | Нана Гегелашвили

Ереванская миссия Лаврова

Сергей Лавров и Эдвард Налбандян21-22 апреля состоялся двухдневный визит главы МИД РФ Сергея Лаврова в Ереван, в рамках которого прошли встречи с президентом Армении Сержем Саргсяном и с министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. Согласно заявлению официального представителя МИД России Марии Захаровой, в ходе визита в Ереван армянской стороне были представлены некоторые предложения по урегулированию нагорнокарабахского конфликта. Речь идет об «определенных наработках, обсуждении различных идей в русле урегулирования».

Очередное обострение ситуации в зоне конфликта произошло в ночь на субботу 2 апреля. Стороны обменялись обвинениями в обстрелах по всей линии фронта, а президент России Владимир Путин выразил глубокую обеспокоенность информацией о возобновлении вооружённых столкновений на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и призвал «стороны конфликта к немедленному прекращению огня и проявлению сдержанности».

Уже 5 апреля в Баку и столице непризнанной Нагорно-Карабахской республики Степанакерте заявили о достижении соглашения о прекращении огня в зоне конфликта, которое было подписано в Москве начальниками генеральных штабов двух закавказских республик. Таким образом, Москве удалось сыграть ключевую роль в приостановке боевых действий.

Похоже, что в настоящее время Россия мобилизовала все возможности для защиты своих интересов в Закавказье. Для этого у Москвы имеются свои соображения. Во-первых, в сегодняшней международной ситуации Россия не может не осознавать, что Турция как один из ключевых игроков в Закавказье при активной поддержке со стороны США и ЕС может стать проводником интересов Запада в регионе, и прежде всего в таких странах, как Азербайджан и Грузия, имеющих с ней общие геополитические, военные, энергетические и экономические интересы. Во-вторых, похоже, что сегодня Запад все больше будет рассматривать Турцию как часть своего геополитического проекта, в котором Анкаре под эгидой НАТО и ЕС будет отводиться роль проводника по вовлечению стран региона в западную орбиту. В-третьих, в связи с тем, что внешнеполитический курс Грузии четко ориентирован на интеграцию с Западом, а Азербайджан, несмотря на особые отношения с Турцией, продолжает все еще придерживаться нейтрального внешнеполитического вектора, балансируя между интересами Москвы и Запада, представляется, что в настоящее время Баку может иметь для Москвы ключевое значение в регионе, особенно в условиях продолжающегося российско-турецкого кризиса. В-четвертых, несмотря на то, что Армения - единственная страна Закавказья, которая входит в Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и является членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ереван будет продолжать вести свою комплементарную политику, расширяя свои отношения с Западом, чтобы как-то изменить ситуацию, связанную с урегулированием конфликта. Намерение Еревана крепить отношения с Западом связано и с оказываемой ему поддержкой со стороны многочисленной армянской диаспоры, проживающей в основном в США и во Франции. Именно ей и отводится роль в выстраивании крайне позитивного имиджа непризнанной Нагорно-Карабахской республики. К тому же принятие конституционных поправок в этой стране может дать старт для появления новой политической элиты прозападного толка, чего также не может не понимать Москва.

Все это может изменить существующий статус-кво и привести к новой расстановке сил в Закавказье в условиях острейшего противостояния РФ с Западом, в целом и российско-турецкого кризиса, в частности, и именно этот факт не может не учитывать Москва. Значит, главная задача Москвы в этом регионе, видимо, будет заключаться в игре на опережение, предполагающей срочную разработку такого плана урегулирования нагорнокарабахского конфликта, который, в целом, мог бы устроить обе противоборствующие стороны и сохранить как Армению, так и Азербайджан в орбите российского влияния.

Важно, чтобы процесс продолжался на основе соблюдения территориальной целостности Азербайджана и уважения других основополагающих норм международного права, без применения силы, говорилось в заявлении МИД России от 24 мая 2010 года, и это положение остается в силе вплоть до настоящего времени. Обе стороны конфликта – и Азербайджан, и Армения, – как и прежде, настаивают на своём: главное для Азербайджана – это сохранение территориальной целостности, а для Армении – обеспечение гарантии самоопределения и безопасности для армян Нагорного Карабаха.

В новых международных условиях Москва продолжает настаивать только на политическом, а не военном решении нагорнокарабахского конфликта, сосредоточившись на поиске формулировок мирного урегулирования, связанного, прежде всего, с доработкой так называемых обновлённых Мадридских принципов, в которых всё ещё сохраняется много недочётов и неточностей, касающихся статуса Нагорного Карабаха, а также деоккупации прилегающих к нему азербайджанских районов с возвращением в них беженцев. Вполне возможно, что новые наработки Москвы по урегулированию нагорнокарабахского конфликта могут идти в одном пакете, в котором будут соседствовать положения мадридского и казанского документов. Представляется, что особое значение в этом контексте будет иметь целесообразность при осуществлении тех или иных действий, а также порядок их очередности. Именно это крайне необходимо для эффективного запуска мирного процесса, направленного на справедливое урегулирование конфликта, и имеет огромное значение, как для Азербайджана, так и для Армении. Если для Азербайджана одним из ключевых вопросов является деоккупация прилегающих к Нагорному Карабаху азербайджанских районов с возвращением в них беженцев, то для Армении таким вопросом является проведение референдума о статусе Нагорного Карабаха, равно как и гарантии безопасности.

Важным условием для достижения долгосрочного и стабильного мира является восстановление доверия, а окончательное урегулирование конфликта может быть достигнуто лишь на основе обоюдных компромиссов – ведь основная проблема на пути урегулирования конфликта – это бескомпромиссность обеих сторон, а не внешнее воздействие.

При этом, необходимо также учитывать и тот факт, что формата «Минской группы» ОБСЕ, занимающейся процессом урегулирования конфликта более двух десятилетий, может быть уже недостаточно – за последние несколько лет целесообразность работы этой группы уже не раз ставилась под сомнение. Однако самой важной задачей для Москвы в контексте урегулирования этого конфликта является поддержание/сохранение баланса между двумя противоборствующими сторонами – Азербайджаном и Арменией с учетом новых политических реалий в регионе.

Таким образом, похоже, что в этих условиях необходимости урегулирования нагорнокарабахского конфликта требует срочного решения. К тому же обе стороны конфликта – и Армения и Азербайджан – также едины в своем стремлении ускорить этот процесс. Об этом свидетельствует как постоянное нарушение режима прекращения огня в зоне конфликта с обеих сторон, так и многочисленные заявления официальных лиц Еревана и Баку о необходимости его урегулирования. Таким образом, представляется, что визит главы внешнеполитического ведомства РФ был связан, в первую очередь, с прощупыванием общественного пульса в Армении на предмет возможных уступок , позволяющих сдвинуть ситуацию в зоне конфликта с «мертвой точки».

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСК РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net