Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

30.01.2006 | Татьяна Становая

ФРАДКОВ АКТИВИЗИРОВАЛСЯ ПЕРЕД ОТСТАВКОЙ?

В правительстве разразился новый скандал и снова между премьер-министром и министрами экономического блока. Михаил Фрадков по собственной инициативе внес поправки в программу социально-экономического развития России на 2006-2008 гг. уже после ее утверждения на заседании правительства.Программа социально-экономического развития России на три года была утверждена правительством на одном из первых заседаний правительства в этом году. Программа в течение всего прошлого года была предметом конфликта между министрами экономического блока и председателем правительства. Последний требовал включения в нее прогноза удвоения ВВП до 2010 года: эту задачу два года назад поставил перед правительством Владимир Путин. Михаил Фрадков многократно отправлял программу на доработку, критикуя министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа.

Герман Греф в свою очередь упорно отказывался признать возможность удвоения ВВП к 2010 году. По его прогнозу, это возможно не ранее чем к 2015 году. Министр указывал на то, что поставленная задача недостижима в тех временных рамках, о которых первоначально говорил президент. В пользу позиции Германа Грефа говорили и макроэкономические факторы – достаточно высокие темпы инфляции, замедление экономического роста, сохранение зависимости от сырьевого сектора, а также отсутствие структурных реформ. В частности, Герман Греф не раз говорил о необходимости проведения административной реформы (которая сейчас уже не просто буксует, но уже перечеркнута рядом кадровых решений), а также проведения судебной реформы, реформы налогового администрирования, снижения участия государства в конкурентоспособных отраслях экономики.

В целях поиска источников удвоения ВВП Михаил Фрадков предложил в конце 2004 года снизить ставку НДС до 13%. Это вызвало резкое неприятие со стороны министра финансов России Алексея Кудрина. Дело в том, что Фрадков предложил финансировать выпадающие доходы средствами стабфонда, который для министра финансов является неприкасаемым. В середине прошлого года Кудрина публично поддержал и президент России Владимир Путин, который предупредил правительство и депутатов от «разбазаривания» стабфонда.

Однако во второй половине прошлого года ситуация начала медленно меняться в пользу председателя правительства. Дело в том, что в свои союзники Фрадков получил крупный бизнес. Напомним, что предпринимательское сообщество сначала поддержало Кудрина и Грефа в споре с Фрадковым по поводу НДС: ему пообещали упрощение налогового администрирования. Был разработан законопроект, который был призван значительно снизить давление налоговых органов на бизнес. Однако окончательный вариант законопроекта, напротив, разочаровал бизнес: в нем речь идет не об упрощении, а, напротив, о некотором ужесточении и расширении прав налоговых органов. На этом фоне возможное снижение НДС оказалось для бизнеса хотя бы каким-то послаблением.

Как заявил источник в правительстве РФ газете «Ведомости», между МЭРТом и председателем правительства был достигнут компромисс. «[Фрадков согласился с тем, чтобы] из программы исчезла глава об удвоении ВВП, — поясняет чиновник. — Осталась лишь фраза, что программа должна обеспечить рост ВВП в два раза за 10 лет, но без указания, за какие именно годы, и без расчетов». Взамен министры согласились со снижением НДС до 13%, на чем больше года настаивал Фрадков, но также без указания сроков введения этой ставки. «Осенью с подачи своего аппарата премьер попросил включить в программу абзац об уменьшении НДС на 5%, — рассказывает чиновник Минэкономразвития. — Но ни Греф, ни Кудрин на это пойти не могли». «Необходимо принять решение о снижении НДС и с учетом позитивных тенденций в развитии экономики в среднесрочной перспективе уже в ближайшие годы довести его до уровня 13%», — сказано теперь в программе.

Однако, как выяснилось, компромисс был в интересах Фрадкова. Министр финансов России Алексей Кудрин выступил с заявлением, в котором назвал непродуманной записанную в окончательный вариант среднесрочной программы социально-экономического развития России меру по снижению НДС до 13%. «Мы исключили данную меру как неэффективную на этапе обсуждения программы, в том числе в аппарате правительства на совещании у вице-премьера Александра Жукова», – заявил министр. Первоначально программа предполагала снижение этого налога в среднесрочной перспективе, однако конкретная ставка, до которой должен быть снижен НДС, не указывалась. «Появление этого предложения в окончательном варианте среднесрочной программы явилось полной неожиданностью для многих членов кабинета министров, поскольку отсутствовала даже в протокольном решении заседания правительства», – отметил Кудрин. Министра финансов сразу публично поддержал и Герман Греф. Он заявил СМИ, что совместно с Кудриным выступает против снижения НДС до 13%. «При плоской ставке минимальный уровень, на который можно пойти, это 15%. 15-16% – это будет уровень, который можно будет обсуждать», – добавил глава МЭРТa.

Судя по всему, Михаил Фрадков принял решение вписать снижение НДС до 13% после того, как программа была утверждена на заседании правительства, то есть в обход министров экономического блока. Это показывает, что председатель правительства так и не сумел договориться, и никакого компромисса нет. В то же время ситуация показывает и готовность Фрадкова действовать всеми доступными для него методами для продвижения собственных идей. Одной из таких мер стала его инициатива, поддержанная недавно и президентом, насчет создания «расширенного правительства». Как заявил Михаил Фрадков на заседании правительства 26 января, «с сегодняшнего дня на заседаниях правительства России будут заслушиваться доклады министров о проделанной работе и планах на будущее, а также отчеты губернаторов о социально-экономическом положении в регионах». «Сегодня у нас повестка предусматривает два нововведения, мы приступаем к рассмотрению докладов министерств и ведомств о проделанной работе и планах на ближайшую и среднесрочную перспективу и вводим это в практику», – сказал Фрадков. Таким образом, премьер «сталкивает лбами» министров и губернаторов: которые всегда находятся в отношениях «перетягивания каната». Губернаторы всегда просят у министров больше денег и винят членов правительства в тех или иных социально-экономических проблемах региона, а министры в таких ситуациях будут вынуждены занимать оборонительную позицию. Кроме того, губернаторский корпус – один из самых активных лоббистов использования средств стабфонда для решения социально-экономических задач.

Ситуация с противостоянием премьер-министра и министров экономического блока показывает ущербность самой системы кадровой политики. Правительству не только ставятся противоречивые задачи (например, удвоение ВВП и сдерживание инфляции). В нем сохраняются и противоречия между ключевыми фигурами: очень часто их формальное влияние не соответствует реальному, что ломает систему субординации. Все это сказывается на эффективности и слаженности работы кабинета министров. И ситуация с каждым годом ухудшается: если раньше конфликты происходили более кулуарно, то сейчас они выносятся не только на страницы СМИ, но и в западную аудиторию (Кудрин заявил об изменениях в программе, будучи во Франции).

Михаил Фрадков уже дважды с начала этого года показал министрам «кто в доме хозяин»: в первый раз, когда не пустил Кудрина в Давос в роли главы российской делегации. Второй раз – в результате правки программы социально-экономического развития России. Это показывает слабость главы российского правительства: Фрадков вынужден столь маргинальными способами отвоевывать рычаги управления, которые должны принадлежать ему по статусу. В то же время подобные шаги с его стороны могут сыграть и против него: в Кремле растет недовольство премьером. Он пытается стать самостоятельной фигурой, что противоречит изначальному кадровому решению президента назначить на пост премьера человека аполитичного, находящегося вне игры. Тем более что на фоне уже начавшейся подготовки к выборам в 2008 году растут ставки в политической борьбе за пост премьера как стартовой позиции для политической карьеры. Не исключено, что вскоре будет решен вопрос об отставке Михаила Фрадкова.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net