Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Экспертиза

22.11.2016 | Антон Городничев

Московская область: политика упрощения в эпоху всеобщего усложнения

МОВ минувшие выходные в парке «Сокольники» прошел объединенный митинг протестных групп Московской области, выступающих против административной реформы в регионе. Реформа, включающая перераспределение полномочий, объединение муниципалитетов, а также преобразования большинства муниципальных районов в городские округа, стала самым серьезным изменением административно-территориальной структуры региона со времен распада Советского Союза.

Митинг в гайд-парке «Сокольники» посетили, по разным оценкам, от нескольких десятков до нескольких сотен человек, среди выступающих были лидеры общественных движений региона и муниципальные депутаты. Собравшиеся требовали пересмотра реформы местного самоуправления, возвращения прямых выборов глав муниципальных районов и городских округов, а также отставки губернатора Андрея Воробьева. Стоит отметить, что это уже не первый массовый митинг недовольных деятельностью подмосковной администрации – ранее недовольство жителей вызывала, в частности, градостроительная политика в регионе. На этот раз в фокусе внимания оказалось повсеместное преобразование муниципальных районов в городские округа.

В советское время Московская не была субъектом федерации, что сильно облегчало процедуру передачи части ее территорий в состав других регионов, в первую очередь, в состав Москвы. Москва постоянно расширялась за счет соседа, в какой-то момент в ее состав вошла Балашиха, но потом ее вернули обратно в область. Реликтом территориальных решений является, к примеру, Ленинский район Московской области с центром в Видном – когда-то районной «столицей» был поселок Ленино (теперь – Царицыно).

Территории области включались в иерархию в зависимости от своего статуса: города областного значения, административные районы, города и поселки районного подчинения, сельские советы, особый статус был у ЗАТО. Аналитически районы можно разделить на две группы: те, у которых административный центр входил в состав района и те, у кого нет. К последним относились Коломна, Подольск, Орехово-Зуево. Наличие какой-то важной экономической функции у города приводило к повышению статуса в советской системе управления до города областного подчинения – Жуковский (авиационная отрасль), Дубна (наукоград), Электросталь и другие.

Именно на этой основе в постсоветский период была создана система самоуправления в области. Города областного подчинения автоматически получили статус городских округов, районного – статус городских поселений. В первые двадцать лет Новой России изменения в территориальной системе управлении области были минимальны.

Из состава Люберецкого района в 1996 году был выведен город Дзержинский, а в 2007 году – Котельники. К настоящему времени Котельники более чем удвоили свое население и представляют собой плотную урбанизированную территорию, но с социальными проблемами, возникшими из-за быстрой урбанизации. В середине 2000-х годов реструктуризация коснулась трёх высокоурбанизированных районов: Балашихинского, Домодедовского и Химкинского. Все они были преобразованы в городские округа, самым спорным решением можно считать преобразование Домодедовского района, где почти 30% населения городского округа не живет в городе Домодедове.

2013 год стал годом «великого перелома» для местного самоуправления в Московской области. Администрация губернатора Андрея Воробьева взяла курс на максимальную централизацию систему управления в регионе, возможную в рамках действующего законодательства. Можно выделить три основных направления, по которым осуществляется централизация:

1) Политическая централизация – отмена выборов населением глав городских округов и муниципальных районов и замена их конкурсными комиссиями (летом 2016 года принят соответствующий закон Московской области);

2) Экономическая централизация – передача местных полномочий в части градостроительства на областной уровень (подробнее);

3) Реструктуризация муниципальных образований.

Суть политической централизации заключается в минимизации представительства на местном уровне. Во-первых, как было уже указано, отменены прямые выборы глав муниципальных районов и городских округов – их выбирает представительный орган муниципального образования из кандидатов, которых отбирает конкурсная комиссия. Для городских и сельских поселений оставлена возможность выбора глав населением. Во-вторых, представительный орган муниципального района формируется из состава депутатов поселенческих советов и глав поселений. В-третьих, федеральным законодательством ограничена возможность быть депутатом на постоянной основе – не более 10% избранных представителей могут работать в качестве профессиональных депутатов и получать зарплату за свою работу.

Оптимизацию, представляющую собой реструктуризацию муниципальных образований и местного управления, можно разделить на несколько типов (с примерами, где была осуществлена):

1) Передача полномочий администраций городских поселений на районный уровень, однако у жителей остается право на формирование представительных органов поселенческого уровня (Чеховский, Клинский, Раменский, Каширский, Пушкинский, Щелковский районы);

2) Объединение двух городских округов в один с упразднением одного из городских населенных пунктов (Балашиха и Железнодорожный; Подольск и Климовск, Королев и Юбилейный);

3) Объединение городских округов с муниципальным районом (Подольск и Подольский район);

4) Преобразование муниципального района в городской округ (Серебряно-Прудский, Шаховский, Егорьевский, Каширский, Мытищинский, Озёрский районы).

Единственным городом, который смог отстоять свою независимость, стал Дзержинский. Благодаря самоорганизации жителей и кризису власти – сначала непопулярный глава города в 2011 году, с минимальным сомнительным перевесом в голосах выигравший мэрские выборы, ушел в отставку, вслед за ним сознательно ушла часть местных депутатов, чья отставка сделал невозможным объединение Дзержинского с Котельниками в соответствии с процедурой, прописанной в законе. Жители Железнодорожного также пытались отстоять свое право на самоуправление, однако проиграли судебный процесс – с процедурной стороны объединение было законным. Решения об объединении принимают представительные органы местного самоуправления, проведение референдума невозможно.

Примечательно, что «инициаторами» объединений всегда выступали представители местных органов власти, а не областная администрация, которая с энтузиазмом поддерживала эти инициативы, указывая на то, что объединение позволит сэкономить бюджетные средства и привлечь инвесторов, вопрос права граждан на самоуправление, естественно, не поднимался. Поводом для реорганизации обычно становится бюджетная экономия (повод обычно используется для преобразования районов в городские округа) и/или то, что населенные пункты территориально срослись и потому их нужно объединить. Второй повод является основанием, указанным в законе Московской области об организации административно-территориального устройства.

Согласно законодательству, местное самоуправление организуется по принципу «один населенный пункт городского типа равен одному муниципальному образованию (городское поселение или городской округ)». В иных случаях формируется муниципальный район, который объединяет несколько городских поселений в единое целое. Так как в составе городского округа не может быть двух городов, то волевым решением губернатора, в соответствии с его полномочиями, один из городов упраздняется и становится частью другого, по причине «наличия фактического слияния их территорий». Таким образом, в данном случае местное самоуправление возникает не из сложившейся традиции самоорганизации граждан и их социальных, экономических и политических практик, а благодаря волюнтаристскому решению областной администрации без научного и экспертного обоснования.

Особым случаем является преобразование районов области в городские округа. Городской округ «Шаховская» не включает в свой состав ни одного города, экономика населенных пунктов теперь уже городского округа не является городской по своей сути, что признано постановлением правительства области, – она связана с сельским хозяйством и обработкой его продукции. Упразднение сельских поселений и их включение в состав городского округа привело к тому, что возникала необходимость сохранения «сельских» льгот для жителей – для этого был придумана новая административно-территориальная единица «поселок городского типа областного подчинения».

Возможное преобразование оставшихся районов в городские округа уничтожит не только двухуровневую систему местного самоуправления, но и приведет к искусственному искажению города как явления и понятия в региональном законодательстве, где городской населенный пункт – это «административно-территориальная или территориальная единица, являющаяся промышленным, экономическим и социальным центром, имеющая преимущественно средне- и многоэтажную жилую застройку». Если Одинцовский район станет городским округом, то останется один город – Одинцово, а Голицыно превратится в один из районов в 20 километрах от центра города, что будет полным абсурдом.

Рост населения, активная экономическая жизнь, близость к Москве и включенность большей части области в Московскую агломерацию преобразили урбанистический ландшафт региона, особенно примыкающих к столице территорий. В то время как социальная и экономическая жизнь усложняется, что, ожидаемо, должно приводить к развитию местного самоуправления и вовлечения жителей в систему принятия решений, в действительности же выстраивается негибкая централизованная вертикаль, не предусматривающая самоуправления.

Антон Городничев – эксперт Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net