Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

17.02.2017 | Илья Кравченко

Стратегический союзник: президент Трамп и американо-израильские отношения

Дональд Трамп и Беньямин Нетаньяху Отношения Вашингтона и Тель-Авива вряд ли можно назвать простыми. Однако их возможно охарактеризовать как последовательные. И заявления, прозвучавшие из уст Дональда Трампа и Биньямина Нетаньяху во время официального визита последнего в США, лишний раз доказывают, что проверенные временем союзники будут держаться друг за друга до конца. Но проблема заключается в том, что многие эксперты надеялись увидеть хоть какой-то сдвиг в переговорном процессе по урегулированию палестино-израильского конфликта.

Однако в итоге, получилось, что теперь об успешном разрешении старейшего из ближневосточных конфликтов придется забыть. По крайней мере, пока нынешний американский президент не укрепит свою позицию реальными политическими действиями.

Что же так сильно взбудоражило экспертно-аналитическое сообщество? Во-первых, Трамп дал понять Нетаньяху, что не является сторонником принципа «два государства для двух народов». Тут стоит пояснить, что Вашингтон стремился реализовать данный принцип на протяжении последних 50 лет. Суть заключается в том, после войны 1967 года, которую в американо-израильской исследовательской среде прозвали «Шестидневной», Израиль оккупировал большую часть палестинских территорий, включая Западный берег р. Иордан и Восточный Иерусалим. Тем самым, решившись на превентивные действия в отношении арабских сил, Израиль формально стал агрессором, который с точки зрения международного права незаконно занял часть территории, которая должна принадлежать другому государству. США тогда действия Израиля открыто не поддержали и выступили совместным фронтом с СССР в стремлении остановить боевые действия. Более того, официальный Вашингтон до сих пор не признает Иерусалим в качестве столицы Израиля, сохраняя расположение своего посольства в Тель-Авиве.

Белый дом всегда выступал за прекращение строительства израильских поселений на оккупированных территориях, справедливо осознавая, что подобные действия лишь усугубят переговорный процесс. И вот с тех пор, США придерживаются идеи, что для наиболее эффективного урегулирования конфликта, необходимо полноправное и полноценное участие как израильской, так и палестинской стороны, без сильного давления извне. Другими словами, израильтяне и палестинцы должны договориться таким образом, чтобы у палестинцев наконец возникло свое государство без сильного ущерба для израильской стороны.

В особо сильном стремлении реализовать данную концепцию можно отметить бывшего президента США Бараку Обаму. Помимо постоянного упоминания в его официальных заявлениях идеи «возвращения к границам до 1967 года», Обама занял особенно резкую позицию по отношению ко многим действиям Израиля, включая блокаду Сектора Газа в 2010 году, строительство новых поселений т.п. Но Трамп не придерживается его взглядов и не станет продолжателем его идей. Напротив, Трамп еще до инаугурации рекомендовал Обаме отказаться от поддержки нынешней антиизраильской резолюции. Поэтому логично предположить, что Трамп усилит содействие Израилю, как политическое, так и военное. Он уже заявлял, что перенесет посольство США в Иерусалим из Тель-Авива. Нельзя сказать, что он первый президент, который высказывает эту идею, но он вполне может стать первым, кто реализует ее. Он уже сейчас назначил на должность посла США в Израиле Дэвида Фридмана (Сенат еще должен одобрить его кандидатуру), ортодоксального еврея, сиониста. А Джареду Кушнеру, который в настоящее время является старшим советником президента, поручить решение вопросов, касающихся палестино-израильского конфликта и должность специального представителя Трампа на Ближнем Востоке. Джаред – зять Трампа и ортодоксальный еврей.

Ситуация для палестинцев может сложиться таким образом, что им придется соглашаться и договариваться с израильтянами на нынешних условиях, либо остаться без какой-либо поддержки США. Ведь новая администрация может лишить финансирования программы USAID, оказывающей весомую поддержку (356 млн. долларов за 2015 г.) Западному берегу и Сектору Газа.

Все вышесказанное касалось позиции США по урегулированию палестино-израильского конфликта. Однако на повестке американо-израильских отношений стоит и другой вопрос – Иран. Опять же, Барак Обама в своем стремлении нормализовать отношения с мусульманским миром, а также желании вернуть Ближнему Востоку еще одного крупного игрока (помимо Израиля и Саудовской Аравии), пошел на «худшую за всю историю сделку» – по мнению Дональда Трампа. Подписав соглашение о снятии санкций с Ирана 16 января 2016 года, администрация Барака Обамы еще сильнее дистанцировалась от своего давнего союзника в лице Израиля. Чтобы уравновесить силы и возможности сторон, Израилю была выделена колоссальная сумма в 38 млрд. долларов сроком на 10 лет на закупку военно-промышленной техники и всех комплектующих у американских компаний. Это соглашение, подписанное 14 сентября 2016 года, стало крупнейшим за всю историю США среди соглашений об оказании военной помощи иностранным государствам. В таком случае, по мнению администрации Обамы, даже если Иран увеличит поддержку Хезболла, Израиль сможет отразить удары сразу по всем фронтам и оставаться в безопасности. Но так ли это на самом деле?

И вот Трамп, неоднократно отмечавший, что Иран является одной из основных угроз для Израиля еще в период своей избирательной кампании, в очередной раз заявляет о «чудовищной иранской сделке». Нетаньяху, естественно, воспринимает данное утверждение позитивно. Зачем это нужно Трампу? Вполне вероятно, что для решения одного из главного предвыборного обещания (победа над ИГИЛ), Трамп осознает, что не сможет обойтись без помощи Тель-Авива. Имея колоссальный опыт ведения боевых действий в непосредственных условиях ближневосточных равнин, пустынь и городов, армия Израиля будет для США ценнейшим союзником в этой борьбе. Использовать свои собственные вооруженные силы, тем более сухопутные войска, будет крайне затратно для Трампа. Причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. Ведь неизбежные в таком случае людские потери явно уменьшат его шансы быть переизбранным в 2020 году.

Немаловажным фактором при выстраивании американо-израильских отношений являются личностные отношения лидеров двух стран. В отличие от Барака Обамы, который неохотно шел на контакт с Нетаньяху, нынешний глава Белого дома открыто и даже демонстративно выступает в качестве «большого друга» Израиля и лично главы израильского правительства.

Но личные встречи – одно, а реальная политика – совсем другое. Два президентских срока Барака Обамы демонстрируют это лучше всего. Ведь несмотря на личную неприязнь лидеров друг к другу, США остались самым главным союзником Израиля, а последний, в свою очередь, постоянно готов оказать поддержку (как региональную, так и глобальную) своему «старшему брату». И как бы Обама не критиковал Нетаньяху за строительство новых поселений (отдельного внимания заслуживает его распоряжение представителю США в ООН воздержаться во время голосования в Совете Безопасности по вопросу принятия резолюции, осуждающей строительство этих самых поселений), он подписывал новые договоры о сотрудничестве и взаимопомощи. Вашингтон, тем самым, все равно придерживался линии поддержки своего основного ближневосточного союзника. Действия, как известно, важнее слов. Дональд Трамп успел озвучить свою позицию. Теперь ему осталось продемонстрировать реальные действия.

Илья Кравченко – политолог, эксперт РСМД

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net