Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

28.04.2016 | Нана Гегелашвили

Эрдоган в Баку: инспекция на месте?

Эрдоган в Баку: инспекция на месте?25-26 апреля состоялся визит президента Турции Эрдогана в Баку для участия в VII Глобальном форуме Альянса цивилизаций ООН. В рамках этого форума состоялась его встреча с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, на которой были обсуждены вопросы дальнейшего развития двухсторонних отношений. В очередной раз было заявлено, что «Турция является ближайшим стратегическим союзником Азербайджана во всех сферах».

В настоящее время Турция как никогда заинтересована в безоговорочной поддержке со стороны братского Азербайджана. Отношения Турции с США сегодня оставляют желать лучшего: разногласия, возникшие между ними в последние два года, в основном касаются противостояния между Анкарой и курдами, которых Вашингтон считает важными союзниками в борьбе против ИГИЛ, а также жёсткого, на взгляд США, давления этой страны на свободную прессу и оппозицию. Большие опасения у Вашингтона вызывает и использование территории Турции различными группировками и иностранными боевиками, участвующими в сирийском конфликте, у которых нет определённых каналов для въезда и выезда из Сирии. На этот счёт у Анкары имеются свои аргументы – она заявила о невозможности как полного контроля над границей с Сирией, так и блокирования иностранных наёмников при въезде и выезде из страны. Это позволило американским экспертам сделать вывод о том, что в случае сохранения нынешних темпов радикализации турецкого общества не исключается сценарий «пакистанизации Турции».

Со своей стороны Анкара также выражает недовольство политикой Вашингтона по сирийскому урегулированию, которая, с точки зрения Турции, является неэффективной, что оттягивает его решение на неопределенное время. Недовольство Анкары турецкой политикой Вашингтона связано и с тем, что спровоцированный ею острейший конфликт в российско-турецких отношениях, вопреки ее ожиданиям, не получил должной поддержки со стороны США.

В этих условиях Турция будет вынуждена всячески расширять и крепить свои отношения с Азербайджаном, разделяя его позицию в нагорнокабахском конфликте и всячески акцентируя особые отношения, которые сложились между двумя странами.

Урегулирование нагорно-карабахского конфликта могло бы в значительной степени укрепить геополитические позиции Анкары в регионе. Реализация этой цели способствовала бы решению ключевых стратегических задач Анкары в настоящее время: её членству в Европейском Союзе, более полному проникновению в Закавказье и в перспективе – превращению в относительно независимый от Запада центр в Евразии.

Не случайно, после инцидента с российским бомбардировщиком Су-24, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что «для разрешения конфликта в Нагорном Карабахе и мира в регионе необходимо полностью освободить оккупированные азербайджанские земли». В начале обострения конфликта в непризнанной республике Эрдоган немедленно выразил поддержку Алиеву, который, в свою очередь, поблагодарил президента Турции за солидарность. Однако во время своего нынешнего визита в Баку Эрдоган не стал использовать высокий статус мероприятия, чтобы радикализировать ситуацию вокруг Нагорного Карабаха. Отчасти это можно объяснить и неизменной позицией США в отношении урегулирования конфликта, которая была в очередной раз озвучена 25 апреля, аккурат в день приезда Эрдогана в Баку во время состоявшихся телефонных разговоров Госсекретаря США Джона Керри с лидерами Азербайджана и Армении по инициативе американской стороны. Как сообщил официальный представитель госдепартамента Джон Кирби, стороны обсуждали не только способы урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, но и вопросы двусторонних отношений. Была отмечена и важность роли сопредседательства Минской группы ОБСЕ, с учетом того, что это единственный признанный на международном уровне формат урегулирования. Таким образом, позиция США в отношении урегулирование нагорнокарабахского конфликта остается неизменной - мирному урегулированию карабахского конфликта альтернативы нет, и необходимо найти взаимно приемлемые механизмы решения на основе основополагающих принципов. Вот основной месседж Вашингтона, который он посылает Турции и Азербайджану после крайне серьезного обострения ситуации в зоне конфликта.

Что же касается Азербайджана, то в условиях нарастающей конфронтации между РФ и Турцией Баку не может не понимать того, что стратегическое союзничество с Турцией будет всегда удерживать его в зоне её влияния. Не случайно, в преддверие визита президента Турции в Баку президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал указ об утверждении протокола между правительствами Азербайджана и Турции об обмене военного/гражданского состава с социальной и культурной целью, что может создать новые возможности для дальнейшего укрепления турецко-азербайджанcкого партнерства. Отметим, что соответствующий Протокол был подписан 15 марта 2016 г. в Анкаре. В случае нарушения баланса, который пока еще удается сохранять России между двумя противоборствующими сторонами, и провозглашения Москвой четкого курса на поддержку Армении, вероятность более тесного сближения Баку с Анкарой на всех направлениях может быть высокой.

Тем не менее, в Баку имеется и понимание того, что возможность силового решения нагорно-карабахского конфликта может обострить и внутриполитическую борьбу, что создаст дополнительные сложности на пути его урегулирования. Неудовлетворённость Азербайджана российско-армянским союзничеством, с одной стороны, и оказываемая Москвой поддержка его территориальной целостности – с другой, не могут способствовать быстрой смене в сторону западного вектора. Ведь риски от готовности Москвы предпринимать реальные шаги для отстаивания своих интересов, связанные как с безопасностью, так и с экономическими соображениями на пространстве бывшего Советского Союза, слишком высоки. К тому же решение задачи, связанной с ослаблением позиций ДАИШ (запрещённой в России радикальной организации), как в самом Азербайджане, так и на общей границе с Грузией и Россией, представляется для Баку без поддержки Москвы совершенно невозможным.

С другой стороны, Баку осознает и то, что, несмотря на союзнические отношения Анкары с НАТО /США, Запад не горит желанием поддерживать геополитические притязания Турции. Это стремление усиливается имеющимися между ними разногласиями как по курдскому вопросу в контексте ситуации в Сирии, так и по проблеме Кипра.

Похоже, что сегодня Баку все еще находится на распутье и продолжает сохранять свой нейтральный внешнеполитический вектор, что вынуждает его пока ещё разделять позицию Москвы по сохранению статус-кво, принимая её неготовность к «размораживанию» конфликта.

Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем Института США и Канады РАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net