Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

27.05.2016 | Эмиль Дабагян

Латиноамериканская практика: эволюция устойчивой демократии в Коста-Рике

Оскар АриасПродолжая цикл об особенностях политических процессов на латино­американском континенте, остановимся на сравнительно небольшой Коста-Рике, расположенной в Центральной Америке. Это государство с давними демократическими традициями по праву считается флагманом демократии в регионе.

Кроме того, в недавнем прошлом она представляла собой некий оазис на фоне бесчисленных диктатур и междоусобиц у соседей, вовлеченных в кровавый вооруженный конфликт. Забегая вперед, скажем, что президент Оскар Ариас за огромный личный вклад в его урегулировании удостоился Нобелевской премии мира.

После непродолжительной гражданской войны 7 октября 1949 года была созвана Конституционная ассамблея, принявшая Основной закон, действующий с поправками и поныне. В стране установилось четкое разделение ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Регулярно, раз в четыре года, проводятся президентские, парламентские и муниципальные выборы, соблюдаются права человека, существуют независимые средства массовой информации и прочие неотъемлемые атрибуты демократии. При этом система не застыла, постоянно находится в движении, эволюционирует, претерпевает изменения, модифицируется, не теряя при этом своей базовой характеристики. В связи с этим следует сказать еще об одной особенности этой страны – там отсутствует армия как институт.

Первоначально на политической сцене в течение ряда лет доминировала Партия национальное освобождение (ПНО), социал-демократической ориентации. Она обладала подавляющим большинством мест в однопалатной Законодательной ассамблее, состоящей из 57 депутатов, которые избирались на 4 года всеобщим голосованием по пропорциональной системе в семи многомандатных округах, созданных в соответствии с территориальным делением. Эта же партия контролировала исполнительную власть. При этом безболезненно осуществлялся проект социально-ориентированной рыночной экономики, опирающийся на классовый мир и консенсус в обществе.

Постепенно, по мере роста и укрепления средних слоев создавались и консолидировались группировки социал-христианского толка, образовавшие Партию социал-христианское единство (ПСХЕ). В 1979 году ее представитель одержал победу на президентских выборах, подорвав тем самым монополию ПНО. Так однопартийная система без потрясений, плавно трансформировалась в двухпартийную. Претенденты на пост главы государства от партий статуса легко преодолевали 40-процентный барьер, необходимый для избрания. К примеру, в 1998 году они получили свыше 90% голосов, в 1994 году – более 95, а в 1990 году – 98,6. Реальные конкуренты отсутствовали. Борьба шла только между ними, разрыв сводился к минимуму. Сменяя друг друга у руля правления, партии проводили примерно сходный социально-экономический и политический курс.

После череды коррупционных скандалов, в которых оказались замешанными видные лидеры ПСХЕ, включая экс-президентов, партия стала терять свое влияние. Между тем на политической арене возникали и крепли организации иного направления. На выборах 2002 года перчатку партиям статуса бросил диссидент ПНО, Оттон Солис, ранее являвшийся министром экономики. Он получил 26,1% голосов. В парламенте, возглавляемая им левоцентристская Партия Гражданское действие, стала третьей силой и завоевала 14 мест. Так появились реальные признаки перехода к многопартийности.

Это послужило тревожным сигналом для правящей элиты. Ради сохранения стабильности и преемственности надлежало принять адекватные меры по реформированию модели, приспособить ее к вызовам XXI века. Выход из ситуации влиятельные круги истеблишмента попытались найти на путях возврата к двухпартийной системе. Для этого мыслилось прибегнуть к помощи авторитетных деятелей из числа экс-президентов, например, Оскара Ариаса (1986-1990) либо Рафаэля Кальдерона (1990-1994), представлявших соответственно социал-демократов и христианских демократов.

С этой целью в апреле 2003 года принимается вердикт Конституционной палаты Верховного суда, разрешавший избрание бывшего президента на новый срок по истечении двух периодов, что запрещалось поправкой 1969 года к Основному закону. Это решение вызвало неоднозначную реакцию в обществе. О. Ариас заявил: «Я всегда говорил, что мы обязаны уважать постановления судебных инстанций». А один из основателей Партии Гражданское действие квалифицировал эту акцию, как государственный переворот и добавил: «Палата узурпировала право Законодательной ассамблеи реформировать политическую конституцию».

Интрига выборов 2006 года состояла в том, что искомое кресло оспаривали два бывших единомышленника. Один это О. Ариас, вознамерившийся вернуться во власть после длительного перерыва. Мотивы этого решения аргументировались тем, что люди сохранили веру в него». Другим оказался возмутитель спокойствия О. Солис. Он считал нелегитимным решение, которое отменяло поправку 1969 года, запрещавшую вторичное избрание президента.

Результат упорной битвы оказался сенсационным. Высшая электоральная инстанция тщательно перепроверяла бюллетени, дабы избежать ошибок в драматической ситуации. Наконец, победитель определился. Им стал О. Ариас, заручившийся поддержкой 40,92 процента граждан. О. Солиса предпочли 39,80 процентов избирателей. Разница оказалась микроскопической, составила всего лишь 18165 голосов. Столь напряженной борьбы прежде не наблюдалось. В парламенте ПНО завоевала 25 кресел. Вторую позицию заняла Партия Гражданское действие, заполучившая 18 мандатов. ПСХЕ имела лишь четыре места, на 15 меньше, чем в 2002 году. Ее обошло Освободительное движение, получившее 6 кресел.

О. Ариас вновь оказался у власти спустя 20 лет после первого восшествия на высший пост. Второе президентство протекало в кардинально изменившихся условиях по сравнению с предыдущим. Это была уже другая страна, не столь идиллическая и буколическая, а модернизированная, способная отвечать на вызовы времени. Он неплохо справился с обязанностями, показал умение руководить в иной обстановке, решать более сложные задачи, чем прежде. Следующую гонку впервые в истории выиграла дама, Лаура Чннчилья, выдвинутая правящей партией. Но это оказалось ее лебединой песней.

На выборах 2014 года произошла сенсация. Победу одержал выдвиженец Партии гражданское действие Луис Гильермо Солис. Он взял верх над кандидатом ПНО Джонни Арайя, который перед вторым туром отказался продолжить борьбу, поняв по результатам опросов общественного мнения неизбежность поражения. Так при нестандартных обстоятельствах кресло главы государства занял представитель третьей силы, положив, тем самым, конец прежней системе. Однако это не означало конца демократии. Созидательный процесс под руководством деятеля социал-демократического толка продолжается с незначительными коррективами. Коста-Рика и сегодня остается в числе флагманов этого процесса в регионе.

Эмиль Дабагян – ведущий научный сотрудник Института Латинской Америки РАН

В цикле «Латиноамериканская практика» мы рассказываем об интересных и показательных периодах в политической истории стран Латинской Америки, переживающих, как и Россия, трудности демократического транзита.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net