Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В течение последнего года два британских премьер-министра подряд по своей воле создали для себя лично, для своей Консервативной партии и для страны в целом огромные политические проблемы. Сначала Дэвид Кэмерон из тактических внутрипартийных соображений дал обещание о проведении референдума о членстве в ЕС, и год назад Британия крошечным большинством склонилась в сторону «Брексита». Теперь Тереза Мэй собственными руками лишила правительство абсолютного большинства в парламенте.

Бизнес, несмотря ни на что

Участник списка Forbes предприниматель Сергей Петров — о том, как он заработал первоначальный капитал на автопрокате, как выбрал название для компании и о людях, которые помогли ему построить бизнес

Интервью

В последние недели на Украине можно было заметить целую волну решений, действий и планов, направленных на ослабление связей с Россией в самых разных аспектах. О наиболее заметных из этих решений и об общем смысле происходящего в соседней стране «Политком.RU» поговорил с известным экспертом по Украине и постсоветскому пространству, доцентом РГГУ Александром Гущиным.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

17.02.2017 | Илья Кравченко

Стратегический союзник: президент Трамп и американо-израильские отношения

Дональд Трамп и Беньямин Нетаньяху Отношения Вашингтона и Тель-Авива вряд ли можно назвать простыми. Однако их возможно охарактеризовать как последовательные. И заявления, прозвучавшие из уст Дональда Трампа и Биньямина Нетаньяху во время официального визита последнего в США, лишний раз доказывают, что проверенные временем союзники будут держаться друг за друга до конца. Но проблема заключается в том, что многие эксперты надеялись увидеть хоть какой-то сдвиг в переговорном процессе по урегулированию палестино-израильского конфликта.

Однако в итоге, получилось, что теперь об успешном разрешении старейшего из ближневосточных конфликтов придется забыть. По крайней мере, пока нынешний американский президент не укрепит свою позицию реальными политическими действиями.

Что же так сильно взбудоражило экспертно-аналитическое сообщество? Во-первых, Трамп дал понять Нетаньяху, что не является сторонником принципа «два государства для двух народов». Тут стоит пояснить, что Вашингтон стремился реализовать данный принцип на протяжении последних 50 лет. Суть заключается в том, после войны 1967 года, которую в американо-израильской исследовательской среде прозвали «Шестидневной», Израиль оккупировал большую часть палестинских территорий, включая Западный берег р. Иордан и Восточный Иерусалим. Тем самым, решившись на превентивные действия в отношении арабских сил, Израиль формально стал агрессором, который с точки зрения международного права незаконно занял часть территории, которая должна принадлежать другому государству. США тогда действия Израиля открыто не поддержали и выступили совместным фронтом с СССР в стремлении остановить боевые действия. Более того, официальный Вашингтон до сих пор не признает Иерусалим в качестве столицы Израиля, сохраняя расположение своего посольства в Тель-Авиве.

Белый дом всегда выступал за прекращение строительства израильских поселений на оккупированных территориях, справедливо осознавая, что подобные действия лишь усугубят переговорный процесс. И вот с тех пор, США придерживаются идеи, что для наиболее эффективного урегулирования конфликта, необходимо полноправное и полноценное участие как израильской, так и палестинской стороны, без сильного давления извне. Другими словами, израильтяне и палестинцы должны договориться таким образом, чтобы у палестинцев наконец возникло свое государство без сильного ущерба для израильской стороны.

В особо сильном стремлении реализовать данную концепцию можно отметить бывшего президента США Бараку Обаму. Помимо постоянного упоминания в его официальных заявлениях идеи «возвращения к границам до 1967 года», Обама занял особенно резкую позицию по отношению ко многим действиям Израиля, включая блокаду Сектора Газа в 2010 году, строительство новых поселений т.п. Но Трамп не придерживается его взглядов и не станет продолжателем его идей. Напротив, Трамп еще до инаугурации рекомендовал Обаме отказаться от поддержки нынешней антиизраильской резолюции. Поэтому логично предположить, что Трамп усилит содействие Израилю, как политическое, так и военное. Он уже заявлял, что перенесет посольство США в Иерусалим из Тель-Авива. Нельзя сказать, что он первый президент, который высказывает эту идею, но он вполне может стать первым, кто реализует ее. Он уже сейчас назначил на должность посла США в Израиле Дэвида Фридмана (Сенат еще должен одобрить его кандидатуру), ортодоксального еврея, сиониста. А Джареду Кушнеру, который в настоящее время является старшим советником президента, поручить решение вопросов, касающихся палестино-израильского конфликта и должность специального представителя Трампа на Ближнем Востоке. Джаред – зять Трампа и ортодоксальный еврей.

Ситуация для палестинцев может сложиться таким образом, что им придется соглашаться и договариваться с израильтянами на нынешних условиях, либо остаться без какой-либо поддержки США. Ведь новая администрация может лишить финансирования программы USAID, оказывающей весомую поддержку (356 млн. долларов за 2015 г.) Западному берегу и Сектору Газа.

Все вышесказанное касалось позиции США по урегулированию палестино-израильского конфликта. Однако на повестке американо-израильских отношений стоит и другой вопрос – Иран. Опять же, Барак Обама в своем стремлении нормализовать отношения с мусульманским миром, а также желании вернуть Ближнему Востоку еще одного крупного игрока (помимо Израиля и Саудовской Аравии), пошел на «худшую за всю историю сделку» – по мнению Дональда Трампа. Подписав соглашение о снятии санкций с Ирана 16 января 2016 года, администрация Барака Обамы еще сильнее дистанцировалась от своего давнего союзника в лице Израиля. Чтобы уравновесить силы и возможности сторон, Израилю была выделена колоссальная сумма в 38 млрд. долларов сроком на 10 лет на закупку военно-промышленной техники и всех комплектующих у американских компаний. Это соглашение, подписанное 14 сентября 2016 года, стало крупнейшим за всю историю США среди соглашений об оказании военной помощи иностранным государствам. В таком случае, по мнению администрации Обамы, даже если Иран увеличит поддержку Хезболла, Израиль сможет отразить удары сразу по всем фронтам и оставаться в безопасности. Но так ли это на самом деле?

И вот Трамп, неоднократно отмечавший, что Иран является одной из основных угроз для Израиля еще в период своей избирательной кампании, в очередной раз заявляет о «чудовищной иранской сделке». Нетаньяху, естественно, воспринимает данное утверждение позитивно. Зачем это нужно Трампу? Вполне вероятно, что для решения одного из главного предвыборного обещания (победа над ИГИЛ), Трамп осознает, что не сможет обойтись без помощи Тель-Авива. Имея колоссальный опыт ведения боевых действий в непосредственных условиях ближневосточных равнин, пустынь и городов, армия Израиля будет для США ценнейшим союзником в этой борьбе. Использовать свои собственные вооруженные силы, тем более сухопутные войска, будет крайне затратно для Трампа. Причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. Ведь неизбежные в таком случае людские потери явно уменьшат его шансы быть переизбранным в 2020 году.

Немаловажным фактором при выстраивании американо-израильских отношений являются личностные отношения лидеров двух стран. В отличие от Барака Обамы, который неохотно шел на контакт с Нетаньяху, нынешний глава Белого дома открыто и даже демонстративно выступает в качестве «большого друга» Израиля и лично главы израильского правительства.

Но личные встречи – одно, а реальная политика – совсем другое. Два президентских срока Барака Обамы демонстрируют это лучше всего. Ведь несмотря на личную неприязнь лидеров друг к другу, США остались самым главным союзником Израиля, а последний, в свою очередь, постоянно готов оказать поддержку (как региональную, так и глобальную) своему «старшему брату». И как бы Обама не критиковал Нетаньяху за строительство новых поселений (отдельного внимания заслуживает его распоряжение представителю США в ООН воздержаться во время голосования в Совете Безопасности по вопросу принятия резолюции, осуждающей строительство этих самых поселений), он подписывал новые договоры о сотрудничестве и взаимопомощи. Вашингтон, тем самым, все равно придерживался линии поддержки своего основного ближневосточного союзника. Действия, как известно, важнее слов. Дональд Трамп успел озвучить свою позицию. Теперь ему осталось продемонстрировать реальные действия.

Илья Кравченко – политолог, эксперт РСМД

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

В 2017 году большинство стран СНГ отмечают четвертьвековой юбилей установления дипломатических отношений между собой и с остальным внешним миром. В рамках стратегии диверсификации советских интеграционных связей, сконцентрированных на России, основным приоритетом становилась политика выстраивания отношений со странами Запада и главными мировыми донорами - такими, как, например, Япония. В течении 1990-х, первого десятилетия независимости государств СНГ, их отношения с Китаем были в некоторой степени в тени отношений с Россией.

После визита Владимира Путина во Францию, одним из ключевых вопросов остается, какой будет внешняя политика Эммануэля Макрона? Удастся ли ему вдохнуть новую жизнь во внешнеполитическую стратегию Европы на базе франко-германского союза? Будет ли найден европейский проект урегулирования сирийского кризиса и в какой степени он окажется совместимым или противоположным по отношению к астанинскому проекту Москвы? Каково отношение Макрона к политике Дональда Трампа и каким будет треугольник отношений Вашингтон-Париж-Берлин? Внешнеполитический проект Макрона пока кажется очень расплывчатым, но в нем выделяются три кита: Европа, Ближний Восток и Африка.

Итоги Венской конференции (25 мая) нефтедобывающих стран оказались для частников рынка одновременно и предсказуемыми, и несколько ниже планки ожиданий. Вопреки новостным интригам предшествующих дней принятое решение не предполагает увеличения объема сокращений (1,8 млн баррелей в сутки остались незыблемыми). Новых стран, присоединившихся к соглашению о «заморозке», не прибавилось.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net