Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

16 декабря прошли повторные выборы губернатора Приморского края. Результаты прошедших в сентябре двух туров выборов губернатора Приморья краевой избирком признал недействительными из-за многочисленных нарушений. В итоговый список кандидатов на пост главы региона вошло четыре человека: Андрей Андрейченко (ЛДПР), врио губернатора Олег Кожемяко (самовыдвиженец), Алексей Тимченко («Партия Роста») и Роза Чемерис («За женщин России»). По результатам выборов новым губернатором Приморья стал Кожемяко с 61% голосов. Андрейченко получил 26%, остальные кандидаты в сумме набрали 9%.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Главное

02.02.2006 | Татьяна Становая

ПАЛАТА НЕ ДЛЯ ДЕПУТАТА

Вчерашний день можно назвать началом активной работы Общественной палаты. Прошли заседания пяти комиссий, глава ОП Евгений Велихов провел в Госдуме переговоры со спикером Борисом Грызловым, а в интернете открылся официальный сайт палаты. И все это на фоне недавнего заявления президента на его пресс-конференции о том, что формирование Общественной палаты – одно из самых важных достижений прошедшего года. Публично для ОП созданы максимально комфортные условия. Однако, как выясняется, все не так гладко.

Уже в конце 2005 года ОП развила бурную деятельность. Еще не будучи до конца сформированной, она обрушилась с критикой на законопроект об НКО и тем самым заявила о себе, о своих амбициях и, что особенно важно, о своей независимости от партии власти. Критикуя закон об НКО, ОП тем самым выступила против парламентского большинства, принявшего его только после того, как в ситуацию вмешался Кремль. Иными словами, ОП не сумела оказать влияния на депутатов, но ее активизация привлекла внимание президента и заставила вмешаться.

Однако маловероятно, что это устраивает самого президента. ОП создавалась как структура, представляющая интересы общественности и призванная самостоятельно оценивать те или иные законодательные инициативы с точки зрения ее интересов. Но здесь и возникают проблемы. Собственно, эффективность ОП оказывается почти в полной зависимости от желания или нежелания президента помогать ей.

Главная проблема в том, что ОП нужна президенту, но не нужна «Единой России». Однако до тех пор, пока палата пользуется покровительством и президент дает четкие указания обеспечить ей все условия для работы, партия власти вынуждена подчиниться. Но здесь появляется один очень важный фактор - «бюрократический саботаж». По определению американского социолога Алвина Гоулднера, бюрократический саботаж заключается в действиях бюрократии, препятствующей нормативному функционированию организации с целью сохранения собственного места в социальной системе. Судя по всему, «Единая Россия» как бюрократическая по своей природе структура в той или иной форме будет заниматься минимизацией влияния ОП на законотворческую деятельность.

Во-первых, речь идет о разногласиях между ОП и руководством Госдумы по поводу механизма участия членов палаты в законодательном процессе. Глава палаты Велихов заявил, что для ОП важно уже на стадии первого чтения принимать участие в обсуждении законопроектов, «иначе после второго чтения обсуждение уже не играет никакой роли», - отметил Евгений Велихов. Однако подпускать к самим законопроектам Грызлов членов ОП не намерен. Он заявил, что Государственная Дума располагает штатом высококвалифицированных экспертов, и членам ОП стоит наладить работу именно с ними. Иными словами, Грызлов выступает за то, чтобы члены ОП выстраивали отношения с депутатами через посредников – экспертов Госдумы. Более того, Грызлов выразил мнение, что заключения ОП на законопроекты должны опираться на «заключения наших экспертов, как наиболее опытных в юридических вопросах». Как быть, если мнения «опытных экспертов» и членов ОП будут расходиться, не понятно. Видимо, в этих случаях представителям платы разрешат выступать на пленарных заседаниях, что стало действительно большим завоеванием Велихова. Тем не менее, депутаты и члены ОП продолжат работать над поправками в регламент, которые могли бы нормировать участие членов ОП в работе думских комитетов, а парламентариев подключат к работе комиссий Общественной палаты.

Во-вторых, очевидны расхождения в понимании основных задач ОП. Так, Борис Грызлов заявил, что функция гражданского общества – контроль за исполнительной властью. Грызлов, по сути, предложил ОП за законодательной властью не следить. Спикер отметил, что Госдума принимает хорошие законы, которые не могут приносить пользу зачастую из-за плохого исполнения. В то же время Евгений Велихов заявил, что главная задача ОП – влияние на государственную политику через взаимодействие с парламентом.

В-третьих, разногласия могут коснуться и перечня законопроектов, на которые заключение ОП будет обязательным. Уже сейчас известно, что это будет некий список из проектов законов, касающихся социальной политики, конституционного права и тем правопорядка. Еще в конце прошлого года члены ОП говорили, что теперь ни один законопроект не будет принят в Госдуме без заключения палаты. Теперь же оказывается, что это будет ограничено специальным списком.

Таким образом, между интересами ОП и думского большинства существуют объективные противоречия, которые в случае роста напряженности в отношениях могут разрешаться прежде всего при арбитраже президента. В других случаях у «Единой России» есть очень мощное окружение против ОП – регламентация деятельности членов ОП в Госдуме. Еще совсем недавно президент заявил, что, «конечно же, мы должны работать по закону, по правилам в соответствии с имеющимися нормативами, нормами. Но мы с вами хорошо знаем, что есть такая форма забастовки и саботажа, которая так и называется – работать по правилам. И я вас прошу иметь в виду это обстоятельство. Проявлять гибкость – конечно, в рамках действующего законодательства». Эта фраза относилась к отношениям чиновников с бизнесом. Тем не менее, инструменты, которыми пользуется чиновничество, универсальны, и при желании «Единая Россия» распространить их применение на ОП. Партия власти всегда сможет лишь формально замечать существование ОП, принимать ее мнение к сведению и отправлять ее представителей следить за исполнением законов, а не за их разработкой.

Ссылки по теме:

Общественная палата объявляется открытой

Палата советов

Общественная палата формируется по номенклатурному принципу

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net