Информационный сайт
политических комментариев
вКонтактеFacebookTwitter
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Политком.RU обсудил с первым вице-президентом Центра политических технологий Алексеем Макаркиным динамику общественных настроений в России в уходящем году.

Бизнес, несмотря ни на что

Локомотивом выхода из продолжающегося экономического кризиса может быть только частный сектор. Как чувствовал себя российский бизнес в уходящем году? Как можно оценить усилия правительства по стимулированию предпринимательской деятельности и привлечению инвестиций? Об этом в интервью Политком.RU рассказывает старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Гайдара Сергей Жаворонков.

Интервью

Конец года всегда дает повод подвести итоги происшедших событий, выделить основные тенденции, высказать предположения на будущее. Своими оценками политических итогов 2016 года с «Политком.RU» поделился известный российский политолог, президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

Колонка экономиста

Видео

Реклама

Текущая аналитика

26.12.2016 | Политком.RU

Катастрофа ТУ-154: обзор версий

Катастрофа ТУ-154: обзор версийСамолет Ту-154, принадлежащий министерству обороны и направлявшийся из Москвы в сирийскую Латакию потерпел катастрофу. Среди жертв - 64 сотрудника ансамбля имени Александрова, руководитель ансамбля Валерий Халилов, три съемочных группы (телеканалов НТВ, «Звезда» и «Первого»), знаменитый врач Елизавета Глинка, которая везла в Сирию медикаменты, директор департамента культуры Минобороны Антон Губанков.

Пока приоритетные версии катастрофы правоохранительные органы не называют. Впрочем, по мнению «Коммерсанта»[1], очевидно, что, как обычно, будут рассматриваться возможные техническая неисправность самолета, ошибка в пилотировании или внешнее воздействие на воздушное судно. Между тем в военном ведомстве в воскресенье утверждали, что технически самолет был исправен. Ту-154Б-2, хотя и был выпущен на Куйбышевском заводе (ныне «Авиакор»; его специалисты также принимают участие в расследовании трагедии) в 1983 году, но имел небольшой налет по сравнению с коммерческими бортами (всего 6689 часов), ремонтировался в декабре 2014 года, а буквально пару месяцев назад прошел плановое регламентное обслуживание. Все это время он эксплуатировался Минобороны.

Однако опрошенные «Коммерсантом» специалисты допускают возможность технической неисправности. К плавному уводу машины от заданной траектории и постепенному снижению могла привести, например, несинхронная уборка закрылков. За равномерным выпуском закрылков на Ту-154 следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод, предлагая пилоту перейти на ручное управление закрылками. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А бессильна.

Кроме того, отклониться от траектории с последующим неконтролируемым снижением лайнер мог в результате попадания в так называемый плоский штопор. Эту ситуацию, в свою очередь, мог спровоцировать, например, заклинивший в положении «кабрирование» стабилизатор Ту-154. Из-за слишком интенсивного набора высоты, который пилоты не могут компенсировать отклонением штурвалов, машина в этом случае теряет скорость и сваливается в плоский штопор, из которого пассажирскому самолету выйти практически невозможно.

Наконец, при слишком энергичном подъеме Ту-154 с его расположенными в хвостовой части тремя мощными двигателями может испытывать проблемы на больших углах атаки: попадая в зону разрежения, возникающую за крыльями, двигатели выходят в нештатный режим помпажа, а эффективность стабилизатора падает. Два этих фактора опять же ведут к потере скорости, задиранию носа машины и ее сваливанию в штопор.

Вместе с тем взлет с приморских аэродромов всегда был не самой простой процедурой, а Ту-154, особенно в версии «Б», многими пилотами описывается как достаточно строгий в управлении самолет, предъявляющий высокие требования к пилоту, что также не позволяет с ходу отмести версию возможной трагической ошибки.

Наиболее обсуждаемой в публичном пространстве является версия теракта. Здесь существуют расхождения во мнениях. Источник ТАСС в спецслужбах заявил, что эта версия не рассматривается как основная из-за ряда обстоятельств. Собеседник агентства рассказал, что Ту-154 вылетел с аэродрома Чкаловский в Московской области, где пассажиры и багаж проходили тщательный досмотр. Планировалось, что самолет пройдет дозаправку в Моздоке, однако из-за погодных условий она была перенесена в Адлер. «Таким образом, сведений о том, что самолет будет дозаправляться в аэропорту Сочи, заранее не было», - подчеркнул представитель спецслужб. После прилета в Адлер, самолет держался под охраной. На борт поднимались только три человека - два пограничника и один таможенник, а из самолета выходил только штурман для контроля процесса заправки. «Питание на борт не подавалось, а дозаправка осуществлялась штатным персоналом», - подчеркнул источник.

Министр транспорта Максим Соколов в воскресенье вечером объявил, что большой разброс обломков самолета вызван сильным глубоководным течением. Метеоролог, руководитель Краснодарского краевого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Андрей Бондарь пояснил, что сильное течение в районе катастрофы самолета Ту-154 в Черном море возле Сочи - обычное явление.

В то же время источники «Коммерсанта» полностью версию теракта не исключают, считая, что уязвимым местом может быть аэродром Чкаловский. Как отмечают многие военнослужащие и гражданские лица, имеющие опыт полетов самолетами Минобороны с Чкаловского и других военных аэродромов, предполетный досмотр на таких рейсах нередко сводится к пустой формальности в виде сверки списков пассажиров с документами, особенно когда летит «свой» коллектив. При перелете за рубеж - в ту же Сирию - он несколько строже (включаются пограничные формальности), но и в этом случае не идет в сравнение с традиционными мерами в большинстве гражданских аэропортов развитых стран.

Сразу же после гибели самолета началось обсуждение последствий трагедии. Так, заместитель министра обороны Николай Панков заявил, что ансамбль Александрова будет жить и оставаться символом армии и России. «Шестьдесят восемь артистов и сотрудников ансамбля погибли, сегодня уже можно так говорить. Всего коллектив ансамбля включает 285 человек. И, конечно, потери очень большие. Мы будем очень серьезно работать для восполнения этих потерь. Ансамбль будет жить», - сказал Панков.

Министр обороны России Сергей Шойгу принял решение присвоить одному из военно-медицинских учреждений имя исполнительного директора фонда «Справедливая помощь» Елизаветы Глинки (известной как Доктор Лиза). Об этом сказал журналистам первый заместитель Минобороны России Руслан Цаликов. «Гуманитарный груз фонда «Справедливая помощь» был отправлен другим бортом. Он находится уже в аэропорту Хмеймим. Конечно, дело Елизаветы Глинки мы доведем до конца», - сказал он. Глава Совета при президенте по содействию развития гражданского общества и правам человека Михаил Федотов предложил увековечить память Глинки. «Она была человеком абсолютно уникальным. Это был действительно ангел добродетели, который спустился к нам на землю, чтобы делать людям добро. Это была ее миссия», - заявил он.

Трагедия Т-154 разделила российскую либеральную оппозицию на большинство и меньшинство. Большинство ее знаковых фигур выразили соболезнования и сожаления. Отличие этих высказываний от мейнстримных для России заключалось в том, что в ряде случаев прозвучало резкое неприятие военной операции в Сирии. Для многих представителей оппозиции шоковой новостью стала гибель Доктора Лизы, с которой они были знакомы, а некоторые и сотрудничали в реализации гуманитарных проектов. В то же время меньшинство оппозиционеров заняли иную позицию. Крайне негативную реакцию пользователей Интернета вызвал пост журналистки Божены Рынски, которая выразила удовлетворение гибелью журналистов НТВ. В ответ ряд провластных пользователей Интернета потребовали возбудить против Рынски уголовное дело. Некоторые другие активные участники «Фейсбука» из числа оппонентов власти выразили солидарность с теми украинскими блогерами, для которых гибель пассажиров самолета – это военные потери России.

Гибель самолета стала шоковой новостью для российского общества и, одновременно, вызвала необходимость скорейшего установления ее причин. В ходе неизбежного поиска ответственных под ударом может оказаться руководство Воздушно-космических сил и, особенно, транспортной авиации. Все три возможные версии трагедии (техническая неисправность самолета, ошибка в пилотировании или теракт) в той или иной степени связаны с ответственностью военных.

[1]http://kommersant.ru/doc/3181686

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Противостояние Ирана и Саудовской Аравии – условных центров мирового шиизма и суннизма, наметилось аж со времени победы в иранской Исламской Революции в 1979 году. Именно с тех времен Эр-Рияд начал кампанию по нивелированию политического влияния шиитских общин.

Долгое время системные политические партии Старого Света с правого и левого фланга двигались навстречу друг другу и по мере размывания своей социальной базы смешивались до степени неразличимости. Сформировался широкий политический консенсус, включавший активную социальную политику, принципы политкорректности, уважение прав меньшинств и продвижение целей европейской интеграции. Однако сейчас этот консенсус на глазах начинает распадаться.

Одного из фаворитов президентской кампании во Франции Франсуа Фийона и западная пресса, и российская называют дружественной Москве фигурой, от которой ждут снятия санкций и отказа от политики сдерживания. Вместе с этим, однако, было бы правильнее говорить о внешнеполитических позициях Фийона в контексте не «pro et contra», а, в первую очередь, возвращения Франции активной роли в международных делах, что задает совершенно иную систему координат для анализа его приоритетов.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net