Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Экспертиза

15.11.2016 | Александр Ивахник

Молдавия: итоги двухтурового противостояния

Молдавия: итоги двухтурового противостоянияКак и ожидалось, во втором туре президентских выборов в Молдавии 13 ноября победил лидер Партии социалистов Игорь Додон, выступающий за тесные связи с Россией. Однако его отрыв от соперницы – проевропейского лидера партии «Действие и солидарность» Майи Санду оказался менее значительным, чем в первом туре. По итогам обработки 100% голосов Игорь Додон набрал 52,18%, или 835 тыс. голосов, Майя Санду – 47,82% (765 тыс. голосов).

Напомним, во время первого тура выборов представитель левой оппозиции Додон получил 48,2% голосов, а представитель правой оппозиции Санду – 38,4%. На третьем месте с 6% оказался тоже оппозиционер Дмитрий Чубашенко – выдвиженец популистской «Нашей партии», возглавляемой пророссийским политиком Ренато Усатым (он не мог сам баллотироваться, поскольку не достиг 40-летнего возраста). Кандидаты от партий правящей коалиции потерпели сокрушительное поражение, получив 1,5-3% голосов.

Это объясняется повальным разочарованием в политике проевропейских коалиционных правительств, находившихся у власти с 2009 года. Провозгласив курс на евроинтеграцию страны и даже заключив в 2014 году Соглашение об ассоциации Молдавии с ЕС, эти правительства на практике отдали страну на откуп нескольким олигархическим кланам, крупнейший из которых возглавляет «серый кардинал» молдавской политики Владимир Плахотнюк, формально занимающий пост зампредседателя Демократической партии. Последние два года отмечены в Молдавии громкими коррупционными скандалами (в частности, делом о выводе из трех банков страны в оффшоры около 1 млрд. долларов) и развитием массового протестного движения. Под воздействием всех этих событий число сторонников курса на европейскую интеграцию, по данным опросов, снизилось с 70% в 2010 году до 37% сейчас. В свою очередь, Евросоюз под впечатлением от масштабов коррупции с середины 2015 года прекратил финансирование проектов в Молдавии.

В ходе предвыборной кампании и Игорь Додон, и Майя Санду обещали решительно бороться с коррупцией, с язвами «режима Плахотнюка», освободить государственные институты от контроля олигархов, довести до конца расследование кражи $1 млрд. из молдавских банков, вернуть эти деньги в страну и привлечь к ответственности всех виновных независимо от занимаемых постов. В сфере социальной политики подходы двух кандидатов на пост президента заметно различаются. Лидер социалистов Додон акцентирует идеи социальной справедливости, позиционирует себя как твердого государственника, отстаивающего молдавскую идентичность, защитника православных и семейных ценностей. Майя Санду, опирающаяся на интеллигенцию и образованную молодежь, выдвигает типичную либеральную программу, основанную на уважении прав и свобод всех граждан вне зависимости от национальных, языковых и гендерных различий.

Но наибольшие расхождения между соперниками во втором туре выборов проявляются во внешнеполитической сфере. Игорь Додон и в Молдавии, и в Москве рассматривается как пророссийский кандидат, хотя сам называет себя «промолдавским». Он последовательно выступал за нейтралитет Молдавии и за восстановление ее тесного сотрудничества с Россией. В ходе предвыборных дебатов Додон обещал сделать всё, чтобы российские рынки открылись для молдавских производителей. Из-за ограничений на ввоз молдавской продукции, введенных Москвой после подписания Кишиневом Соглашения об ассоциации и свободной торговле с ЕС, экспорт Молдавии в Россию в 2015 году упал на 40% (при этом экспорт в ЕС тоже снизился – на 10%). Понятно, что это обещание имеет очень большое значение для молдавских сельскохозяйственных производителей. Додон заявил, что первый визит в качестве президента он нанесет в Москву (Владимир Путин 14 ноября уже направил ему приглашение), где собирается вести переговоры по вопросам экономического сотрудничества и о судьбе Приднестровья. Перспективу решения приднестровской проблемы он видит на пути федерализации Молдавии, и только после этого считает возможным ставить вопрос о выводе с Левобережья российских войск. Что касается такого острого для Москвы вопроса, как статус Крыма, то Додон не раз говорил, что де-юре Крым является украинским, а де-факто – российским.

Лидер социалистов выступает за поддержание дружественных отношений Кишинева с Бухарестом, но категорически против идеи объединения с Румынией. Более того, на посту президента он намерен в законодательном порядке запретить организации, которые пропагандируют эту идею и тем самым работают на уничтожение молдавской государственности. Позиция Игоря Додона в отношении Евросоюза менее определенна. В начале предвыборной кампании Игорь Додон выступал за денонсацию Соглашения об ассоциации с ЕС (этот пункт содержится в программе Партии социалистов). Но перед вторым туром он стал высказываться более осторожно, отмечая, что у президента страны нет таких полномочий. Сейчас он акцентирует намерение сохранить безвизовый режим со странами ЕС и добиваться изменения Соглашения об ассоциации, чтобы оно не препятствовало более тесным экономическим связям Молдавии с Россией. Также Додон обещает в будущем обеспечить проведение «национального референдума по геополитическому вектору» и работать с учетом мнения народного большинства.

Майя Санду, которая в 2010-2012 годах работала советником исполнительного директора Всемирного банка в Вашингтоне, а в 2012-2015 годах была министром просвещения в коалиционном правительстве, принципиально отстаивает европейский путь развития Молдавии. Главный месседж Санду состоит в том, что курсу на европейскую интеграцию Молдовы необходимо придать подлинный смысл, очистить его от олигархических искажений и коррупционных практик прежних правительств. Что касается России, то Санду в ходе кампании выступала за налаживание с ней прагматичных отношений, но при этом не избегала использования антироссийских страхов. В частности, она заявляла, что потребует вывода российских войск с территории Приднестровья. Путь решения приднестровской проблемы Санду видит в предоставлении региону автономного статуса, аналогичного тому, что получила Гагаузия, при сохранении унитарного характера молдавского государства.

С содержательной точки зрения предвыборная борьба между первым и вторым турами президентских выборов не принесла ничего нового. Но характер политической полемики резко ужесточился. В ходе теледебатов соперники прибегали к взаимным нападкам и не стеснялись переходить на личности. Санду обвиняла Додона в том, что он был вовлечен в коррупционные схемы и на самом деле служит «режиму Плахотнюка». В ответ Додон заявлял, что марионеткой Плахотнюка является как раз Санду. Проевропейский кандидат пеняла лидеру социалистов за его заявления по Крыму, утверждая, что они рассорят Молдавию со всем миром и прежде всего с Украиной. Додон, указывая на наличие у Санду румынского гражданства, намекал, что она является скрытой унионисткой.

В стране против Санду была развернута черная пиар-кампания. В соцсетях и в листовках распространялись подозрения относительно ее нетрадиционной социальной ориентации. Был запущен фейк о том, что во время встречи с Ангелой Меркель Санду якобы обещала, став президентом, принять в Молдавии 30 тысяч сирийских беженцев. Затем некий блогер сообщил, что на счет партии Санду «Действие и солидарность» были перечислены 280 тыс. леев, которые принадлежат скандальному предпринимателю Илану Шору – главному подозреваемому в выводе 1 млрд. долларов из молдавских банков. Сам Шор, находящийся под домашним арестом, подтвердил факт пожертвования и выразил удивление, почему «все так перевозбудились» из-за этого. В итоге партия Санду отказалась от «грязных денег» и обратилась в правоохранительные органы с требованием расследовать ситуацию с переводом средств.

И всё же, думается, главную роль в поражении Майи Санду сыграли не эти сомнительные приемы, а тот факт, что лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, находящийся в Москве в связи с уголовным преследованием в Молдове, 3 ноября в видеобращении призвал своих сторонников, голосовавших в первом туре за Чубашенко, поддержать во втором туре Игоря Додона. Усатый объяснил это просто: нельзя поддержать Санду, так как она является «проектом вашингтонского обкома», который «крышует» Плахотнюка.

Как оказалось, второй тур выборов вызвал у жителей Молдавии заметно больший интерес, чем первый. Явка 13 ноября составила 53% граждан (почти 1,6 миллиона человек), а 30 октября – 48%. Как и в первом туре, лидер Партии социалистов получил подавляющую поддержку в Гагаузии (более 99% голосов), а также значительно опередил Майю Санду в большинстве северных районов Молдовы с преобладающим сельским населением. Зато проевропейский кандидат имела преимущество почти во всех районах и пригородах Кишинева – в столице она получила 53,5% голосов. Очень активно голосовала многочисленная молдавская диаспора за рубежом, так что на некоторых участках даже не хватило бюллетеней. Бросается в глаза огромное различие между голосованием молдаван в европейских странах, США и Канаде, где более 75% поддержали Санду, и в России, где почти 90% избирателей отдали предпочтение Додону.

В целом надо отметить, что, хотя считавшийся фаворитом лидер Партии социалистов и победил, лидеру недавно образованной партии «Действие и солидарность» удалось существенно – почти на 10 процентных пунктов – улучшить результат первого тура. При всей своей политической малоопытности и слабой организационной базе Майя Санду сумела мобилизовать голоса всех проевропейски настроенных граждан вне зависимости от того, как они относятся к непопулярному нынешнему правительству. Это значит, что, несмотря на все разочарования последних лет, идея европейского пути Молдовы пока сохраняет привлекательность почти для половины активных избирателей страны. И это не может не учитывать новый президент. На своей первой после выборов пресс-конференции Игорь Додон особо подчеркнул: «Я буду президентом для всех граждан. Для тех, кто поддерживает правые силы, и тех, кто поддерживает левые силы, тех, кто хочет в Евросоюз, и тех, кто хочет быть рядом с Россией». Поздравив своего соперника с «хорошим, достойным результатом», победитель заявил: «Нам не нужна ненависть в обществе. Я учту позицию избирателей Майи Санду. Давайте успокоим страсти. Нам не нужен раскол в обществе. Мы должны сделать все возможное, чтобы это предотвратить».

Вместе с тем, политическое развитие Молдовы в ближайшее время едва ли будет спокойным. Молдавские эксперты считают, что страну ждут конфликты между новым президентом, с одной стороны, и правительством и парламентом – с другой, прежде всего по вопросу о внешнеполитическом векторе. Хотя полномочия президента в Молдавии невелики, а Владимир Плахотнюк по-прежнему контролирует парламент, позиции правительства объективно слабы в силу крайне тяжелого экономического положения и растущего недовольства населения. Да и победа Дональда Трампа на выборах президента США позволит Додону действовать более свободно, поскольку со стороны Вашингтона давление на Молдавию уменьшится. Новый президент будет добиваться роспуска парламента и проведения досрочных парламентских выборов, что было общим лозунгом и левой, и правой оппозиции. Но еще до этого в Молдавии будет происходить быстрое и масштабное переформатирование партийного поля.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net