Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

27 июля в Москве прошел не согласованный с властями митинг, поводом для которого стали массовые отказы в регистрации на выборы в Мосгордуму кандидатам от оппозиции. Это уже третья акция протеста за июль: первые две прошли 14 и 20 июля. Еще один митинг запланирован оппозицией на 3 августа в преддверье апелляций в Центральной избирательной комиссии.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Выборы

07.06.2016

Вторая молодость ЛДПР: в чем причины?

Владимир ЖириновскийОпросы ряда социологических центров неожиданно показали значительный рост поддержки ЛДПР – в среднем на 5%. По данным ВЦИОМ и ФОМ, партия Жириновского вышла на второе место, обогнав КПРФ. В чем причины скачка и насколько устойчив новый уровень поддержки ЛДПР? «Политком.RU» провел опрос экспертов.

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий (г. Москва):

ВЦИОМ и ФОМ показывают, что ЛДПР обошла коммунистов. «Левада-Центр» показывает, что коммунисты пока впереди, но так же отмечает существенный прирост поддержки Жириновского.

К ЛДПР приходят избиратели, которые голосовали за Прохорова, которые в Москве поддержали Навального. Эти избиратели ценят успех. Для них очень важно, чтобы ты не был аутсайдером — по крайней мере для многих из них. При этом они настроены антикоммунистически — а Жириновский активно ругает Ленина и Сталина. Так получилось, что они не видят на экранах телевидения ни Явлинского, ни других возможных знаковых фигур. У них отношение к оппозиции, как к неудачникам.

Все три остальные парламентские партии проводят ленивую кампанию. А тут появляется Жириновский, который является успешным и антикоммунистичным. И избиратель идет к нему. Раньше от него отводил радикализм, но теперь он входит в мейнстрим, перестал быть маргинальной фигурой. К тому же среди избирателей, в том числе и продвинутых горожан, выросли антизападные настроения.

Валентин Бианки, политтехнолог (г. Санкт-Петербург):

Рост рейтинга ЛДПР — это не такие уж значительные числа. Значимость этого тренда переоценивают. Общий принцип можно описать так — разогнали паровоз, потом резко его остановили, а вагончики «летят» дальше. Власть долго нагнетала патриотическую риторику, которая вполне соответствовала позиции Жириновского. А потом получается, что надо сбавлять обороты риторики, а за два года избирателей приучили думать именно так. Такая радикально патриотическая воинственная категория избирателей перешла от «Единой России» к ЛДПР.

Алексей Рощин, политтехнолог, эксперт Центра политических технологий (г. Москва):

В ходе одной из кампаний я с удивлением заметил на локальном рынке явный рост рейтинга ЛДПР. Возможно, дело в том, что партия переживает неожиданную вторую молодость, когда, казалось бы, ее уже многие похоронили. Жириновский уже не тот — напор не тот, не хватает прежней энергии и т.д.

Но причина во многом в общей примитивизации политического содержания в стране, массового упрощения, которое последние несколько лет проводил Кремль, чтобы выбить почву из-под ног оппозиции. На этом фоне для части избирателей нынешний Кремль и «Единая Россия» - чересчур сложны. В этой ситуации рост рейтинга ЛДПР происходит за счет избирателей «Единой России». Люди, привыкшие к вождистской почвеннической идеологии, в какой-то момент откалываются от поддержки партии власти и переходят к ее более простой, примитивной и ударной идеологии, которую выражает ЛДПР. За счет этого и происходит ее «накачивание». В пределе развития нынешняя госидеология больше работает на ЛДПР чем на Единую Россию». Можно предсказать, что если тренд сохранится, то рейтинги «ЕР» и ЛДПР продолжат сближаться.

Константин Калачев, руководитель «Политической экспертной группы»:

У социологических центров есть расхождения в отношении рейтинга ЛДПР. «Левада» показывает больший рост рейтинга у КПРФ, хотя, возможно, это изъяны социологии. Опросы ФОМ, как показывает практика, вызывают больше доверия.

То, что Жириновский говорит — это мысли, которые разделяет как минимум часть общества. Но я не стал бы сводить рост рейтинга только к персоне Жириновского, поскольку он и устаревает, и надоедает. Хотя мы знаем, что есть артисты, которые «живут» год-два, а есть те, которые «живут» вечно. Некоторые артисты, как хороший коньяк или вино, с годами становятся «дороже» и привлекательнее.

Надо отдать должное штабу ЛДПР. Кампания в регионах заметна. Я был в нескольких регионах. Надо отметить масштабность и технологичность предвыборной кампании партии, начиная от слоганов и закачивая распространением газет, организацией встреч с избирателями. Что касается всего того, что можно назвать инструментарием кампании — все выглядит как минимум хорошо. Так что, ЛДПР — одна из самых технологичных с точки зрения проведения предвыборной кампании партий.

Хотя понятно, что технологии вторичны по отношению к содержанию. А оно близко к настроению общества. На политической волне, запущенной с присоединением Крыма, ЛДПР стала основным выгодополучателем — как и следовало ожидать. Реализуются вещи, о которых Жириновский говорил еще с 1990-х годов.

Ростислав Туровский, вице-президент Центра политических технологий:

Возможно, есть новый запрос на Жириновского, ЛДПР и популистскую риторику. В ситуации социально-экономической неопределенности и социального пессимизма, в которой находится большинство россиян, опять проявляется интерес к яркой фразе. В этих условиях россияне ждут от партии не сложных и умных политических и экономических программ, а простых решений. И такие решения традиционно ассоциируются с ЛДПР и Жириновским. У него возникает неплохая возможность для того, чтобы нарастить поддержку, поскольку КПРФ и «Справедливая Россия» предложить что-то в той же яркой упаковке не в состоянии. Они слишком скучны для массового избирателя. Поэтому ЛДПР может воспользоваться этой ситуацией и вновь собрать голоса.

Кроме того, позитивные ожидания массового избирателя уже никак не привязаны к другим партиям парламентской оппозиции. ЛДПР как всегда остается последним запасным вариантом, с которым связаны ожидания. На фоне общей серости оппозиционного лагеря ЛДПР выделяется.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net