Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

16.02.2017 | Дмитрий Соснин

Ротация губернаторов: первые итоги

Владимир Путин и Николай ЛюбимовВ феврале состоялась серия досрочных отставок глав регионов, чьи полномочия должны были истечь в 2017 году. Губернаторские посты покинули главы Пермского края, Бурятии, Карелии, Рязанской и Новгородской областей. При этом как минимум несколько губернаторов из данного списка еще недавно рассчитывали получить кредит доверия Президента на переизбрание. Что же послужило причинами кадровой ротации?

В этом году исполняется пять лет с момента возвращения выборов губернаторов. В результате одним из ключевых критериев «профессиональной пригодности» руководителей субъектов РФ стало умение действовать в режиме публичной политики и легитимно побеждать на выборах.

Двое из ушедших в феврале 2017 года в отставку глав регионов (Олег Ковалев и Сергей Митин) в 2012 году были «первопроходцами» среди губернаторов-назначенцев, сумевших переизбраться на прямых выборах населением. При этом в Рязанской области была реальная угроза проигрыша действующего губернатора Олега Ковалева кандидату от партии «Патриоты России», выходцу из структур внешней разведки Игорю Морозову. Только благодаря аппаратным договоренностям Игорь Морозов согласился снять свою кандидатуру в обмен на пост сенатора от исполнительной власти региона. В Новгородской области Сергей Митин в 2012 году избрался в условиях жесткого ограничения политической конкуренции, в частности, не были зарегистрированы кандидаты от КПРФ и «Справедливой России». Не слишком убедительное выступление Олега Ковалева и Сергея Митина на прошлых губернаторских выборах явилось одним из факторов их досрочной отставки в преддверии новой избирательной кампании.

Виктор Басаргин, Вячеслав Наговицын и Александр Худилайнен опыта прямых губернаторских выборов не имели. В мае 2012 года они успели пройти процедуру наделения полномочиями по старой схеме до вступления в силу закона о выборах глав регионов. Виктор Басаргин тогда был «десантирован» в Пермский край с поста федерального Министра регионального развития, а Александр Худилайнен в Карелию - с поста председателя заксобрания Ленинградской области. Оба воспринимались в вверенных им регионах как «варяги», и федеральный центр не стал рисковать, выводя их на прямые выборы. В случае с Наговицыным (удмуртом по национальности), руководившем Бурятией с 2007 года, уход от модели прямых выборов в 2012 году во многом был мотивирован угрозой раскола электората и голосованием за кандидатов по этническому признаку. В 2017 году приоритет сохранения межнациональной стабильности на выборах в Бурятии безусловно не утратил своей актуальности. В этом плане назначение руководителем республики Алексея Цыденова – бурята по отцу и русского по матери – является оптимальным решением.

Что касается Виктора Басаргина и Александра Худилайнена, то, помимо отсутствия опыта избрания на прямых выборах, против решения о сохранении ими губернаторских позиций сыграл и высокий уровень внутриэлитных конфликтов. Оба губернатора так и не смогли выстроить конструктивные отношения с местными политическими и экономическими элитами. В Пермском крае и Карелии постоянно возникали острые конфликты, выходившие в публичную плоскость и снижавшие авторитет региональной власти в глазах населения.

Важный параметр, обусловивший ротацию, – возраст губернаторов. Федеральный центр сейчас очевидным образом действует в логике «омоложения» кадров. Тренд на смену поколений региональных руководителей ясно виден из соотношения возрастов ушедших в отставку губернаторов и назначенных президентом врио глав регионов:

· Рязанская область: Олег Ковалев (68 лет) – Николай Любимов (45 лет);

· Новгородская область: Сергей Митин (65 лет) – Андрей Никитин (37 лет);

· Республика Бурятия: Вячеслав Наговицын (60 лет) - Алексей Цыденов (40 лет);

· Республика Карелия: Александр Худилайнен (60 лет) – Артур Парфенчиков (52 года);

· Пермский край: Виктор Басаргин (59 лет) – Максим Решетников (37 лет).

Во всех пяти регионах возраст преемника младше возраста предшественника. С продвижением в губернаторские кресла сравнительно молодых кадров делается ставка на их больший уровень мотивации и желание реализовать более амбициозные проекты регионального развития.

Второй характерной чертой подбора кадров февральской серии губернаторских назначений является их нацеленность на решение, прежде всего, экономических и инфраструктурных задач. В регионы делегированы современные управленцы-«технократы» экономического профиля:

· Андрей Никитин – генеральный директор федерального «Агентства стратегических инициатив», организации – ответственной за развитие инвестиционный привлекательности российских регионов;

· Максим Решетников – министра правительства Москвы, курирующий экономическую политику;

· Алексей Цыденов – заместитель министра транспорта России, член совета директоров ОАО РЖД;

· Николай Любимов – депутат Госдумы, долгое время возглавлявший экономический блок в правительстве Калужской области, признанной лидером по привлечению инвестиций;

· Артур Парфенчиков – руководитель Федеральной службы судебных приставов, много сделавший для внедрения в работу ведомства передовых IT-технологий и сервисов.

Назначения руководителями субъектов РФ управленцев-«технократов» соответствует логике обсуждаемой сейчас «новой региональной политики». В эпоху, когда «тучные годы» высоких бюджетных доходов от энергоресурсов закончились, федеральному центру все сложней в прежних масштабах реализовывать политику выравнивания регионов. Стоит задача максимально мобилизовать внутренние резервы развития регионов и резко нарастить их активность в сфере привлечения частных инвестиций. Одновременно предлагается передать субъектам федерации дополнительные полномочия. Цель изменений - повысить ответственность губернаторов за социально-экономическое развитие территорий. Для реализации новой региональной политики нужны соответствующие кадры, способные реализовать поставленные задачи.

Интересно, что никто из новых губернаторов не является выращенным внутри региона преемником действующего главы региона. Все они делегированы извне, с федерального уровня. Однако при подготовке решений на Старой Площади старались подбирать кандидатуры будущих губернаторов с «маркерами» в биографиях, демонстрирующих наличие той или иной степени связи с регионом. Например:

· Артур Парфенчиков до 2006 года длительное время работал на различных должностях в системе прокуратуры Карелии;

· Алексей Цыденов – бурят по отцу (хотя и родился на территории соседнего с Бурятией Забайкальского края);

· Максим Решетников родился и вырос в Перми, затем до переезда в 2009 году в Москву работал в администрации Пермского края.

Но наличие или отсутствие «маркеров» связи с регионом не было критическим фактором. Так, жизненные пути Николая Любимова и Андрея Никитина не были ранее очевидным образом связаны с Рязанской и Новгородской областями.

По своим карьерным траекториям губернаторский призыв февраля 2017 года радикально отличается от ротации 2016 года, когда определенный крен был сделан в пользу выходцев из силовых структур. Судя по всему, федеральный центр пробует и экспериментирует с разными моделями рекрутирования губернаторского корпуса. Поэтому считать, что все назначения глав регионов теперь будут происходить исключительно из пула молодых, эффективных технократов представляется маловероятным. Все будет зависеть от того, как они на практике проявят себя в регионах, смогут ли действительно продемонстрировать ощутимые управленческие успехи.

Всего в 2017 году губернаторские выборы должны пройти в четырнадцати регионах, поэтому в ближайшее время стоит ожидать дальнейших отставок и назначений.

Дмитрий Соснин - политический аналитик, эксперт фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net