Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

07.02.2006 | Виталий Портников

ВОЙНА КАРИКАТУР

Противостояние вокруг публикации сначала в датской газете, а затем уже и в прессе других европейских стран карикатур на пророка Мухаммеда, грозит превратиться в глобальное цивилизационное противостояние. Пока европейские политики извиняются, а европейские газетчики перепечатывают карикатуры, исламские радикалы во всем мире протестуют, громят посольства, отказываются от датских и других европейских товаров, угрожают гражданам стран, чьи газеты перепечатали карикатуры…

На первый взгляд, мы столкнулись со вспышкой глупости, которая породила вспышку насилия, удачно используемую приверженцами радикального исламизма. Но на самом деле проблема отнюдь не только в этом. Проблема в различном понимании того, что можно, и того, что нельзя в западном мире и мире ислама.

Журналисты, опубликовавшие карикатуры на пророка, уверены в том, что живут в светском обществе, и никто не может запретить им подшутить над религией. Но, с другой стороны, эти же журналисты будут смертельно оскорблены, увидев в собственной газете карикатуры расистского или антисемитского содержания. Мы точно знаем: в цивилизованном мире нельзя высмеивать цвет кожи или национальное происхождение человека. Мы негодуем, когда видим в книжном магазине ксенофобскую литературу, и непременно связываем появление очередной подобной книги с появлением в синагоге человека с ножом. Так почему же национальность и цвет кожи высмеивать нельзя, а религиозные убеждения – можно? Почему современный светский человек, даже если ему удалось откуда-то узнать, что Бога нет, а ислам наверняка не имеет к существованию Господа никакого отношения, не должен с уважением относиться к тем, кто думает иначе? Даже – или, вернее, тем более – если они в его стране составляют меньшинство. Да, конечно, мусульмане не могут ничего запретить или навязать датской газете или какой-нибудь другой. Это только сами журналисты, публикуя оскорбительные карикатуры, должны подумать, что они задевают прежде всего тех, кто, будучи мусульманином, хотел бы жить в мире с представителями других религий, и дают козыри тем, кто использует ислам не как богооткровенную религию, а как инструмент для эскалации насилия в современном мире.

Но и реакция исламского мира отнюдь не выглядит реакцией обиженных. Ведь ширящиеся протесты имеют одну цель: объяснить европейцам что хорошо, а что плохо, и не позволить им никогда более публиковать оскорбительные карикатуры на пророка. Причем сами протестующие не берут на себя никаких обязательств. Они совершенно уверены, что им позволено всё. Когда иранская газета в ответ на публикацию карикатур о пророке объявляет конкурс на лучшую карикатуру о Холокосте, она тем самым показывает, как видят будущий мир из тегеранского окна: как мир, в котором не будет ни одной карикатуры на пророка, но зато будет много-много разных карикатур, одобренных руководством Исламской Республики.

Именно этого в разгорающемся конфликте и нужно избежать. Если мы соглашаемся с тем, что публикация карикатур на пророка оскорбительна для современного общества, мы тем самым говорим, что и мусульманский мир – часть этого общества. Раздающиеся в этом мире призывы к насилию, публикация оскорбительных статей и рисунков, гласное и замаскированное одобрение терроризма – все это должно отмечаться в день выхода в свет. И от руководителей мусульманских стран необходимо будет по каждому конкретному поводу требовать таких же извинений, которые прозвучали от руководителей стран Европы после публикации карикатур. Мусульмане – взрослые люди. Не нужно относиться к ним как к избалованным детям - и уже их дети ответят нам благодарностью.

И, конечно же, не может быть ни одной российской газеты, которая напечатает эти карикатуры. Но не может быть и регионального чиновника, который позволит себе выгнать из субъекта федерации благотворительные организации. Впрочем, это уже совсем другая история…

Виталий Портников - публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Каудильизм – феномен, получивший распространение в латиноамериканском регионе в период завоевания независимости в первой четверти XIX века. Каудильо – вождь, сильная, харизматичная личность, пользовавшаяся не­ограниченной властью в вооруженном отряде, в партии, в том или ином ре­гионе, государстве. Постепенно это явление приобрело специфику, характеризующуюся персонализацией политической системы. Отличительная черта каудильизма - нахождение у руля правления в течение длительного времени одного и того же деятеля, который под всевозможными предлогами ищет и находит способы продления своих полномочий. Типичным каудильо был венесуэлец Хуан Висенте Гомес, правивший 27 лет, с 1908 по 1935 годы. В нынешнем столетии по стопам соотечественника пошел Уго Чавес. Помешала тяжелая болезнь.

Колумбия - одно из крупнейших государств региона - славится своими божественными орхидеями. Другая особенность в том, что там длительное время противостояли друг другу вооруженные формирования и законные власти. При этом имеется своеобразный парадокс. С завидной периодичностью, раз в четыре года проводятся президентские, парламентские и местные выборы. Имеется четкое разделение властей, исправно функционирует парламент и муниципальные органы управления.

Физическое устранение в 1961 году кровавого диктатора Рафаэля Леонидаса Трухильо, сжигавшего заживо в топках пароходов своих противников, положило начало долгому пути становлению демократии в Доминиканской республике. Определяющее влияние на этот процесс оказало противоборство двух политических фигур и видных литераторов – Хуана Боша и Хоакина Балагера.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net