Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

15.11.2016 | Максим Артемьев

Болгария: оправданы ли надежды на сотрудничество?

Болгария: оправданы ли надежды на сотрудничество?Болгария за последние несколько лет пережила ряд серьезных как внутриполитических сотрясений, так и внешнеполитических конфликтов с Россией, что обуславливает повышенный интерес к ее президентским выборам.

Двухпартийная система в Болгарии, действовавшая после падения коммунистического режима, когда социалистов у власти регулярно сменяли различные правые, оказалась под угрозой из-за маргинализации левых. На последних парламентских выборах в ноябре 2014-го социалисты получили 15% голосов. Этому предшествовали бурные события 2013 года, когда по стране прошло две волны протестов. Первая волна, начавшаяся в январе, привела к падению кабинета Бойко Борисова. Стихийно вспыхнувшие акции протеста были вызваны резким подорожанием счетов за электричество и воду. Люди также протестовали против своего обнищания. В итоге, в виду эскалации насилия, правое правительство партии ГЕРБ ушло в марте в отставку, дабы избежать дальнейших эксцессов. Был назначен «технический» переходный кабинет, управлявший страной до выборов в мае 2013 года. Однако социалисты (БСП) получили меньше мандатов в парламенте чем ГЕРБ, и были вынуждены формировать правительство в составе коалиции с «Движением за права и свободы», представляющим интересы местных турок. Таким образом, БСП не смогла капитализировать результаты протестов, а ГЕРБ, соответственно, не была ими значительно ослаблена.

Более того, с первых же дней работы нового правительства оно стало объектов резких нападок, переросших во вторую волну публичных протестов, но только теперь уже на анти-левой основе. Если первые протестовавшие были представителями беднейших, наиболее обездоленных слоев населения, то теперь им на смену пришел средний класс. Формальным поводом стало назначение главой спецслужб медиа-олигарха Деляна Пеевского.

В итоге работать правительству БСП не дали (его, кстати, возглавлял не лидер социалистов Сергей Станишев, а Пламен Орешарский, бывший министр финансов) и летом 2014 года оно ушло в отставку. Опять было назначено временное правительство, а на досрочных выборах победил ГЕРБ, который вновь под руководством Борисова сформировал кабинет в союзе с правым «Реформаторским блоком».

Социалистам, к тому же ослабленным расколом в собственных рядах, после выхода из партии бывшего президента Георгия Пырванова, основавшего «Альтернативу за болгарское возрождение», поддерживающую Борисова, угрожала участь польских коллег, которые из некогда сильной партии, деградировали до участи третьестепенного участника политического процесса. Поэтому для них успешное выступление на президентских выборах было жизненно важно.

В геополитическом плане выборы в Болгарии были важны для России как своеобразный замер общественного мнения относительно того насколько нынешняя прозападная и недружественная по отношению к Москве политика пользуется общественной поддержкой. Напомним, что власти Болгарии, под нажимом из Брюсселя, фактически сорвали реализацию проекта «Южный поток» по транспортировке газа из России в Европу. Также ни к чему не привели переговоры по строительству АЭС «Белене» и реновации АЭС «Козлодуй» российскими подрядчикам. Еще раньше правительство приняло решение отказаться от закупок российской авиационной техники. А нынешний президент Росен Плевнелиев публично обвинил Кремль в развязывании гибридной войны

В этот раз социалисты сделали ставку на беспартийного Румена Радева, генерала авиации, до последнего времени командовавшего ВВС Болгарии. Он летчик-ас, выполняет самые сложные фигуры высшего пилотажа. Послужной список его безупречен. Служить он начал еще при коммунистах, но большая часть его военной карьеры прошла в условиях сотрудничества с НАТО, он не раз выезжал на учебу в США.

Такой человек, прежде непричастный к политике нужен был БСП пытающейся найти свой новый имидж и привлечь избирателя. Вице-президентом в пару к нему была поставлена Илиана Йотова, социалистический евродепутат. Болгария одна из немногих стран, сохраняющих должность вице-президента, да к тому же в по преимуществу парламентской республике. ГЕРБ выдвинул своим кандидатом женщину – спикера парламента Цецку Цачеву, которой предусмотрительно дали в вице-президенты адмирала Пламена Манушева.

Кампания Цачевой строилась на стандартных лозунгах дальнейшей евроинтеграции, недаром, комментируя выбор ее кандидатуры, Борисов сказал, что является наиболее подготовленным кандидатом, к которому «гораздо более благосклонно относятся лидеры и главы правительств в Европе». Зато Румен Радев позволял себе нестандартные высказывания. Например, он сказал: «У Болгарии должна быть независимая внешняя политика. Болгария должна следовать своей собственной цели. Мы многое потеряли из-за того, что в некоторой мере объявили Россию нашим врагом». Из-за своего желания сбить накал антироссийский страстей кое-кто поспешил объявить его «пророссийским» кандидатом. Разумеется, это не так. Радев не ставил под сомнение нахождение Болгарии в НАТО и в Евросоюзе, и, в отличие от Додона, не говорил, что Крым – де-факто, российский. Однако на фоне антироссйиского консенсуса элит Болгарии, даже такие осторожные высказывания звучали как диссидентские.

Но, разумеется, вопросы взаимоотношений с Россией для болгарского избирателя были на втором плане. Им были важнее заявления кандидатов в президенты о том, как они видят использование своих прерогатив для отстаивания интересов населения. Президент Болгарии не может прямо влиять на социально-экономическую политику правительства, но своими символическими жестами, своими кадровыми решениями, он может задавать некий камертон. Радев нашел такие слова для избирателей, которые не звучали банальностями в отличие от лозунгов Цачевой. Сама фигура честного и смелого генерала (хотя он нигде и не воевал) была неожиданностью на унылом фоне болгарской политики, что привлекло к нему дополнительное внимание.

Ожидать кардинальной смены внешней политики Болгарии при новом президенте не приходится. Он уже заявил, что «углубленный диалог с Россией даст шанс на нормализацию ситуации в Сирии и на Украине, на снижение уровня противоречий и эскалации напряженности, мы все этого хотим», также он пообещал способствовать снятию санкций с РФ, чего желает болгарский бизнес. Но призыв к диалогу – это достаточно стандартный призыв. В лучшем случае Россия может встретить улучшение отношений именно в формате общения с президентом.

Для налаживания же отношений с правительством, необходима его смена. Пока же Б.Борисов взял на себя политическую ответственность за итоги неблагоприятных для ГЕРБа выборов, пообещав уйти в отставку (в отличие, заметим, от Молдовы). Однако это пока не означает изменения формата правительства. Имея большинство в парламенте, ГЕРБ и его союзники вряд ли допустят формирования кабинета во главе с социалистами. Для этого необходимы досрочные выборы, но кто допустит их проведения в третий раз подряд? Так что, скорее всего, Болгарию ждет очередное правое правительство с новым человеком во главе при условно «левом» президенте.

Надежды на добрые отношения с Болгарией многократно обманывали российское общество. Так было и после русско-турецкой войны 1877-78 гг, когда вместо благодарности за освобождение страны от османского ига, Болгария порвала все отношения с Россией. В Первую мировую войну «братушки»-болгары воевали против России на фронте в Добрудже. Во Вторую мировую войну какое-то время обе страны находились формально в состоянии войны. Во время косовского кризиса Болгария запрещала пролет над своей территорией российским самолетам. Поэтому надо ясно понимать, что в современном мире никакого славянского братства не существует, и две православные страны вовсе не обязаны быть союзницами только из-за общности религий.

Возрождение и сохранение доверительных и рабочих отношений между Москвой и Софией – максимум реально возможного на данный момент. Однако с точки зрения геополитики, победы Додона в Молдове и Радева в Болгарии, могут рассматриваться как признаки недовольства населения близлежащих стран жестким антироссийским курсом. И в этом смысли итоги выборов могут оказать определенное воздействие на брюссельские органы, где и формируются основы европейской политики по отношению к России.

Максим Артемьев – журналист, политолог

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net