Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

06.02.2006 | Татьяна Становая

АВТОВАЗ – ЯДРО НАЦИОНАЛЬНОЙ АВТОКОРПОРАЦИИ?

В конце января в СМИ появилась информация о вероятности создания автомобильной государственной корпорации, куда вошли бы АвтоВАЗ, ГАЗ, и КАМАЗ. 31 января президент России в ходе пресс-конференции заявил, что такая возможность существует и государство ее поддержит, если соответствующее решение будет принято собственниками этих компаний. Тема этатизации российской экономики сейчас является одной из наиболее актуальных. Это показала и пресс-конференция президента России Владимира Путина. Президент был вынужден три раза отвечать на вопросы, связанные с интересами госструктур к частному сектору. Тем временем, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, а также сам АвтоВАЗ возможность создания корпорации отрицают.

Поводов для подобных вопросов в последнее время появилось достаточно. Например, в начале прошедшей недели в СМИ появилась информация о намерении Роспрома предложить идею создания крупнейшей автомобильной корпорации, куда вошли бы АвтоВАЗ, КАМАЗ и ГАЗ. Напомним, что в прошлом году структуры «Рособоронэкспорта» получили контроль над АвтоВАЗом. Пока о покупке предприятия не говорят, однако, скорее всего, это все же произойдет в ближайшее время. Как пояснил президент, речь идет о том, что «одна из государственных структур берется в качестве кризисного менеджера вывести предприятие из этого [сложного] состояния, то это неплохо. Но это не значит, что у нас выбран какой-то вектор на огосударствление. И я не исключаю возможности консолидации пакета акций одной из крупнейших российских компаний с целью ее спасения, сохранения рабочих мест, выведения на новый технологический уровень».

Мысль президента состоит в том, что если частный собственник не сумел вывести предприятие из кризиса, это может сделать государство, в том числе и через консолидацию пакета акций. Однако позиционирование государства как более эффективного собственника вызывает большие сомнения, тем более когда речь идет о конкурентной продукции (АвтоВАЗ уже много лет сохраняет лидерство по объемам продаж легковых автомобилей, даже несмотря на технологическое отставание). Кроме того, президент позиционирует государственные компании как игроков рынка, действующих по рыночным правилам. Однако мало кто верит в то, что это участие происходит действительно в конкурентных условиях.

Главная проблема для ВАЗа – отсутствие инвестиций из-за непрозрачности и непривлекательности предприятия. Газета «Ведомости» 30 января сообщила со ссылкой на анонимные источники в правительстве, что Роспром готовит предложения о конвертации задолженности АвтоВАЗа по налогам в госпакет акций компании. Правда, 31 января министр экономического развития и торговли Герман Греф заявил о преждевременности этих планов: сначала необходимо разработать бизнес-план по финансовому оздоровлению предприятия. Позднее Греф подчеркнул, что не считает целесообразным объединение АвтоВАЗа, КАМАЗа и ГАЗа. При этом министр отметил, что у КАМАЗа и у ГАЗа есть хорошие перспективы развития.

Как ранее сообщили новые руководители АвтоВАЗа, они намерены просить около 4 млрд. долларов государственных инвестиций на оздоровление ВАЗа. Кроме того, 2 февраля АвтоВАЗ объявил о намерении построить новый завод на 450 тыс. машин в год и начать выпуск через три года 12 новых моделей автомобилей всех классов (начиная со спортивных и заканчивая минивенами). Показательно, что под вопросом оказались и перспективы СП «GM-АвтоВАЗ».

2 февраля также стало известно о том, что «Рособоронэкспорт» намерен приобрести и блокирующий пакет КАМАЗа. Тем самым, версия о возможности создания национальной автокорпорации подтверждается. Очевидно, что в данном случае будут привлекаться значительные государственные средства как для покупки, так и для модернизации предприятий. Судя по всему, в ближайшее время может быть объявлено о продаже и ГАЗа, принадлежащего сейчас «Руспромавто». По словам Владимира Путина, объединение ГАЗа, АвтоВАЗа, КАМАЗа возможно. «Но это должны определить собственники этих компаний при поддержке государства. Если все участники этого процесса придут к выводу о том, что такое объединение может помочь развитию российской автомобильной промышленности, мы, конечно, такие решения поддержим. Но не будем навязывать никаких решений», - заявил президент.

Тем временем глава Роспрома Борис Алешин подтвердил информацию СМИ о том, что государство заинтересовано в создании интегрированной компании, работающей на рынке специальной металлургии, и в этой связи заинтересовано во вхождении в капитал крупнейшего мирового производителя титана «ВСМПО-Ависма». Не исключено, что покупателем может вновь выступить «Рособоронэкспорт». В этом случае можно будет говорить, что «Рособоронэкспорт» оказывается не менее амбициозной структурой, чем «Газпром», и его аппетиты ограничены лишь финансовыми возможностями.

На фоне экспансии государственных структур в экономику становится очевидно, что Кремль сделал ставку на развитие крупных корпораций с привлечением больших финансовых ресурсов государства. При этом для создания таких корпораций применяются разные стратегии: как рыночные, которые использовались при покупке «Газпромом» «Сибнефти», так и нерыночные – (государственные менеджеры в АвтоВАЗе). Однако в любом случае госструктуры находятся в гораздо более выгодных условиях, которые заведомо более выигрышны для них, чем для частных компаний. У первых шире возможности и по финансовым вливаниям, и по урегулированию долгов, и по политическому прикрытию. Частные же компании оказываются в более уязвимом положении, в том числе и на фоне «дела ЮКОСа»: государство всегда может воспользоваться своим правом пересчитать налоговые долги.

Создание крупных корпораций – это часть стратегии Кремля по повышению дееспособности России на мировой арене. Они рассматриваются во многом как инструмент оптимизации отношений с руководством других стран (например, газ в отношениях с Западной Европой или оружие в отношениях с Латинской Америкой) либо как инструмент влияния - в отношениях с Украиной. Однако такой формат функционирования крупных корпораций невозможен в условиях, когда компании являются полностью частными или тем более контролируемыми иностранцами. Кроме того, крупные корпорации для повышения своей конкурентоспособности требуют больших инвестиций, но ни один частный игрок внутри страны не способен сравниться с государством по финансовым возможностям (это также является следствием неразвитости банковской системы).

Установление госконтроля над частными активами вызывает много вопросов. Это заставляет президента находить новые формы позиционирования политики государства в данной области, опровергая мнение о национализации и заявляя о ставке на развитие крупных корпораций в национальных интересах страны, а также об участии госкомпаний в этих процессах на рыночных условиях.

Ссылки по теме:

Время национализации

Новая форма собственности на АвтоВАЗе: деньги народные, прибыль частная

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net