Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Текущая аналитика

19.12.2016 | Сергей Маркедонов

Южная Осетия: цели ясны и задачи определены

Леонид ТибиловПодготовка к избирательной кампании по избранию президента Южной Осетии обретает все более зримые очертания. 8 декабря 2016 года депутаты югоосетинского парламента обновили конституционный закон о президентских выборах. Принятые поправки касались формулировки о дате голосования.

Лишь на первый взгляд, этот вопрос выглядит как незначительная процедурная проблема. Между тем ранее по нему высказывались противоположные мнения. А с учетом того негативного шлейфа воспоминаний, который остался после внутриполитического кризиса 2011-2012 годов, выборная тема в Южной Осетии напоминает ту воду на которую стремятся дуть, предварительно обжегшись на молоке. К теме предыдущих выборов главы республики мы еще будем не раз обращаться. Пока лишь зафиксируем, что условной точкой отсчета считается 2012 год (когда президент Южной Осетии был, наконец, избран и признан в таковом качестве). Но тогда для определения победителя потребовалось два тура (первый состоялся 25 марта, а второй- 8 апреля). В прежней неисправленной версии конституционного закона речь шла о том, что выборы должны состояться во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование за участников предыдущей кампании. Но сама дата при этом не фиксировалась. Отсюда и споры о том, брать ли за основу первый или второй тур. В итоге выбор был сделан в пользу более поздней даты, и эта идея нашла поддержку высшего законодательного органа власти Южной Осетии. Избирательная кампания, таким образом, завершится голосованием 9 апреля 2017 года.

Насколько она будет отличаться от всех предыдущих? Какие интриги в ней можно считать главными? Кто рассматривается как фавориты будущей гонки? И какие возможны сюрпризы?

Каждая из югоосетинских президентских кампаний имела свою «изюминку». Первые выборы президента в Южной Осетии прошли после введения этого поста в ноябре 1996 года. Победу на них одержал Людвиг Чибиров. К слову сказать, 21 год назад Москва крайне сдержанно, если не сказать критически, отнеслась к этой кампании, считая ее «предопределением статуса» непризнанной республики до разрешения конфликта с Тбилиси. Через пять лет новые выборы преподнесли сюрприз. Победителем во втором туре стал Эдуард Кокойты, а на тот момент действующий глава республики, поддерживаемый Москвой и североосетинским руководством, не прошел даже во второй тур. В этой связи говорить о том, что выборы в де-факто образованиях - это не более, чем пиар-процедура, не представляется возможным. Добавим к этому, что кампания пятнадцатилетней давности шла после конституционного референдума, в ходе которого жестко конкурировали администрация и парламент. К слову сказать, закат югоосетинской Компартии, растянувшийся во времени вплоть до выборов в высший представительный орган власти республики (2014 год), начался именно тогда.

В 2006 году выборы президента Южной Осетии были по-настоящему «кампанией цвета хаки». Они прошли в условиях «разморозки» конфликта с Тбилиси и де-факто стали референдумом о поддержке Эдуарда Кокойты, что впоследствии сыграло с ним злую шутку. Почти стопроцентное одобрение было оценено им и его окружением, как символ поддержки лично его, а не идеи самостоятельности республики с лидером, чья фамилия не была принципиальным фактором. Более того, уверенность в том, что достигнутое в августе 2008 года российское признание можно политически приватизировать, также породило «пагубную самонадеянность», которая привела Кокойты к попытке «остаться, уходя». В итоге он, с одной стороны, поддержал выдвижение Анатолия Бибилова (сегодняшнего спикера парламента), а с другой, стремился не допустить его критического усиления, опасного для собственных позиций. Каков результат?

13 ноября 2011 года прошел первый тур президентских выборов, который победителя не определил. Анатолий Бибилов и Алла Джиоева (на тот момент ее пиком была должность министра образования, она занимала этот пост в 2002-2008 гг.) продолжили борьбу. Второй тур выборов состоялся 27 ноября 2011 года. И главным сюрпризом стала победа Аллы Джиоевой. Однако вскоре после этого Верховный суд запретил ЦИК объявлять результаты, а затем и вовсе принял решение о недействительности голосования. Все это вызвало не только недовольство и широкую общественную дискуссию, но и акции протеста. Не обошлось, к сожалению, без грязного пиара (чего стоял инсинуации о так называемом «грузинском следе» в кампании Джиоевой), и без конфронтации между властями и оппозицией. Скажем мягко, далеко не на высоте оказались и московские кураторы югоосетинского направления, пытаясь подменить лояльность населения республики России лояльностью тем или иным обитателям высоких кабинетов. Потребовалось несколько месяцев сложной работы для достижения компромисса. И все это время ситуация оставалась, что называется, «на грани». Выходом из внутриполитического кризиса стали повторные выборы без участия прежних претендентов. Они прошли 25 марта и 8 апреля 2012 года. Решение неоднозначное с правовой точки зрения, с политической помогло не допустить гражданского противоборства и купировать напряженность. По факту в «пакете» был согласован и уход с политической арены Эдуарда Кокойты, который впоследствии покинул и республику.

В первом туре лидерами стали Леонид Тибилов и Давид Санакоев. Во втором победу одержал ныне действующий президент республики Тибилов. 27 ноября нынешнего года он заявил о готовности принять участие в новой кампании, то есть в случае победы пойти на второй срок. Какой-то единой оценки его правления не существует. С одной стороны, нельзя забывать о том контексте, в котором он принял республику. И за эти годы он сумел удержать стабильность. При этом общественно-политическая жизнь республики по сравнению с предшествующим периодом стала отличаться большим разнообразием, хотя от многих проявлений излишней подозрительности (особенно в отношении к иностранцам и осетинам, оказавшимся по разным причинам за пределами своей родины) избавиться не удалось. Тем не менее, парламентская кампания 2014 года прошла в обстановке гораздо более спокойной, чем выборы главы Южной Осетии тремя годами ранее. С другой стороны, критики Тибилова говорят о недостаточном динамизме и даже некотором застое, излишнем стремлении к согласованию всего с Москвой. Этого, впрочем, невозможно избежать, принимая во внимания, как географические, так и социально-экономические факторы.

Впрочем, у действующего президента будет, как минимум, один серьезный конкурент. 9 декабря, то есть через день после принятия поправок в закон о выборах главы республики, о своих планах заявил спикер парламента Анатолий Бибилов: «Я - лидер партии, куда входят боле пяти тысяч человек. Долгое время я занимал руководящие должности в разных сферах политической жизни республики и хорошо знаком с проблемами нашего общества. У нашей партии есть программы развития «минимум» и «максимум»». В 2014 году Бибилов и его партия «Единая Осетия» выиграли парламентские выборы. Но, думается, не только это толкает вперед этого политика. В 2011 году он оказался неудавшимся преемником Кокойты. И все последующие годы он пытался доказать, что является самостоятельным игроком, способным ставить и решать амбициозные задачи.

Правда, говоря, о максимумах и минимумах, надо иметь в виду, что они обращены, прежде всего, не к перспективам развития Южной Осетии, а ее объединения с Россией. Эта программа может получить поддержку в югоосетинском обществе, но дальше ее перспективы сомнительны. Просто потому, что здесь помимо устремления жителей частично признанной республики включаются соображения большой политики. Москва на сегодня не слишком заинтересована в мультипликации «крымского кейса. Не исключено, что этот вопрос станет в повестку дня в случае форс-мажорных обстоятельств. Одержи верх на парламентских выборах в Грузии партия «Единое национальное движение» во главе с Михаилом Саакашвили, может быть, Кремль и задумался бы о включении Южной Осетии в состав РФ. Но успех «Грузинской мечты» и продолжение курса на «нормализацию без перехода красных линий», вполне устраивает Москву. Более того, пока сохраняются надежды на прагматизацию отношений с США, Кремль не будет ломать устоявшийся статус-кво. А свою нелюбовь к такой ломке он продемонстрировал не раз, взять хотя бы эскалацию противостояния в Нагорном Карабахе в апреле 2016 года.

О своих президентских планах заявлял и Эдуард Кокойты (через представителей Народной партии). Однако для его выдвижения существуют, как формальные препятствия, так и другие препоны, будь то политический ресурс внутри Южной Осетии, поддержка Москвы и значительные общественные симпатии. Думается, к 2012 году от этого политика, доминировавшего в течение 11 лет, значительно устали. Не вполне ясно, какую особую идею, которая вытеснила бы в памяти хотя бы кризис 2011-2012 гг. он готов предложить. Конкурировать с Бибиловым и его идеями «единства», а также с Тибиловым и его опорой на стабильность и опасения возможных пертурбаций Кокойты будет трудно.

Впрочем, кампания только начинается. Пока что определена дорожная карта, которую будут дополнять политики и общественные активисты, как в Южной Осетии, так и за ее непосредственными пределами. Для Москвы же крайне важно учесть собственные ошибки прошлого и не ставить личную лояльность кого-то кому-то выше лояльности российскому выбору. Последнее - слишком дорогая вещь, чтобы ею разбрасываться.

Сергей Маркедонов - доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Одного из фаворитов президентской кампании во Франции Франсуа Фийона и западная пресса, и российская называют дружественной Москве фигурой, от которой ждут снятия санкций и отказа от политики сдерживания. Вместе с этим, однако, было бы правильнее говорить о внешнеполитических позициях Фийона в контексте не «pro et contra», а, в первую очередь, возвращения Франции активной роли в международных делах, что задает совершенно иную систему координат для анализа его приоритетов.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net