Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.07.2016 | Александр Ивахник

Тори ставят на Терезу Мэй?

Тереза МэйПосле голосования за «Брексит» Британию сотрясает суровый политическим шторм. Недвусмысленным подтверждением этого стал уход с политической авансцены двух наиболее ярких фигур кампании за выход из ЕС. Сначала экс-мэр Лондона Борис Джонсон неожиданно отказался участвовать в гонке за пост лидера Консервативной партии. А затем лидер Партии независимости Соединенного Королевства Найджел Фарадж объявил об отставке.

Острый на язык президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер обвинил Джонсона и Фараджа в бегстве из-за того, что дела стали трудными. «Герои «Брексита» вчерашнего дня стали печальными героями дня сегодняшнего», – сказал он в Европарламенте. По его словам, «патриоты не уходят в отставку, когда дела становятся хуже, они остаются». Юнкер добавил: «Вместо того, чтобы разрабатывать план [развода с ЕС], они покидают лодку».

Впрочем, объявленная 4 июля отставка Найджела Фараджа выглядит по-своему логичной. Партия независимости Соединенного Королевства (ПНСК), непререкаемым лидером которой в течение последних восьми лет был Фарадж, являет собой типичный пример «партии одной проблемы». «Моя цель в политике заключалась в том, чтобы Великобритания вышла из Европейского Союза. Поэтому я считаю правильным сейчас покинуть пост лидера ПНСК», – объяснил Фарадж. И добавил: «В ходе референдума я говорил, что хочу вернуть свою страну. Сегодня я говорю: я хочу вернуть свою жизнь, и она начинается прямо сейчас». Фарадж охарактеризовал свою партию как «индюшек, которые голосовали за Рождество». Действительно, после потери главной цели и ухода единственного лидера, имеющего широкую публичную известность, будущее ПНСК выглядит незавидным.

Однако в услових двухпартийной системы партия Фараджа в любом случае не могла рассчитывать на существенную роль в британской политике. Гораздо важнее, что происходит внутри правящей Консервативной партии. Сразу после «Брексита» и логичного заявления Дэвида Кэмерона о предстоящей отставке все были уверены, что следующим лидером тори и соответственно премьер-министром станет Борис Джонсон. Некоторые считали, что он активно участвовал в кампании за выход именно потому, что видел в этом кратчайший путь к посту премьера. 30 июня заканчивался срок выдвижения кандидатов на пост партийного лидера. Заявление Джонсона об отказе участвовать в борьбе за пост прозвучало в самый последний момент, как гром среди ясного неба. Таким образом, Борис Джонсон, так много сделавший для обеспечения «Брексита», по максимуму используя свои харизму и обаяние, после краткого триумфа испытал горькое политическое разочарование.

Отказ Джонсона от выдвижения связывают с тем, что другой видный лидер кампании за выход среди консерваторов, министр юстиции Майкл Гоув, поначалу обещавший поддержку экс-мэру столицы, неожиданно от этой поддержки отказался и выдвинулся сам. Гоув объяснил, что после некоторых размышлений «неохотно пришел к заключению, что Борис не может обеспечить лидерство или сформировать команду для выполнения задач, стоящих перед страной», и поэтому решил предложить свою кандидатуру. Думается, дело не в личных размышлениях Гоува. Он почувствовал, что многие члены парламента от партии тори не считают Бориса Джонсона достаточно серьезным лидером, обладающим выдержкой и политической мудростью, чтобы объединить партию и возглавить страну, особенно в исключительно сложных обстоятельствах.

Процедура избрания лидера Консервативной партии в настоящее время такова. Сначала свои кандидатуры выдвигают парламентарии-тори. По этим кандидатурам проходит голосование среди рядовых членов партийной фракции в Палате общин. В каждом туре голосования выбывает кандидат, набравший наименьшее число голосов. Когда остаются только два кандидата, решающее голосование осуществляется уже всеми членами Консервативной партии (сейчас их около 150 тысяч). Победивший кандидат становится новым лидером, а если партия находится у власти, то автоматически и премьер-министром.

К окончанию срока выдвижения 30 июня появилось пять кандидатов. Уже упомянутый 48-летний Майкл Гоув является одним из ведущих деятелей партии тори. Он окончил Оксфорд, получив степень по английской филологии. Был парламентским корреспондентом The Times, а в 2005 году сам избрался в Палату общин. Будучи личным другом Дэвида Кэмерона и нынешнего главы Минфина Джорджа Осборна, он играл видную роль в идейно-политической модернизации партии, в результате которой после 13-летнего перерыва тори вернулись к власти в 2010 году. Гоув получил портфель министра образования и проводил довольно радикальные реформы, направленные на снижение полномочий образовательного истэблишмента и создание «свободных школ», находящихся вне контроля местных властей. После парламентских выборов 2015 года Гоув стал министром юстиции, что, несомненно, являлось для него повышением. Однако ни успешная карьера, ни тесные личные отношения с Кэмероном не помешали ему с самого начала принять активнейшее участие в кампании за выход из ЕС.

Майкл Гоув не раз заявлял, что не имеет амбиций на премьерство. Поэтому выдвижение им своей кандидатуры стало для многих сюрпризом. Он позиционировал себя как кандидата, который имеет опыт управления на высоком уровне и сможет обеспечить «единство и перемены». Он заявил, что если станет премьером, то начнет двухлетний официальный процесс выхода из Евросоюза не ранее 2017 года – после обширных предварительных переговоров. Надо отметить, что эта позиция противоречит точке зрения руководства ЕС, которое настаивает на скорейшем начале развода. Гоув также исключил возможность проведения досрочных всеобщих выборов в Великобритании.

Другим – и теперь уже ясно, что главным – кандидатом на пост лидера стала министр внутренних дел Тереза Мэй. 59-летняя Мэй была впервые избрана в Палату общин в 1997 году и уже через два года вошла в теневой кабинет в качестве министра образования. После прихода тори к власти в 2010 году она сразу стала главой МВД и занимает этот сложный пост рекордно долгое для Великобритании время.

Как и многие деятели британского кабинета, Тереза Мэй окончила Оксфорд, но, в отличие от Кэмерона, Осборна и Джонсона, она не является выходцем из привилегированной верхушки общества. Родившись в семье англиканского викария, она добилась всего за счет редкого трудолюбия. Газета The Guardian писала о ней: «В политической партии, которая до сих пор старается избавиться от элитистской, «итонской» [по имени самой известной частной школы] репутации, Мэй представляет собой другой тип политика – спокойного классного руководителя в палате, полной перевозбужденных учеников частных школ. Она держится на расстоянии». Глава МВД терпеть не может путаницы, беспорядка и экспромтов в государственных делах, а к любителю такого стиля Борису Джонсону, по словам одного из коллег в министерстве, относится «с презрением». Эффективное выполнение работы является для нее моральным долгом. Далеко не всем нравится ее сухая, прямая и порой резкая манера общения с коллегами по правительству и депутатами. Но никто не может отрицать ее компетентности и исключительной работоспособности. По всем этим качествам и даже внешне (на лице выделяется крупный горбатый нос) она напоминает «железную леди» Маргарет Тэтчер. Терезу Мэй уже давно упоминали в качестве потенциального преемника Дэвида Кэмерона, причем ни она сама, ни ее команда не опровергали подобных спекуляций, что вызывало раздражение в команде премьер-министра.

За шесть лет во главе МВД Мэй добилась снижения преступности при сокращении на 18% бюджета полиции и провела ряд либеральных реформ. В частности, были урезаны полномочия полиции на задержания и обыски и принят специальный закон для борьбы с современным рабством. Предпринимались меры по борьбе с коррупцией в профсоюзе полиции. В то же время глава МВД занимала жесткую позицию по вопросам ограничения миграции в Великобританию и борьбы с радикальными проповедниками ислама.

Еще до референдума британские журналисты писали о том, что в наибольшем выигрыше от «ядовитой гражданской войны» в Консервативной партии по поводу «Брексита» оказалась именно Тереза Мэй. Она никогда не скрывала своего скептического отношения к решениям Евросоюза, прежде всего, к его миграционной политике. После объявления референдума она проявила лояльность к премьеру Кэмерону, высказавшись за сохранение членства в ЕС, но избегала активно участвовать в кампании «Остаться». Тем самым Мэй заняла стратегически верную для себя лично позицию, не сжигая мосты ни с той, ни с другой стороной конфликта.

Начиная борьбу за пост лидера, Тереза Мэй твердо заявила: «Brexit значит Brexit. Кампания велась, голосование прошло, явка была высокой, и общество вынесло свой вердикт. Не должно быть никаких попыток остаться внутри ЕС, никаких попыток вновь присоединиться к нему через заднюю дверь и никакого второго референдума». По словам Мэй, она может предложить «твердое лидерство» и единство, в которых нуждается партия и страна. Излагая свои приоритеты для переговоров по выходу из ЕС, она отметила: «Необходимо добиться для британских компаний возможности свободно торговать с единым рынком ЕС товарами и услугами, но также добиться большего контроля над числом людей, приезжающих сюда из Европы». С ее точки зрения, нельзя давать гарантии, что граждане ЕС, находящиеся в Великобритании, смогут там оставаться после завершения процесса развода – это должно стать одним из переговорных вопросов.

Столь жесткая позиция явно направлена на завоевание популярности среди многочисленных сторонников «Брексита» в рядах партии тори. Жесткость глава МВД проявила, и подтверждая свою приверженность сильной оборонной политике. Она высказалась за обновление британской системы ядерных ракет «Трайдент», чтобы «противостоять угрозе российской агрессии».

Третьим известным консервативным деятелем, выдвинувшим свою кандидатуру, стал экс-министр обороны, представитель правого крыла Лайам Фокс, который уже участвовал в партийной лидерской гонке в 2005 году, когда был избран Кэмерон. Фокс активно участвовал в кампании за выход Британии из Евросоюза, но сейчас серьезных шансов на успех не имел. Его репутация подмочена скандалом 2011 года с незаконным лоббированием государственных оборонных заказов, в результате которого Фокс лишился поста министра обороны.

В борьбе за пост лидера партии решили поучаствовать еще два менее известных деятеля. Один из них – 43-летний Стивен Крэбб, который стал министром по делам Уэльса в 2014 году, а в начале этого года получил пост министра труда и пенсионного обеспечения. Перед референдумом поддерживал сохранение членства Британии в ЕС. Очевидно, что для него это просто первая проба сил. Пятым кандидатом стала замминистра энергетики Андреа Лидсом, которая была одной из звезд кампании за выход и в агитационных телепрограммах не раз выступала вместе с Борисом Джонсоном. Последний, после отказа баллотироваться, выразил поддержку именно Лидсом.

5 июля среди заднескамеечников-тори прошел первый раунд голосования за нового лидера партии. В нем с огромным преимуществом победила Тереза Мэй, получившая 165 голосов. За Андреа Лидсом голосовали 66 депутатов, за Майкла Гоува – 48, за Стивена Крэбба – 34. Лайам Фокс получил всего 16 голосов и выбыл из борьбы. Что касается скромного третьего места Майкла Гоува, то такой результат, видимо, объясняется тем, что многие парламентарии-тори не простили ему предательства в отношении Бориса Джонсона. Вскоре после оглашения результата Стивен Крэбб объявил, что решил сойти с дистанции и поддержать Терезу Мэй. Фокс также сообщил о поддержке главы МВД.

В своем заявлении Тереза Мэй поблагодарила голосовавших за нее и, не скромничая, позиционировала себя как будущего победителя. «Перед нами большая работа: объединить партию и страну, добиться в процессе переговоров наилучших условий выхода из ЕС и побудить Британию работать для всех. Я – единственный кандидат, способный добиться успеха в решении этих трех задач в качестве премьер-министра. И сегодня стало ясно, что я также единственный кандидат, способный привлечь поддержку во всех частях Консервативной партии».

Поскольку осталось только три претендента на пост лидера, то следующий раунд голосования среди заднескамеечников 7 июля, очевидно, станет последним. После этого начнется голосование среди всех членов партии тори, итоги которого планируется подвести к 9 сентября. Есть очень большие основания полагать, что новым лидером партии станет Тереза Мэй, которая и возглавит будущее правительство. На плечи этого правительства ляжет тяжелая задача решать сложнейшие проблемы, связанные с «Брекситом».

Любопытна реплика ветерана британской политики Кеннета Кларка, который занимал посты министра внутренних дел и министра финансов в кабинетах Тэтчер. В парламентской студии телеканала Sky News после оглашения итогов первого раунда голосования он сказал другому ветерану, лорду Малколму Рифкинду (не подозревая о включенных микрофонах): «Тереза – чертовски трудная женщина, но Вы и я работали на Маргарет Тэтчер».

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net