Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

13.12.2016 | Александр Ивахник

Сечин против РБК: ничейный исход

РБК12 декабря внимание медиа-сообщества было приковано к заседанию Арбитражного суда Москвы. Там рассматривался иск компании «Роснефть» к РБК о защите чести и деловой репутации, в рамках которого истец требовал взыскать с ответчиков беспрецедентную даже по мировым меркам сумму компенсации – 3,179 млрд. рублей. В итоге суд признал публикацию РБК, ставшую предметом иска, недостоверной, но снизил сумму компенсации почти в 8 тысяч раз – до 390 тыс. рублей.

Компания «Роснефть» и лично ее президент Игорь Сечин крайне нервно относятся к критическим и даже просто некомплиментарным публикациям в СМИ в свой адрес и без колебаний обращаются в суды. Причем в судах главный государственный олигарх России неизменно выигрывает. В последние годы суды принимали решения по искам Сечина в отношении русского издания Forbes и «Ведомостей» (статьи о размере доходов Сечина), опять же «Ведомостей» (материал о строительстве дома в Барвихе), «Новой газеты» (статья о яхте St. Princess Olga стоимостью не менее 100 млн. долларов, которой неоднократно пользовалась молодая жена Сечина Ольга). Впрочем, во всех этих случаях истец требовал снять материалы с сайтов и опровергнуть их содержание, материальные претензии не выдвигались.

Поначалу так же развивалась и история с РБК. 11 апреля 2016 года на сайте РБК была опубликована статья под названием «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP», в которой речь шла о подготовке к приватизации 19,5% акций «Роснефти». В статье со ссылкой на источники в правительстве говорилось, что Игорь Сечин опасается того, что BP, владеющая сейчас 19,75% акций «Роснефти», в ходе приватизации может собрать блокирующий пакет компании, и в связи с этим попросил правительство ограничить возможность покупателей сотрудничать с BP. Как утверждалось в статье, глава «Роснефти» предложил правительству не продавать 19,5% акций на открытом финансовом рынке, а найти минимум двух покупателей среди азиатских компаний или фондов.

Сразу после появления статьи РБК «Роснефть» выступила с резким заявлением, в котором назвала информацию источников издания плодом фантазии журналистов. 26 апреля «Роснефть» подала иск в арбитражный суд к ООО «Бизнес-Пресс», издающему газету РБК, авторам статьи Тимофею Дзядко, Людмиле Подобедовой и Максиму Товкайло, а также РБК-ТВ и его ведущему Константину Бочкареву, осветившему статью в телесюжете. Истец потребовал опровергнуть опубликованную информацию.

Но в конце сентября на первом судебном заседании «Роснефть», вокруг которой к тому времени нарастал неблагоприятный информационный фон в связи с историей приватизации «Башнефти», резко ужесточила свою позицию. Компания дополнила свой иск фантастическими денежными требованиями в сумме 3,124 млрд. руб. (затем сумма увеличилась до 3,179 млрд. руб.), что обосновывалось компенсацией ущерба, нанесенного деловой репутации. Даже для такого крупного медиа-холдинга, как РБК, входящего в бизнес-империю Михаила Прохорова, эта сумма была совершенно неподъемна, и удовлетворение судом этого требования неизбежно означало бы банкротство. Как отмечалось на сайте РБК, объем требований «Роснефти» в 1,27 раза превышает выручку РБК по МСФО за первое полугодие 2016 года (2,497 млрд. руб.) и почти в 60 раз больше операционной прибыли холдинга за тот же период (56 млн. руб.).

Таким образом, стало очевидно, что информационный спор перешел в политическую плоскость и компания «Роснефть» Игоря Сечина пытается попросту ликвидировать путем разорения одно из немногих независимых деловых СМИ, которое к тому времени в связи со своими расследованиями и так попало под мощный нажим властей и было вынуждено сменить руководящий состав. Было совершенно понятно, что беспощадное уничтожение РБК должно стать грозным предупреждающим сигналом для всех игроков медиа-рынка, которые еще позволяют себе заниматься самостоятельной журналистикой и не усвоили императив жесткой самоцензуры.

Впрочем, на самом заседании Арбитражного суда Москвы юристы «Роснефти», конечно, ни о чем подобном не говорили. Они утверждали, что журналисты РБК распространили порочащую и не соответствующую действительности информацию, которая нанесла серьезный ущерб компании путем снижения стоимости ее деловой репутации. В свою очередь, адвокаты медиа-холдинга и журналистов просили суд отказать в удовлетворении иска. Они настаивали, что ничего порочащего в публикации не было, что «Роснефти» не удалось доказать наличие ущерба (в частности, в свете заключенной недавно сделки по приватизации 19,5% акций компании) и обосновать сумму иска.

По итогам рассмотрения дела судья Убуша Болдунов лишь частично удовлетворил иск «Роснефти» к РБК о защите чести и деловой репутации. Он постановил взыскать с медиа-холдинга и журналистов-ответчиков 390 тыс. рублей, что не является для РБК критической суммой. Суд также вынес решение удалить с сайта РБК статью «Сечин попросил правительство защитить «Роснефть» от BP» и поместить опровержение. Дополнительно суд постановил взыскать с каждого из четырех журналистов по 4,5 тыс. рублей.

Принятое судом решение носит явно компромиссный характер. В текущей политической ситуации не приходилось ожидать, что судья Болдунов отвергнет иск «Роснефти». Но всем было ясно, что главное в данном случае – сумма взыскиваемых средств. Снижение размера компенсации почти в 8 тысяч раз говорит о том, что намерение уничтожить РБК было личным намерением Игоря Сечина и не отражало позицию Кремля, по крайней мере, на данный момент. Для журналистов и собственника РБК в этой истории пусть не счастливый, но удовлетворительный конец. Хотя, возможно, история еще не закончилась – пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев на вопрос РБК, будет ли компания подавать апелляцию на решение суда, ответил однозначно: «Обязательно».

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net