Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

17.02.2017 | Илья Кравченко

Стратегический союзник: президент Трамп и американо-израильские отношения

Дональд Трамп и Беньямин Нетаньяху Отношения Вашингтона и Тель-Авива вряд ли можно назвать простыми. Однако их возможно охарактеризовать как последовательные. И заявления, прозвучавшие из уст Дональда Трампа и Биньямина Нетаньяху во время официального визита последнего в США, лишний раз доказывают, что проверенные временем союзники будут держаться друг за друга до конца. Но проблема заключается в том, что многие эксперты надеялись увидеть хоть какой-то сдвиг в переговорном процессе по урегулированию палестино-израильского конфликта.

Однако в итоге, получилось, что теперь об успешном разрешении старейшего из ближневосточных конфликтов придется забыть. По крайней мере, пока нынешний американский президент не укрепит свою позицию реальными политическими действиями.

Что же так сильно взбудоражило экспертно-аналитическое сообщество? Во-первых, Трамп дал понять Нетаньяху, что не является сторонником принципа «два государства для двух народов». Тут стоит пояснить, что Вашингтон стремился реализовать данный принцип на протяжении последних 50 лет. Суть заключается в том, после войны 1967 года, которую в американо-израильской исследовательской среде прозвали «Шестидневной», Израиль оккупировал большую часть палестинских территорий, включая Западный берег р. Иордан и Восточный Иерусалим. Тем самым, решившись на превентивные действия в отношении арабских сил, Израиль формально стал агрессором, который с точки зрения международного права незаконно занял часть территории, которая должна принадлежать другому государству. США тогда действия Израиля открыто не поддержали и выступили совместным фронтом с СССР в стремлении остановить боевые действия. Более того, официальный Вашингтон до сих пор не признает Иерусалим в качестве столицы Израиля, сохраняя расположение своего посольства в Тель-Авиве.

Белый дом всегда выступал за прекращение строительства израильских поселений на оккупированных территориях, справедливо осознавая, что подобные действия лишь усугубят переговорный процесс. И вот с тех пор, США придерживаются идеи, что для наиболее эффективного урегулирования конфликта, необходимо полноправное и полноценное участие как израильской, так и палестинской стороны, без сильного давления извне. Другими словами, израильтяне и палестинцы должны договориться таким образом, чтобы у палестинцев наконец возникло свое государство без сильного ущерба для израильской стороны.

В особо сильном стремлении реализовать данную концепцию можно отметить бывшего президента США Бараку Обаму. Помимо постоянного упоминания в его официальных заявлениях идеи «возвращения к границам до 1967 года», Обама занял особенно резкую позицию по отношению ко многим действиям Израиля, включая блокаду Сектора Газа в 2010 году, строительство новых поселений т.п. Но Трамп не придерживается его взглядов и не станет продолжателем его идей. Напротив, Трамп еще до инаугурации рекомендовал Обаме отказаться от поддержки нынешней антиизраильской резолюции. Поэтому логично предположить, что Трамп усилит содействие Израилю, как политическое, так и военное. Он уже заявлял, что перенесет посольство США в Иерусалим из Тель-Авива. Нельзя сказать, что он первый президент, который высказывает эту идею, но он вполне может стать первым, кто реализует ее. Он уже сейчас назначил на должность посла США в Израиле Дэвида Фридмана (Сенат еще должен одобрить его кандидатуру), ортодоксального еврея, сиониста. А Джареду Кушнеру, который в настоящее время является старшим советником президента, поручить решение вопросов, касающихся палестино-израильского конфликта и должность специального представителя Трампа на Ближнем Востоке. Джаред – зять Трампа и ортодоксальный еврей.

Ситуация для палестинцев может сложиться таким образом, что им придется соглашаться и договариваться с израильтянами на нынешних условиях, либо остаться без какой-либо поддержки США. Ведь новая администрация может лишить финансирования программы USAID, оказывающей весомую поддержку (356 млн. долларов за 2015 г.) Западному берегу и Сектору Газа.

Все вышесказанное касалось позиции США по урегулированию палестино-израильского конфликта. Однако на повестке американо-израильских отношений стоит и другой вопрос – Иран. Опять же, Барак Обама в своем стремлении нормализовать отношения с мусульманским миром, а также желании вернуть Ближнему Востоку еще одного крупного игрока (помимо Израиля и Саудовской Аравии), пошел на «худшую за всю историю сделку» – по мнению Дональда Трампа. Подписав соглашение о снятии санкций с Ирана 16 января 2016 года, администрация Барака Обамы еще сильнее дистанцировалась от своего давнего союзника в лице Израиля. Чтобы уравновесить силы и возможности сторон, Израилю была выделена колоссальная сумма в 38 млрд. долларов сроком на 10 лет на закупку военно-промышленной техники и всех комплектующих у американских компаний. Это соглашение, подписанное 14 сентября 2016 года, стало крупнейшим за всю историю США среди соглашений об оказании военной помощи иностранным государствам. В таком случае, по мнению администрации Обамы, даже если Иран увеличит поддержку Хезболла, Израиль сможет отразить удары сразу по всем фронтам и оставаться в безопасности. Но так ли это на самом деле?

И вот Трамп, неоднократно отмечавший, что Иран является одной из основных угроз для Израиля еще в период своей избирательной кампании, в очередной раз заявляет о «чудовищной иранской сделке». Нетаньяху, естественно, воспринимает данное утверждение позитивно. Зачем это нужно Трампу? Вполне вероятно, что для решения одного из главного предвыборного обещания (победа над ИГИЛ), Трамп осознает, что не сможет обойтись без помощи Тель-Авива. Имея колоссальный опыт ведения боевых действий в непосредственных условиях ближневосточных равнин, пустынь и городов, армия Израиля будет для США ценнейшим союзником в этой борьбе. Использовать свои собственные вооруженные силы, тем более сухопутные войска, будет крайне затратно для Трампа. Причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. Ведь неизбежные в таком случае людские потери явно уменьшат его шансы быть переизбранным в 2020 году.

Немаловажным фактором при выстраивании американо-израильских отношений являются личностные отношения лидеров двух стран. В отличие от Барака Обамы, который неохотно шел на контакт с Нетаньяху, нынешний глава Белого дома открыто и даже демонстративно выступает в качестве «большого друга» Израиля и лично главы израильского правительства.

Но личные встречи – одно, а реальная политика – совсем другое. Два президентских срока Барака Обамы демонстрируют это лучше всего. Ведь несмотря на личную неприязнь лидеров друг к другу, США остались самым главным союзником Израиля, а последний, в свою очередь, постоянно готов оказать поддержку (как региональную, так и глобальную) своему «старшему брату». И как бы Обама не критиковал Нетаньяху за строительство новых поселений (отдельного внимания заслуживает его распоряжение представителю США в ООН воздержаться во время голосования в Совете Безопасности по вопросу принятия резолюции, осуждающей строительство этих самых поселений), он подписывал новые договоры о сотрудничестве и взаимопомощи. Вашингтон, тем самым, все равно придерживался линии поддержки своего основного ближневосточного союзника. Действия, как известно, важнее слов. Дональд Трамп успел озвучить свою позицию. Теперь ему осталось продемонстрировать реальные действия.

Илья Кравченко – политолог, эксперт РСМД

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net