Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

06.09.2016 | Олег Громов

Эквилибристика реинтеграции

Эквилибристика реинтеграцииВ самый последний день лета – 31 августа - Кабинет министров Украины одобрил концепцию государственной целевой программы «возобновления и построения мира в восточных регионах Украины». В рамках исполнения этого документа декларируется содействие восстановлению инфраструктуры, созданию новых рабочих мест и т.п. То есть Киев объявил о том, что начинает экономическую реинтеграцию Донбасса.

Данный факт стал ответом на стоящий более двух лет вопрос: если Киев и потерял территории, то почему он отказался от людей – своих граждан, которые на них проживают? Одновременно стоял вопрос: кто и как должен восстанавливать экономику ранее самого прибыльного региона Украины?

Документ не дает ответа на все вопросы. Однако подчеркивает, что киевский истеблишмент постепенно отказывается от полного игнорирования проблемы потерянных территорий. Более того, официальное заявление о начале реинтеграции Донбасса (правда, пока только экономической) без предварительных условий, требований по отношению к России и т.п., говорит о смене концепции с полного игнорирования и постепенного отчуждения Донбасса на политику такого же постепенного возвращения путем «удушения в объятиях».

С учетом того, что Киев не отказывается от политического игнорирования ДНР и ЛНР, можно сделать вывод, что в основе политики экономической реинтеграции также будет лежать принцип «экономика без политики». Бизнесу не будут чинить препятствий для работы на неконтролируемых территориях. При этом экономические субъекты непризнанных образований едва ли смогут легально выйти на всеукраинский простор, поскольку на них сохраняется солидный рычаг давления – это возможность в любой момент стать объектом расследования правоохранительных органов в привязке к финансированию или созданию «террористических организаций».

Правда, известна масса случаев, и угольная тема здесь в первом ряду, когда компании ДНР и ЛНР свободно торгуют с Украиной, а бизнесмены непризнанных государств так же свободно действуют на «материнской» территории.

Начало экономической реинтеграции Донбасса со стороны Украины давно ожидалось – с самого начала конфликта. Это ждали и Россия, и Запад. Потому что всем важно, кто и за чей счет будет восстанавливать промышленность, социальную и иную инфраструктуру Донбасса. Россия не слишком хочет брать тяжесть этого груза на себя, иначе донецкая и луганская экономики давно работали бы на Москву, а не лежали на боку вот уже два года. Но и Киев не в состоянии полностью реинтегрировать регион. По разным оценкам, для этого нужно несколько сотен миллиардов долларов. Найти их неоткуда. МВФ вряд ли проспонсирует такую инициативу – его транши и так с трудом поступают на Украину, причем в гораздо меньшем объеме.

Можно чисто теоретически предположить сценарий совместного российско-европейского «консорциума», при котором «большие игроки» вкладываются в украинскую экономику в обмен на преференции для своих компаний. Однако в настоящих политических условиях такой вариант видится с трудом, поскольку мы видим, в том числе на примере «ВТБ-24», продающей свою украинскую «дочку», что российские фирмы уходят из Украины, где для них создана неблагоприятная (с политической точки зрения) среда. Кроме того, не стоит забывать, что в условиях низких цен на нефть и нарастающего внутреннего долга в России просто нет денег для самостоятельного «поднятия» Донбасса. Европа и США тем более не намерены платить за него, поскольку это слишком незначительная для них цель, и в экономическом отношении Донбасс представляет малый интерес для ведущих экономик мира.

Отсюда следует единственный возможный вывод: Украине придется самой поднимать экономику своих же, но потерянных территорий при, вероятно, некотором участии российских кампаний, сохраняющих частные интересы на юго-востоке соседней страны.

Получается, стратегия экономической реинтеграции носит во многом вынужденный характер: деваться Киеву некуда, возвращение Донбасса может серьезно улучшить общую экономическую ситуацию в стране. Если никто не хочет платить за Донбасс как за экономику, то ее восстановлением (и это логично!) должно заниматься «материнское» государство. Это, правда, не исключает выдвижения в будущем счета России от Украины «за Донбасс» с целью компенсации собственных затрат. Раз уж Россия здесь официально признана «агрессором», то Киев будет выжимать из этого статуса все соки. Даже если этого не удастся сделать, то можно поторговаться с Москвой, как украинская сторона делает во всех остальных спорных вопросах.

Вместе с тем, остается один очень важный вопрос: кто на Украине будет платить за восстановление Донбасса? Понятно, что пока подразумевается, скорее, отмена ранее наложенных ограничений и запретов. Однако рано или поздно бизнес и граждане выставят счет за разрушения, да и просто придется восстанавливать транспортные коммуникации, промышленные предприятия и иную инфраструктуру. Кто за это будет платить и чем? Ответа нет, поскольку Украина находится буквально на дне долговой ямы, которая во много раз глубже, чем при Викторе Януковиче и Юлии Тимошенко.

Здесь мы приходим к важному выводу: при отсутствии денег на реинтеграцию заявления о ней носят, скорее, не практический, а пропагандистский характер. Киев начинает новый этап борьбы за умы жителей Донбасса, демонстрируя им: «Родина вас не бросила. Родина возвращается назад». Правда, после двух с лишним лет это кажется несколько запоздалым шагом. Бизнесу это облегчит жизнь, одновременно лишая полицию и контрабандистов прибыли от незаконных поборов и грузов, все равно шедших на Украину из ЛНР и ДНР и обратно.

Важно, на какие именно меры готов пойти Киев. Если это будет полное возвращение украинской юрисдикции с выплатой пенсий и т.п., а также возвратом бизнеса, то они натолкнутся на новые реалии, уже возникшие на Донбассе. Новые бизнесмены не будут спешить отдать свои места старым. А люди в плане выплат просто будут сидеть на двух стульях одновременно.

С политической точки зрения, правда, возникает возможность для торга – Украина показывает, что признает территорию своей и делает шаг навстречу, не признавая, правда, политический суверенитет новых образований. Теперь последние должны либо отказаться от этих «пряников», что негативно будет воспринято населением и даст еще один аргумент для критики властей самопровозглашенных республик, либо принять их и сделать шаг навстречу в рамках Минска – то есть пойти уже на политические уступки. Иначе ДНР и ЛНР в международном плане попадут впросак и будут выглядеть невыгодно на фоне Киева, который вроде бы старается наладить хоть какой-то диалог с неконтролируемыми территориями.

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

40 лет развития по пути плюралистической демократии сменились авторитарным вектором, когда глава государства получил возможность выдвигаться вновь, спустя 10 лет. После 1998 года политическая система Венесуэлы стала существенно отличаться от остальных стран региона, а позднее это стало еще более заметно.

К этому району земного шара, раскинувшемуся вдоль крупнейшей южноамериканской реки, сравнительно недавно было привлечено пристальное внимание международной общественности - здесь стали гореть девственные леса, по праву считающиеся легкими планеты.

Протесты, захлестнувшие ряд государств латиноамериканского континента, затронули и Колумбию, третью по уровню развития страну региона. Несмотря на явные достижения в экономике, здесь сохранились вопиющее неравенство, чудовищная коррупция и высокий уровень безработицы, проявлялось громкое недовольство. Это стало очевидным 18 ноября минувшего года.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net