Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предвыборная гонка в Украине, за которой внимательно следили и в России, подошла к концу. 21 апреля во втором туре встретились действующий президент Украины Петр Порошенко и актер Владимир Зеленский, известный главной ролью в популярном телевизионном сериале «Слуга народа». Первое место со значительным отрывом занял Владимир Зеленский – по предварительным данным, он получил около 73% голосов. Петр Порошенко набрал около 25 голосов избирателей.

Бизнес

В публичном пространстве активно обсуждают запрос ФСБ ключей шифрования сервисов «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» компании «Яндекс» - соответствующая информация появилась на РБК со ссылкой на источники, близкие к самой компании. По информации СМИ компания отказалась предоставлять доступ к шифрованию сервисов и не предоставила в спецслужбу соответствующие ключи, поскольку они могут дать доступ к паролям пользователей всей экосистемы «Яндекса».

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.09.2016 | Леонид Исаев

Переговоры по Сирии: начать все сначала

Лавров, КерриОчередная встреча Джона Керри и Сергея Лаврова по Сирии стала достоянием истории. Счет встреч глав двух внешнеполитических ведомств за последний год исчисляется десятками. А последняя еще и побила рекорд продолжительности – 14 часов стороны пытались прийти к компромиссу по сирийскому вопросу.

Безусловно, назвать бесполезными ни эти, ни прошлые переговоры по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке было бы неверным, что впрочем не отменяет и того, что КПД их остается на стабильно невысоком уровне. Соединенные Штаты, равно как и Российская Федерация, приложили немало усилий для того, чтобы переломить ход событий в Сирии и заставить противоборствующие стороны отказаться от насильственных методов достижения целей. Вот только прошедшая встреча в Женеве вызывает все более ощутимое чувство дежавю.

На первый взгляд может показаться, что ничего нового сентябрьская встреча двух дипломатов не принесла. Документы, выработанные Керри и Лавровым, по сути, не явили нам практически ничего нового, чего нельзя было бы отыскать, скажем, в резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Всё тот же режим прекращения огня, знакомый всем нам с ранней весны 2016 года, всё те же списки умеренных и не очень, над которыми бьются лучшие дипломатические и военные умы всего мира, необходимость совместной борьбы с террористическими структурами, возобновление женевского переговорного процесса, соблюдение гуманитарного права, способность оказывать давление на своих региональных союзников и т.д. Список формулировок, набивших оскомину, пожалуй, не пополнился ничем принципиально новым. Да и нечего уже добавить – стороны давно выработали «дорожную карту» урегулирования сирийского конфликта, где самым подробным образом расписано, что нужно сделать для того, чтобы вернуться к мирной жизни. Но это только на бумаге, а жизнь, как водится, богаче любой нашей фантазии. Вот, казалось бы, самый что ни на есть банальный вопрос – борьба с терроризмом. Делать это готовы и те, и другие, только как распознать этих самых террористов «на земле», по-прежнему остается неясным.

Потому именно с точки зрения поиска способов применения зафиксированных в резолюции 2254 договоренностей на практике и необходимо рассматривать результаты российско-американских переговоров. И Керри, и Лавров методом проб и ошибок раз за разом пытаются перейти от слов к делу, выработать тот алгоритм действий, который сделал бы правоприменительную практику как можно более эффективной. Членам Международной группы поддержки Сирии (МГПС) надо отдать должное: в начале 2016 года они сделали всё от них зависящее для того, чтобы осуществить первые шаги на пути к реализации достигнутых договоренностей, в том числе и «посредством оказания нажима на все соответствующие стороны». Во-первых, мы стали свидетелями переговоров между сирийским правительством и всеми противоборствующими группировками. Причем удалось достичь наиболее широкого оппозиционного участия, включая представителей «Ахрар аш-Шам» и «Джейш ал-Ислам», а также некоторых делегатов от курдов. Во-вторых, волевым решением Москвы и Вашингтона с конца февраля начал действовать режим прекращения огня, и хотя сообщения о его нарушении начали поступать со всех сторон с первых же дней его реализации, надо отметить, что накал страстей непосредственно «на земле» заметно снизился. Наконец, и Россия, и Соединенные Штаты впервые за пять лет существования сирийского конфликта научились действовать сообща и продемонстрировали способности к достижению компромиссов.

Очевидно, что по этим вопросам у обеих сторон сформировался достаточный инструментарий для того, чтобы с определенным уровнем успешности реализовывать их на практике. С другой стороны, женевские переговоры не менее ясно продемонстрировали, что ни американская, ни российская сторона до сих пор не в состоянии решить вопросы, связанные с созданием «надежной, инклюзивной и неконфессиональной системы управления» и выработкой новой конституции Сирии. Именно эта категория вопросов, которая сводится не столько к предотвращению эскалации конфликта, сколько к переформатированию будущего сирийского политического пространства, по-прежнему остается камнем преткновения, что в очередной раз подтвердила встреча Керри и Лаврова.

В актив последней встречи в Женеве, по всей видимости, можно занести тот факт, что стороны наконец-то договорились о том, чего все ждали с момента начала российской военной операции в Сирии – разграничении сфер влияния. На совместной пресс-конференции Керри и Лавров резюмировали, что Вашингтону и Москве удалось согласовать районы, где будут работать только ВВС США и ВКС России. Более того, сторонам впервые удалось договориться о создании единого координационного центра по борьбе с терроризмом.

Достигнутые договоренности в случае их успешной реализации способны заметно усилить взаимодействие между Россией и США в Сирии, однако практически наверняка будут нарушать интересы их союзников в регионе – от баасисткого режима и умеренной оппозиции до Турции и Ирана. Все-таки сирийский конфликт слишком многогранен, а интересы вовлеченных в него игроков очень часто являются диаметрально противоположными. Неслучайно стороны пожелали не разглашать всю конкретику, сославшись на наличие тех, «кто будет наверняка пытаться сорвать выполнение предусмотренных мер».

Скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями того, как Москва и Вашингтон попытаются еще раз все начать сначала. Сюжет в целом остается неизменным: объявление режима прекращения огня, согласование списков участников переговорного процесса, непосредственно сама «Женева». Новизны добавит лишь параллельная антитеррористическая кампания, которая на этот раз должна будет проходить в тесном взаимодействии обеих стран с целью исключения провокаций, подобных тем, что уже ставили под угрозу переговорный процесс зимой и весной 2016 года. Однако уверенности в том, что в этот раз всё пойдет по плану, нет, похоже, и у самих авторов мирной инициативы. Как справедливо заметил Сергей Лавров, «от нас [США и РФ – прим. авт.] зависит далеко не всё…»

Леонид Исаев – старший преподаватель департамента политической науки НИУ–ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Год назад в Армении произошла «бархатная революция». К власти пришло новое правительство, после чего политический ландшафт республики значительно изменился. Досрочные выборы Национального собрания, городского парламента Еревана (Совета старейшин), реформы судебной системы, появление новых объединений и реконфигурация (если угодно ребрэндинг) старых — вот далеко не полный перечень тех перемен, которые сопровождали страну в течение последнего года.

Когда испанские завоеватели-конкистадоры открыли эту землю, ее сгоряча назвали Коста-Рикой, что в переводе означает богатый берег. Они надеялись обнаружить там ценные полезные ископаемые, которые в огромных количествах вывозили бы на родину. Но таковых в недрах не оказалось. Позднее обнаружилось, что непреходящей ценностью страны оказались неутомимые труженики, постепенно, шаг за шагом, соорудившие государство устойчивой демократии, ставшей примером для беспокойных соседей.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net