Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

25.01.2017 | Валерий Выжутович

Трудовые резервы власти

Рейтинг«Кадровый резерв всех уровней власти низко востребован, несмотря на свою разветвленность, представительность и разнообразие», - заявил, выступая на Гайдаровском форуме, начальник управления президента по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. По его оценке, наиболее востребован президентский резерв, хотя и он в 2016 году был использован лишь на 18,6 процента.

Сейчас, сообщил Федоров, идет работа над новой концепцией формирования и использования кадрового резерва. «Формировать резерв, - сказал начальник управления, - необходимо так, чтоб он представлял интерес для работодателей и был востребован. Критерии отбора должны приводить к нам лучших представителей не только государственного, но и негосударственного сектора. В работе с резервом должна учитываться возможность многоступенчатого и разнонаправленного карьерного роста тех, кто входит в резерв. А оценка кандидатов прежде всего должна производиться по результатам текущей деятельности по основному месту работы, не исключая при этом всех прочих систем, которые применяются сегодня, в частности, личностно-профессиональной диагностики того, каких успехов достиг кандидат за последний год».

Отбором кадров для резерва занимается специальная комиссия под руководством главы президентской администрации. В ее составе - полпреды в федеральных округах, председатель РСПП, ректоры Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, а также эксперты от органов власти, политических партий, духовенства и общественных организаций. Созданием кадрового резерва обязаны заниматься и руководители госслужащих. Им надлежит планировать карьеру своих подчиненных на несколько лет вперед. Закон о госслужбе с недавних пор предусматривает списки, в которых должно быть указано, кто сменит того или иного чиновника по истечении определенного времени. Там же должны содержаться данные о семьях госслужащих, а также сведения о переезде из региона в регион, если этого потребует новое назначение. С 2013 года в законе о госслужбе прописана и ротация чиновников.

Что власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод - факт общепризнанный. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие посты во многом напоминает «подбор и расстановку кадров», то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.

Одна из причин кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие «рынок труда» на сферу государственного управления не распространяется. На смену иерархическому отбору с присущим ему тасованием одной и той же той кадровой колоды не пришел открытый рыночный отбор. Даже административные преобразования подчас копируют советскую практику. Суть ее известна: реорганизация управления происходит, как правило, тогда, когда требуется переместить большого начальника. Кого-то понизить или отправить в отставку, а кого-то, наоборот, наградить высокой должностью. С тех пор мало что изменилось. Система органов власти в России по-прежнему зависит от персоналий. От кадровых раскладов наверху. От борьбы группировок. От постоянного конструирования «сдержек и противовесов». От чьего-то стремления выстроить собственную аппаратную оборону и обеспечить себе максимальный служебный комфорт.

Дефицит управленческих кадров особенно ощутим в регионах. Кадровая стратегия губернаторов долгие годы была направлена исключительно на удержание власти. Потенциальным наследникам веры не было. И не без оснований, поскольку «новая метла» то тут, то там, вопреки обещаниям сохранить преемственность во всем, начинала наводить свой порядок в доме. А бизнесмены, получавшие должности в региональных органах власти, были заняты преимущественно решением собственных задач. Их пребывание на этих должностях мало повлияло на качество управления. Так что региональная власть тоже нуждается в обновлении.

О намерении обновить государственный управленческий корпус верховная власть заявляла не раз. И даже кое-что делала для этого. Например, был момент, когда начали создавать базу данных потенциальных кандидатов на государственные посты. Их количество сразу же было названо - тысяча человек, а в окончательном списке оказалось даже около 1800 фамилий. Кто именно попал в президентскую «тысячу», до сих пор остается тайной. Известно лишь, что в списке резервистов - некоторые руководители крупных корпораций, а также молодые, еще не очень именитые, но перспективные менеджеры.

База данных такого рода, конечно, должна быть открытой. Ее открытость - одно из принципиальных условий, позволяющих исключить практику, когда решения о замещении должности принимаются по знакомству, по принципу личной преданности или за деньги. Но, с другой стороны, представленный на широкое обозрение поименный список резервистов открывает простор для лоббистских атак, аппаратных интриг, информационных «вбросов». Кроме того, публикацией списка можно поставить в неловкое положение и тех, кто назначает на государственные посты, и тех - кого. Потому что попасть в резервисты - еще не значит добиться должности, а получить предложение - еще не значит принять его. Известен случай, когда один из кандидатов упредил неловкость, какая может возникнуть, если его вдруг пригласят во власть. Он сам отказался войти в президентский резерв, сказав, что нынешняя должность его вполне устраивает. Возможно, этот кандидат - предприниматель, а одна из причин, объясняющих, почему сотрудников частных компаний трудно переманить на госслужбу, хорошо известна: по уровню зарплат госслужба везде отстает от частного бизнеса. Поэтому нужны другие стимулы.

Как бы то ни было, постепенная смена лиц на всех этажах управления неизбежна и необходима Собственно, для того и создавался кадровый резерв, востребованность которого пока невысока.

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net