Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

20.02.2017 | Татьяна Становая

США и Россия: кризис надежд

Россия, СШАОтставка Майкла Флинна стала большим разочарованием для России – с его именем в определенной степени были связаны надежды на будущее потепление, пересмотр санкционного режима. В целом же отношения России и США становятся непростыми, а жёсткость риторики проявляется уже не только со стороны Вашингтона, но и со стороны Москвы.

Майкл Флинн считался «пророссийским» на фоне Джеймса Мэттиса (глава Пентагона) или даже Рекса Тиллерсона (госсекретарь США, рассматривавшийся Москвой как достаточно конструктивный, но сохраняющий весьма прохладную риторику). Он был обвинен в нарушении негласного правила – играть на повышение ставок в преддверии крупного, стратегически значимого торга с Москвой. Некоторые высокопоставленные чиновники новой администрации говорили в интервью The Wall Street Journal (WSJ), что сами по себе встречи с российским послом могли безосновательно дать Кремлю сигнал, что можно ждать смягчения санкций.

Наконец, особенно большое раздражение вызвал тот факт, что Флинн обманывал о фактах и содержании своих встреч. Вице-президент Майк Пенс в телеинтервью поручился за Флинна, который в частной беседе заверил его, что не обсуждал санкции с Кисляком. Когда же выяснилось, что это не так, Пенс разозлился, оказавшись фактически подставленным, рассказали WSJ чиновники администрации. Флинн также признал, что 29 декабря разговаривал с послом более одного раза, тогда как представители команды Трампа в течение нескольких недель уверяли общественность, что разговор был только один. Флинн был вынужден извиниться перед коллегами в Белом доме за этот эпизод, но было уже поздно.

История с увольнением Флинна показывает, что практически сразу после инаугурации Дональда Трампа его команда вынуждена сдвигаться по сравнению с предвыборной риторикой в сторону более жесткой, трезвой оценки в отношении России. Россия остается для США пока на периферии внешнеполитического курса, и по большому счету, что делать с «российской проблемой», у новой американской администрации понимания нет. В то же время в первый же месяц можно наблюдать, что пока принято одно относительно консенсусное решение – играть на повышение ставок и не давать Кремлю надежд на возможные уступки по Украине, Крыму или Сирии. Как затем это может быть «продано», остается пока темой для обсуждения.

На этом фоне администрация Трампа, как и он сам, вынуждены прикладывать усилия к тому, чтобы доказать отсутствие ангажированности Россией. Флинн на этом фоне вызывал много вопросов еще с момента его предвыборной кампании, когда в одном из своих интервью он был вынужден признать, что получал деньги за сотрудничество с телеканалом МИА «Россия сегодня» – к тому же все ведущие мировые СМИ обратили внимание на фотографию с юбилея МИА «Россия сегодня», где он сидел рядом с Владимиром Путиным.

Тем временем, история с Флинном стала еще одним толчком к интенсификации игры на повышение ставок в выстраивании будущих отношений с Россией. Так, холодным душем для Москвы стал твит Дональда Трампа: «Крым был взят (taken) Россией во время правления администрации Обамы. Не был ли Обама слишком мягок с Россией?» Эта запись, которая сразу получила несколько различных трактовок, тем не менее, впервые за все время после избрания Трампа, спровоцировала выраженную негативную реакцию в адрес президента США со стороны российской власти, хотя и не на самом высоком уровне.

Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что отставка Майкла Флинна за телефонные разговоры с послом России - хуже паранойи. «Даже готовность к диалогу с русскими воспринимается ястребами в Вашингтоне как преступление (см. бессмертного Джорджа Оруэлла) … Либо Трамп не обрел искомой самостоятельности, и его последовательно (и небезуспешно) загоняют в угол, либо русофобия поразила теперь уже и новую администрацию сверху донизу», – рассуждает сенатор. Достаточно резко высказался и спикер Госдумы Вячеслав Володин, который заявил, что «Крым – это часть России. И любые разговоры, кто ведет в отношении отчуждения нашей территории, – а Крым — это часть России, – это посягательство на нашу целостность, на нашу территорию». Тем не менее, он призвал дождаться официальной позиции Трампа. Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий указал, что ожидания в отношении нового американского президента были завышены. По его словам, заявление Трампа по Крыму - «как холодный душ, остужает наши некоторые слишком быстрые и одновременно завышенные ожидания в отношении Трампа и его команды». Слуцкий полагает, что в России слишком рано причислили нового президента США к союзникам. Отношения Москвы и Вашингтона будут меняться в лучшую сторону, но этот процесс займет много времени, поскольку антироссийские настроения в США сейчас очень сильны.

Анонимные спикеры в российских СМИ, представляя, по сути, точку зрения Кремля, указывают, что Трамп вынужден действовать в условиях сильнейшего давления. Кремль посылает сигналы, что готов ждать и закрывать глаза на критику, но такое ожидание не может продолжаться вечно, а чрезмерное увлечение критикой может испортить атмосферу. Однако контакты с Москвой стали для Трампа слишком «токсичными» из-за антироссийской кампании в западных СМИ, именно поэтому он отложил «новый старт» в отношениях с Россией, писала газета Financial Times.

В этой связи интересно, что в радикально консервативной среде началась фактическая кампания против Трампа и безосновательных надежд на выстраивание с ним конструктивных отношений. Так, активисты национально-освободительного движения (НОД) устроили у здания МИА «Россия сегодня» акцию протеста против постоянного упоминания в СМИ президента США Дональда Трампа. Протестующие держали плакаты со словами «Нет культу Трампа в наших СМИ», «СМИ! Очнитесь! Здесь Россия! Наш президент Путин В. В.». Некоторые лозунги были адресованы непосредственно гендиректору агентства «Россия сегодня», ведущему программы «Вести недели» Дмитрию Киселеву; активисты назвали его «трампоманом» и потребовали перестать «пиарить» американского президента, писала «Медуза».

НОД – движение маргинальное и ультраконсервативное. Оно было создано депутатом Госдумы от «Единой России» Евгением Федоровым, сторонником теории заговора, называющего Россию американской колонией, управляемой компрадорской либеральной элитой. Кремль от этого движения дистанцируется, но для его политической деятельности созданы все условия, а представители этой организации получают возможности задавать Путину вопросы во время его большой пресс-конференции (и одновременно получать его защиту от критики со стороны либеральных журналистов).

Это означает, что в окружении Владимира Путина нет консенсуса по отношению к к новой американской администрации. А ужесточение риторики со стороны США препятствует появлению такого консенсуса и играет на руку сторонникам альтернативной линии на необходимость симметричной реакции: если США поднимают ставки в торге, то и Москва должна отвечать тем же.

Пока сторонники этой второй линии остаются на периферии в публичном пространстве, однако их активность демонстрирует сильное недовольство консервативного и силового окружения Путина «завышенными» с их точки зрения ожиданиями в отношении Трампа. Показательно, что по данным источников Bloomberg, основным российским СМИ было дано указание прекратить говорить о Трампе. О существовании распоряжения также написал журналист Константин Эггерт в колонке на сайте немецкого издания Deutsche Welle. «Знакомая, работающая в холдинге ВГТРК - в него входит телеканал «Россия» - поведала мне: 15 февраля редакция получила указание руководства. Суть его сводится к короткой фразе: «Трампа больше нет», - пишет Эггерт.

В то же время несмотря на все эти трудности, между двумя странами выстраиваются первые контакты. Так, в Бонне прошла первая встреча глав внешнеполитических ведомств Сергея Лаврова и Рекса Тиллерсона. Об итогах встречи практически ничего неизвестно: впервые журналистов попросили удалиться сразу после приветственного слова российского министра иностранных дел – как только слово взял его американский коллега. Сам Тиллерсон сейчас испытывает трудности с формированием команды и практически не ведет никакой публичной активности после вступления в должность. На этом фоне встреча прошла рутинно и была скорее персональным знакомством в новом статусе. По итогам Тиллерсон зачитал заявление, в котором говорилось, что США будет сотрудничать с Россией только в тех сферах, которые выгодны американскому народу. Он также призвал Москву соблюдать минские соглашения. Отвечать на вопросы он отказался.

Тем временем, в Баку также прошла первая встреча начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова с главой Комитета начальников штабов ВС США Джозефом Данфордом. Основными темами для первых с 2014 года очных переговоров российских и американских военачальников стала, в частности, обстановка в Сирии. Сотрудничество по Сирии сейчас воспринимается как чуть ли не единственная тема, по которой Россия и США могут выработать единую позитивную повестку. Однако помешать этому могут слухи о возможной наземной операции США, что способно привести к крупным военным и политическим рискам для России.

Постепенно более определенной становится и позиция США в отношении таких значимых тем для России как отношения с НАТО. Новый глава Пентагона Джеймс Маттис, впервые посетив в своей должности Европу, провел встречу с руководством альянса, потребовав от стран-участниц выполнения своих финансовых обязательств перед НАТО, противно случае свои траты сократят и США. Он предупредил: либо вы увеличиваете расходы на оборону, либо Штаты сокращают поддержку альянса. При этом Маттис обвинил некоторые страны в том, что они игнорируют угрозы, в том числе исходящие от России, сообщал Reuters. В итоге расчёт Москвы на институциональное и политическое ослабление НАТО при Трампе может обернутся обратным трендом – ростом военных расходов стран-участниц и более выраженной направленности в работе против «российской угрозы».

Сейчас, по словам спикера СФ России Валентины Матвиенко, идет интенсивная подготовка к встрече Путина и Трампа. «Мы настроены на позитивную повестку», - добавила она. На этом фоне появляются сомнения в том, насколько эффективным будет персональный ресурс Владимира Путина (то есть умение президента произвести нужное впечатление и убедить собеседника в необходимости поиска механизмов нормализации отношений). Симптоматичной стала также утечка о том, что Трамп, в ходе первого телефонного разговора с российским лидером затруднился идентифицировать договор СНВ-3, имеющий стратегическое значение не только для двух стран, но и мировой безопасности.

Препятствием к нормализации отношений двух стран может оказаться не жесткая антироссийская позиция, а отсутствие собственной позиции. Как справедливо заявил в интервью «РИА новости» Федор Лукьянов, у России и США пока нет отношений, актуально пока то наследие, которое досталось от прежней администрации. Однако нестабильность команды Трампа, институциональные и политические ограничители в реализации его курса, оппозиция в собственной республиканской партии делают неопределённость в отношении «российской проблемы» все более выраженной. Объективно получается, что в ситуации неготовности администрации Трампа вырабатывать внятную позицию по России проще взять на вооружение линию прежней администрации, сохранив преемственность. Этим и можно объяснить слова Трампа по Крыму, а также пояснения пресс-секретаря Белого дома Шона Спайсера. Последний заявил, что США ожидают от Москвы деэскалации конфликта на Украине и «возвращения Крыма». Санкционная политика США в отношении России остается неизменной, подчеркнул он.

Курс Трампа в начале его президентства характеризуется отсутствием стратегической линии по всем направлениям внешней политики (Россия – лишь одно из наглядных свидетельств) и неизбежной преемственностью. Это не соответствует предвыборной риторике Трампа и российской внешнеполитической пропаганде конца 2016 года - и та, и другая исходили из одного и того же - обличения политики Барака Обамы. Однако строить на этой основе межгосударственные отношения невозможно.

Вакуум российско-американских отношений при новой администрации Дональда Трампа постепенно начинается замещаться тремя элементами. Во-первых, появлением негативного эмоционального фона с обеих сторон: Трамп вынужден постоянно доказывать, что не является «пророссийским», а в России не понимают, что можно ожидать от нового главы Белого дома. Во-вторых, Вашингтону в отсутствие собственной внятной позиции по России проще ориентироваться на преемственность линии: это может рассматриваться как стартовое условие в диалоге с Москвой, но при дефиците идей временно завышенная торговая позиция может оказаться постоянной. В-третьих, нарастает волатильность в диалоге России и США: нестабильность команды Трампа (отставка Флинна вряд ли будет последней), его внутриэлитных позиций, отсутствие его собственного четкого понимания места и роли России в системе приоритетов, может вести к пробуксовке контактов и быстрому накоплению двусторонней усталости от хрупкости перспектив и непонимания.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net