Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Предстоящие 10 сентября региональные и муниципальные выборы занимают особое место в российской электоральной политике. Впервые в истории избирательный цикл приобрел растянутый характер, когда выборы, проходящие в субъектах Федерации, состоятся, притом в немалом количестве, после думской кампании и перед кампанией президентской.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Три года назад правительство РФ приняло решение о контрсанкциях – в ответ на западные экономические санкции, введенные после начала кризисов в Крыму и на Донбассе. В обществе существуют различные оценки этой политики. В итогах импортозамещения, внутренних и внешних факторах российской экономики в условиях санкций и контрсанкций помогал разобраться старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара, к. э. н. Сергей Жаворонков.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Колонка экономиста

13.12.2016 | Марина Войтенко

Бюджет-2017 и экономический рост

Марина Войтенко9 января Госдума РФ приняла в третьем чтении закон о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов. «За» проголосовали 315 депутатов, «против» – 99, воздержавшихся не было. Определенности по поводу госфинансовой политики на ближайшую трехлетку прибавилось, но и вопросов на ее счет меньше не стало.

Напомним, что замысел фискальной консолидации, теперь уже законодательно оформленный, предполагает снижение дефицита бюджета с 3,2% ВВП в 2017 году до 2,2% в 2018-ом и 1,2% в 2019 году. Доходы-2017 прогнозируются на уровне 13,488 трлн рублей, расходы – 16,241 трлн, дефицит в номинальном выражении – 2,753 трлн рублей. Доходы и расходы следующих двух лет составят 14,029 трлн и 14,845 трлн рублей и 16,04 трлн и 15,987 трлн рублей соответственно[1]. Сокращение трат из госказны и взятый курс на повышение их эффективности – принципиально важная черта принятого документа.

Не менее знаковым на сей раз оказалось и второе чтение (7 декабря), в ходе которого на трехлетнем горизонте были перераспределены расходы общим объемом в 1 трлн рублей. В одном лишь 2017-ом – 540 млрд рублей (в 2016 году, заметим, размерность перебросок была существенно меньше – 315 млрд). Более всего выиграли региональные бюджеты. Кредитная поддержка субъектам РФ из федеральной казны (по ставке 0,1%) увеличена вдвое: по 200 млрд в 2017-2018 годах, 50 млрд – в 2019-ом. Среди других бенефициаров выплаты пенсионерам, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, поддержка агропромышленного комплекса, дорожное строительство, пригородное железнодорожное сообщение, развитие моногородов и создание в регионах новых мест в школах (для этого ежегодно будет выделяться по 25 млрд рублей).

Кроме того, дополнительные ассигнования предусмотрены на закупку лекарственных препаратов и профилактические прививки. Без внимания не оставлены стимулирование малого бизнеса и индивидуальной предпринимательской инициативы (допрасходы на взнос в уставной капитал Корпорации МСП составят 12,8 млрд рублей), а также экспортно-ориентированные отрасли (добавлено 25 млрд рублей). Одновременно в ходе второго чтения бюджета Фонда обязательного медицинского страхования приняты поправки, предусматривающие механизм финансирования дефицита ФОМС, который позволяет не повышать ставку страховых взносов с 2019 года с 5,1% до 5,9%. Бизнес в целом получает, таким образом, некоторую передышку в утяжелении общего фискального бремени.

По мнению большинства экспертов, бюджет-2017 и весь трехлетний финплан получились довольно жесткими, но в принципе адекватно отражающими текущие возможности экономики. Впрочем, критики тоже немало. Причем практически во всех сегментах российского политического спектра. Главное возражение – в принятом законе не слишком заметны меры, напрямую «заточенные» на экономический рост, запланированная же фискальная консолидация по сути является синонимом стагнации.

Чаще всего говорят о рисках недостижения заложенных в документ макропараметров, техническом подходе к сокращению расходов, который лишь ухудшает их структуру (растут траты на социальную политику, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты, при этом недофинансируются инвестиции и вложения в человеческий капитал и инфраструктурные проекты)[2]. Обращают внимание и на высокую вероятность нарастания госзаимствований[3] и воспроизводства малорационального сточки зрения поддержки общеэкономической динамики состава бюджетной росписи, обрекающих достижение бюджетного баланса на «проедание» суверенных фондов и сжатие «незащищенных» статей.

Корни критики, как представляется, – в наблюдаемых трендах переходного состояния российского хозяйства, все еще не складывающихся в однозначно убедительную картину. Корректировка ранее сделанных официальных прогнозов на текущий и следующий годы ожидается ближе к концу второй декады декабря, когда появятся данные Росстата об итогах ноября. Некоторые экспертные оценки, впрочем, уже сделаны.

Так, консенсус-прогноз макроэкономистов, опрошенных на минувшей неделе «Интерфаксом», предполагает, что инфляция-2016 достигнет 5,7%. Не исключено, что ее снижение может оказаться и более выраженным – в ноябре цены выросли на 0,4%, набрав за 11 месяцев 5,0% (в годовом выражении, то есть, к ноябрю-2015 – 5,8%).

В ЦБ РФ, тем не менее, предупреждают, что ценовое давление остается на повышенном уровне, рост цен на продовольственные товары в ближайшие недели способен несколько ускориться из-за разогрева конъюнктуры на мировых рынках аграрной продукции.

Консенсус-прогноз аналитиков по инфляции на конец 2017 года в настоящее время насчитывает 4,6%. В Центробанке видят в этом начало процесса закрепления инфляционных ожиданий около официальной цели.

Прогноз по торговой рознице выглядит хуже. По оценкам, ее ноябрьский спад замедлился до 3,3% год к году после 4,4% в октябре. Эксперты не исключают, что статистика занижает фактическую покупательскую активность населения. Например, не в полном объеме учитывается существенное увеличение продаж через интернет. Кроме того, имеет место своего рода «ловушка экономии», когда расширение объемов покупки менее дорогих товаров приводит в конечном счете к росту расходов. По данным опросов Ромир, в текущем году «стандартная» семья из трех человек тратила на товары повседневного спроса на 12% больше (то есть, со значительным опережением инфляции). В то же время, и в ЦБ РФ, и в экспертном сообществе отмечают, что наблюдавшееся в начале осени ускорение роста зарплат (в том числе в связи с «подскоком» бюджетных расходов на оплату труда), скорее всего, было временным явлением. Темп реальной зарплаты заметно притормаживает (хотя, очевидно, останется в положительной области по итогам-2016). Поэтому годовой ожидаемый результат розничной торговли останется хуже ноябрьского показателя – падение до 4,6%. В МЭР не исключают, что оно может быть и чуть больше.

Вместе с тем, в министерстве полагают, что инвестиции снизятся несколько меньше текущих прогнозных 3,7%. С этим солидарны и эксперты. Согласно консенсус-ожиданиям аналитиков, спад вложений в основной капитал достигнет 3,3%. Единство мнений наблюдается и в отношении промвыпуска. Если предварительная оценка роста промпроизводства в ноябре на 0,6% не будет ухудшена, то год промышленность в целом завершит с плюсом в 0,4% (в МЭР считают возможными и 0,5%).

Неоднозначное впечатление вызывают показатели платежного баланса. Профицит счета текущих операций в январе-ноябре сократился в 2,9 раза г/г – до $22,2 млрд (с $63,7 млрд в аналогичный период прошлого года). Одновременно вывоз капитала за 11 месяцев в сравнении с 2015-м снизился в 3,4 раза – с $54,1 млрд до $16,1 млрд. В Банке России указывают на то, что тенденция замедления оттока капитала в дальнейшем может закрепиться в связи с рядом факторов: снижением уровня госдолга, продолжением дедолларизации, финансированием бюджетного дефицита за счет эмиссии ОФЗ. При этом, похоже, понемногу складывается еще один положительный тренд – прямые иностранные инвестиции за 9 месяцев 2016 года достигли $8,3 млрд, за весь прошлый год – $5,9 млрд.

Реальный эффективный курс рубля в январе-ноябре вырос на 13,4%, правда, в последний осенний месяц снизился на 0,5%. Консенсус-прогноз «Интерфакса» по курсу доллара на конец 2016 года – 64,1 рубля, на конец 2017-го – 63,3 рубля. Вектор будущего года, впрочем, может оказаться направленным в сторону большего укрепления, если средняя цена Urals в 2017-ом доберется до $47-48 за баррель в ходе реализации соглашения в формате ОПЕК+ о сокращении добычи, достигнутого 10 декабря в Вене. В этом случае счет текущих операций постепенно укрепится за счет «отрастающей» нефти, но рублевый курс не станет необходимым стимулом для прочего экспорта.

Проноз-2016 по динамике ВВП пока остается без изменений – спад на 0,6%. В МЭР подчеркивают, чтобы он исполнился, падение в четвертом квартале год к году должно составить 0,3% (после 0,4% в июле-сентябре). В помесячном выражении это означает: ноябрь – минус 0,2% г/г, декабрь – нулевой рост. С устранением сезонности рост в октябре-декабре тогда должен составить +0,1% к предыдущем кварталу. Эту оценку разделяют и в ЦБ РФ, указывая на формирующийся тренд к сохранению и укреплению положительной динамики ВВП: в первом квартале 2017 года его рост к/к с сезонной очисткой ожидается на уровне 0,2%, во втором – 0,4% к/к. Фактор нефти, уверены в МЭР, повышает вероятность того, что российская экономика сможет развиваться в 2017-ом по сценарию «базовый плюс», разогнавшись к декабрю до 1,7% в годовом выражении.

Подспорьем этому станут вероятные дополнительные доходы от экспорта нефти, которые, по оценке Минфина, могут составить около 1 трлн рублей. Расширению пространства для маневра поспособствуют и ожидаемые поступления от приватизации «Роснефти» в размере 703,5 млрд рублей. Приращение доходов казны предполагается использовать пока поровну на экономию резервов и увеличение расходов. Последнее в принципе способно отчасти содействовать большей устойчивости плюсовых темпов ВВП. Но одновременно могут возрасти и риски «углеводородного благодушия», тормозящего, по не лучшей отечественной традиции, необходимые перемены в содержании экономической политики.

Российское хозяйство в этом случае лишь быстрее упрется в 1,5-2,0%-й потолок потенциального роста. А, вот, время, нужное для синергии монетарного регулирования, фискальной консолидации и действий собственно в рамках структурной повестки, позволяющих добиться скорости ВВП, превышающей мировую, может вновь оказаться упущенным.

Такая перспектива способна существенно ослабить стимулирующий потенциал бюджета-2017, который, прежде всего, заключается в подталкивании экономики к выходу из нынешнего переходного состояния. Во-первых, при планируемой жесткости бюджетной политики вполне достижимой становится цель по 4%-ой инфляции, что может позволить снизить ключевую ставку Центробанка до 6,5-6,7% и подстраховать начинающийся рост значимым расширением кредитования. Если при этом ввести в действие еще и новое бюджетное правило, определяющее в том числе и механизмы пополнения суверенных фондов, то реальностью становится снижение влияния волатильности нефтецен на курс национальной валюты. В свою очередь, его стабильность оказывается важной предпосылкой подъема инвестиций и тем самым структурных трансформаций в российском хозяйстве.

Во-вторых, исполнение бюджетных параметров делает неизбежной разработку плана действий, направленных на преодоление накопленных структурных ограничений экономическому росту (ситуация на рынке труда, старение населения, качество бизнес-климата, институтов и госуправления и т.п.). В этом плане намеченная фискальная жесткость может оказаться оправданной продуманной структурной политикой уже в 2017 году.

На поверку выходит, что принятый Госдумой РФ бюджет далеко не безразличен экономическому росту в самом прямом и позитивном смысле. Ускорение перехода в новую модель развития в конечном счете обещает быть эффективнее линейного расширения антикризисного финансирования. При этом, однако, существенно и принципиально одно непреложное условие. Экономико-политический замысел-2017 не должен разминуться с его практическим воплощением.

Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] Главными «счетными» параметрами трехлетнего бюджета остаются: среднегодовая цена Urals в $40 за баррель, инфляция не выше 4% на все три года, средний курс доллара в 2017 году – 67,5 рубля, в 2018-ом – 68,7 рубля, в 2019 году – 71,1 рубля. Предполагается, что в 2017 году Резервный фонд будет исчерпан полностью (за 11 месяцев текущего года уже израсходовано 1,170 трлн рублей, в декабре Минфин планирует потратить еще около 1 трлн рублей). Остающиеся в нем 1,15 трлн пойдут на покрытие бюджетного дефицита. С той же целью из Фонда национального благосостояния в 2017 году будут использованы 668,2 млрд рублей, в 2018-ом – 1,16 трлн, в 2019 году – 139,7 млрд рублей.

[2] К 2019 году, по расчетам экспертов, доля инфраструктурных расходов снизится более чем на четверть в сравнении с 2016 годом. Будет нарастать и отставание (сейчас разрыв составляет 2,5-3,0 п.п. ВВП) от развитых стран в расходах на образование и здравоохранение.

[3] Внутренний долг РФ вырос с 2,1 трлн рублей в 2010 году до 7,3 трлн в 2016-ом. Внешний долг – с $40 млрд до $50 млрд. В 2017 году размер госдолга составит 12,4 млрд рублей или 14,3% ВВП.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С приближением президентских выборов в России обостряются дискуссии о том, какова должна быть политика в культурной сфере. Они далеко выходят за корпоративные рамки, так как связаны не только с отраслевой тематикой, но и с путями развития страны. Ключевые конфликты в этой сфере происходят вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя и балета «Нуреев» Кирилла Серебренникова.

8 августа 2017 года исполняется девять лет со дня кратковременного вооруженного конфликта в Закавказье, получившего по аналогии с событиями 1967 года на Ближнем Востоке название «пятидневная война». Известный американский дипломат и эксперт-международник Рональд Асмус назвал свою книгу, посвященную «горячему августу» 2008 года «Маленькая война, которая потрясла мир».

Одну восьмую своего президентского срока Дональд Трамп уже отработал. Можно ли подводить какие-то промежуточные итоги, строить прогнозы на будущее? Да, но с риском разочаровать читателя: проблемы и противоречия, выявившиеся с самых первых недель президентства, только накапливаются, хотя и не в такой степени, чтобы считать провал полным и необратимым.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net