Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

26.04.2016 | Олег Громов

И не друг, и не враг: итоги восьмилетнего цикла в отношениях Вашингтона и Эр-Рияда

Барак Обама и наследный принц СА Мохаммед бен НаджафВизит президента США Барака Обамы в Эр-Рияд в апреле подвел черту под восьмилетним циклом отношений США и Саудовской Аравии (СА) при уходящем главе Белого Дома. Итоги неутешительные: если Обама принял саудитов как союзников, то расстается с ними в более сложных отношениях.

Наглядным проявлением дипломатического кризиса в двухсторонних отношениях стала церемония встречи американского президента, встречать которого вместо короля был прислан мэр Эр-Рияда. Как заявила пресс-служба монарха, он был занят встречей своих арабских коллег в другом аэропорту в это же время. Правда, трудно представить, что даже все монархии Персидского залива смогут сравниться по значимости с единственной сверхдержавой современности — США. Однако факт остается фактом — Салман публично выразил свое неуважение к уходящему американскому президенту, который разладил диалог с СА по ряду ключевых вопросов.

Главной проблемой было, есть и продолжает оставаться примирение Вашингтона и Тегерана, что позволило последнему свободно вздохнуть от прессинга западных санкций впервые за многие годы. Для СА это как удар ниже пояса, поскольку саудиты ведут холодную и горячую войны с Ираном и поддерживаемыми им шиитами по всему Ближнему Востоку — в Йемене, Ираке, Сирии, Ливане, в меньшей степени — Бахрейне. Отмена санкций в отношении Ирана означает крупное тактическое поражение Эр-Рияда, поскольку его враг получает дополнительные козыри в геополитической игре и деньги для поддержки единомышленников в регионе, а также перевооружения армии и спецслужб.

Вторая острая проблема — это Сирия. Здесь Эр-Рияд поначалу был доволен Обамой, поддержавшим вооруженную оппозицию словом, дипломатией и делом, то есть оружием. Однако начиная с 2014 года по мере усиления радикальных исламистов в антиасадовском лагере энтузиазм Вашингтона начал угасать, что не устроило Эр-Рияд. Монархия восприняла снижение активности США в зоне конфликта и смягчения требований в рамках женевского процесса как еще одно предательство и начала действовать односторонне — укрепляя дипломатический и военно-политический альянс с Турцией, а также собирая под своим крылом максимальное количество непримиримых противников Асада, которые в саудовской столице образовали Высший комитет по переговорам — антиасадовскую коалицию, которая выступила единым фронтом в Женеве.

«Последним гвоздем» стал чисто внутриполитический ход вашингтонских «ястребов» по вынесению в публичную плоскость скандала вокруг реальных заказчиков терактов 11 сентября. Все началось с того, что доклад ЦРУ о причинах и спонсорах этого удара до сих пор засекречен. Белый дом его не собирается публиковать. На этом фоне возникло много слухов, базирующихся на том, что большая часть исполнителей были саудовскими подданными. В результате Конгресс США вынес на обсуждение законопроект, позволяющий наказать СА, если будет доказана причастность ее официальных лиц к терактам. По-видимому, американские «ястребы» решили таким образом надавить на саудитов, чтобы те были сговорчивее в иранском и сирийском вопросах, а получилось с точностью да наоборот. Эр-Рияд повел себя неоправданно грубо — сообщил, что в случае принятия закона он продаст облигации ФРС США на сумму около 750 миллиардов долларов, что обрашит их стоимость. Видимо, соответствующие доказательства у американских спецслужб есть. И ранее было негласное соглашение не придавать огласке эти неприятные для официального Эр-Рияда подробности (пусть и вовсе не означающие вину самих властей королества). Разумеется, публично Обама дал гарантии Салману не подписывать этот закон, даже если его примут, и сделать все, чтобы президентское вето в парламенте не было преодолено. Однако, как говорится, осадок остался.

Как утверждают эксперты в сфере торговли углеводородами, между США и СА есть еще одно немаловажное противоречие, вызванное падением цен на нефть. Если исходить из объективности этого процесса, то выходит, что США как импортер «черного золота» выигрывают (по подсчетам их минфина — до 110 млрд долларов в год), а СА как экспортер — проигрывает. Однако при себестоимости добычи нефти у саудитов в 10 долларов за баррель добывать ее все еще выгодно, а при себестоимости добычи сланцевой нефти в США, колеблющейся в зависимости от сложности месторождения, от 20 до 60 долларов за баррель, этот процесс становится бессмысленным. Есть версия (с которой, однако, согласны далеко не все отраслевые эксперты и политологи), что отказ СА от снижения объемов добычи продиктован намерением задушить сланцевую отрасль в США и не дать своим «союзникам» превратиться из импортера в экспортера нефти — то есть из потребителя в конкурента на рынке. Здесь прогресс пока не виден, после ряда провалов на переговорах стран-экспортеров нефти о согласовании объемов ее добычи для стабилизации рынка.

При всех этих противоречиях СА и США продолжает связывать довольно-таки толстая пуповина, которая помешает странам переквалифицироваться из союзников во враги. Во-первых, это оборона и безопасности. Штаты только в 2015 году продали саудовцам оружия на 21 млрд долларов, что составило большую часть из 30-миллиардного экспорта оружия убийства «made in USA» на Ближний Восток. Для саудовцев это — критичный уровень зависимости, поскольку их оборонный бюджет в том же году составил около 50 млрд. долларов — то есть почти половина из его суммы сформирована в результате сотрудничества с Вашингтоном. Замену здесь, особенно быстро, найти крайне сложно.

Кроме того, Вашингтон нужен СА, чтобы уравновешивать Тегеран и Москву в региональных конфликтах. Поэтому конфликты — от «даров ниже пояса» до дипломатических казусов - скорее всего будут сглажены сменой администрации Белого дома в январе 2017 года. Тогда Эр-Рияд сможет перезапустить переговоры по ряду проблемных вопросов — от Ирана и Сирии до нефти — с относительно «чистого» листа.

Олег Горбунов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net