Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

14.02.2006 | Георгий Ковалев

УКРАИНА ПОДНИМАЕТ ТАРИФЫ НА ФЛОТ

Сегодня в Киеве началось заседание российско-украинской межгосударственной подкомиссии, созданной на уровне комиссии Путин – Ющенко, по вопросам временного пребывания Черноморского флота России на территории Украины. Каких-либо значимых результатов работы подкомиссии в ближайшее время ожидать не следует. Впрочем, в данном случае важен сам факт того, что под давлением складывающейся конъюнктуры правительства России и Украины приступили к обсуждению вопросов, урегулирование которых предполагалось еще рамочным договором от 1997 года.

Вопрос о дислокации российского военно-морского флота в Крыму остро стоит с момента обретения Украиной государственного суверенитета. При этом проблема базирования Черноморского флота на территории Украины, как правило, всегда обсуждалась на межгосударственном уровне не как таковая, взятая в отдельности, а в контексте более сложных проблем. Во многом именно это и явилось основой того, что финансово-юридические аспекты пребывания ЧФ в Крыму до сих пор не урегулированы и являются предметом межгосударственных споров.

Всего по ЧФ было подписано четыре соглашения, первое из которых в 1995 году определяло формат дальнейших переговоров между Украиной и Россией. В 1997 году премьерами двух стран Павлом Лазаренко и Виктором Черномырдиным было подписано еще три межправительственных соглашения, в том числе о параметрах раздела флота и платежах. Однако тексты соглашений были сформулированы в общем виде и требовали разработки и принятия новых договоров. Главная же идея базового межправительственного соглашения заключалась не столько в урегулировании вопроса о базировании ЧФ в Крыму, сколько в признании государственных границ между Украиной и Россией, на чем, собственно, и настаивала украинская сторона. Вопрос о пребывании ЧФ РФ на территории Украины до 2017 года рассматривался многими наблюдателями в качестве уступки России. Ну а коль скоро желаемое было достигнуто, вскоре обе стороны забыли о необходимости подписания допсоглашений, что не могло не сказаться в будущем, когда личные отношения между президентами двух стран перестали играть определяющую роль, а страны решили отказаться от бартера и перейти на рыночные отношения.

В последние месяцы экономическое сотрудничество между Украиной и Россией стало заложником «игры в выборы». Как следствие были актуализированы проблемы газовых поставок и базирования российского флота на территории Украины. Но если «газовая» тема украинскими политическими группировками обсуждается уже давно (и будет обсуждаться, поскольку является определяющей в ходе предвыборной кампании в Верховную Раду), то конфликт вокруг базирования Черноморского флота в Крыму вошел в открытую фазу сравнительно недавно.

Декларируемая украинской стороной позиция по этому горячему вопросу довольно жесткая. Как заявил исполняющий обязанности министра иностранных дел Борис Тарасюк, 'мы призываем РФ к последовательной и системной работе по постепенной передислокации ЧФ РФ с территории нашего государства'. Он аргументировал это тем, что Конституция запрещает дислокацию на территории Украины иностранных военных баз. Вместе с тем, Тарасюк подчеркнул, что Украина будет безусловно выполнять положение Соглашения от 1997 года о временном пребывании Российского Черноморского флота на ее территории.

При этом Украина заявляет о том, что намерена инициировать переход на международные стандарты в вопросе стоимости аренды для Черноморского флота России в Крыму. Формально это означает, что стоимость пребывания ЧФ РФ на территории Украины возрастет примерно в 20 раз – с 98 млн. долл. до 1,8 млрд. долл. в год. По словам главы секретариата президента Украины Олега Рыбачука, «Украина говорит об очередном шаге в направлении отношений с Россией согласно международным стандартам… Это абсолютно логичный шаг - иного критерия в двусторонних отношениях, чем международные стандарты, трудно придумать. Я думаю, что это понятная логика, и этой логики придерживается и Президент Украины».

Глава секретариата заявил, что на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБОУ) 8 февраля о вопросе стоимости аренды ЧФ докладывал председатель Государственного комитета по земельным ресурсам, который говорил 'очевидные вещи', в частности, о том, что на сегодня Россия платит за арендованную землю приблизительно 10% от реальной цены. СНБОУ уже принял решение рассчитать арендную плату для ЧФ России в Крыму по современным стандартам. По расчетам Госкомзема, в случае использования современных стандартов арендной платы на землю ее сегодняшний размер за пользование земельными участками ЧФ России в Крыму будет составлять минимум 1,8 млрд. долларов в год. Причем данная цена может быть и не окончательной. Украинские чиновники отмечают, что об этом можно будет говорить только после того, как в Крыму будет проведена инвентаризация всех объектов, которыми распоряжается ЧФ РФ.

В то же время министр обороны России Сергей Иванов дал понять, что Москва не намерена пересматривать размеры арендной платы за присутствие ЧФ в Крыму. 'В базовом соглашении о разделе бывшего советского Черноморского флота, которое было подписано в 1992 году, четко зафиксировано, что до 2017 года ежегодная стоимость аренды объектов Черноморского флота будет составлять 97 с чем-то млн. долларов США', - заявил он в минувшую пятницу. 'Говорить можно о чем угодно, Украина - свободная страна. Россия, кстати, тоже свободная страна, но существуют юридические обязывающие вещи', - отметил Иванов, комментируя заявление Киева о планах увеличить арендную плату за пребывание в Крыму Черноморского флота.

Таким образом, позиции официальных лиц двух стран носят взаимоисключающий характер, и говорить о том, что вопрос о базировании ЧФ в Крыму будет решен в ближайшее время, просто не приходится. Готовности к компромиссу нет ни с той, ни с другой стороны. А потому сегодняшнее заседание межгосударственной подкомиссии носит чисто формальный характер. Любой подобного уровня вопрос будет решаться после 26 марта, когда пройдут выборы в ВР. А пока на украинский националистический призыв «Russians, go home!”, Москва отвечает – «Не дождетесь!»

Ссылки по теме:

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net