Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

07.03.2017 | Александр Ивахник

Вызов гегемону: электоральные перспективы Мартина Шульца

Мартин Шульц и Ангела МеркельЕще в конце прошлого года почти все в Германии были уверены, что ХДС Ангелы Меркель добьется уверенной победы на предстоящих в сентябре 2017 года выборах в Бундестаг, а сама канцлер пойдет на четвертый срок во главе правительства. Однако выдвижение экс-председателя Европарламента Мартина Шульца кандидатом на пост канцлера от социал-демократов сильно встряхнуло германскую политическую сцену. Сейчас Шульц уже рассматривается в качестве реального соперника Меркель на будущих выборах.

Всё началось с того, что 24 января на заседании президиума Социал-демократической партии Германии (СДПГ) председатель партии и вице-канцлер Зигмар Габриэль совершил мужественный поступок. Он неожиданно заявил, что отказывается от выдвижения своей кандидатуры на пост канцлера, публично признав, что не смог бы добиться успеха на выборах в конкуренции с Меркель. Габриэль предложил выдвинуть от СДПГ на ключевой государственный пост Мартина Шульца, руководившего Европарламентом с 2012 до конца 2016 года и только что вернувшегося в германскую политику. Это предложение было поддержано сначала президиумом, а затем правлением партии и должно быть утверждено на съезде СДПГ 19 марта. После съезда к Шульцу перейдет и пост лидера партии. Сам Габриэль 27 января поменял кресло министра экономики на кресло главы МИД вместо Франка-Вальтера Штайнмайера, который 12 февраля был избран на представительскую должность президента ФРГ.

Стремительное продвижение Мартина Шульца на роль нового лица СДПГ оказалось на редкость удачным решением для социал-демократов. Действительно, те партийные руководители, которые на положении младших партнеров входили в правительственную «большую коалицию» с ХДС/ХСС в 2005-2009 годах и с 2013 года, прочно находились в тени Ангелы Меркель, несли солидарную ответственность за принимавшиеся кабинетом решения и уже в силу этого не могли бросить ей реальный вызов. Шульц, избравшись в Европарламент в 1994 году, не принимал участия во внутриполитической жизни Германии и потому воспринимается там как новая фигура. В то же время он достаточно хорошо известен гражданам страны.

Многим немцам, особенно потенциальным избирателям СДПГ, 61-летний Мартин Шульц импонирует тем, что он выходец из народа, сделал свою политическую карьеру сам, преодолев на этом пути сложные проблемы и выказав при этом сильный характер и твердую волю. Он родился в многодетной семье мелкого полицейского чиновника в небольшом городке Вюрзелен на границе с Бельгией и Голландией. Окончил гимназию, но в университет не пошел, надеясь на карьеру профессионального футболиста. Однако эта надежда была разрушена, когда в 18 лет Шульц получил две серьезные травмы колена. После этого он на некоторое время впал в депрессию, страдал от алкоголизма, но преодолел себя, пошел на курсы книготорговли и затем открыл собственный книжный магазин. Одновременно много занимался самообразованием, выучил несколько европейских языков. В 24 года Шульц стал членом горсовета Вюрзелена от СДПГ, а через семь лет был избран бургомистром.

С 1994 года Шульц активно участвовал в работе Европарламента – сначала в качестве депутата, с 2000 года – председателя парламентской группы немецких социал-демократов, с 2004 года – председателя фракции социалистов и социал-демократов. В январе 2012 года был избран председателем Европарламента. На этом посту проявил себя как энергичный и прямой политик и достаточно сильный оратор. Считается, что во многом благодаря личным усилиям Шульца статус Европарламента в системе высших органов Европейского Союза за последние годы существенно возрос.

В своей новой роли кандидата на пост канцлера Германии Мартин Шульц пока ведет себя достаточно осторожно. Он избегает прямой и резкой критики Ангелы Меркель. Вместе с тем, уже очевидно, что основной акцент в практически уже начинающейся избирательной кампании новый лидер СДПГ будет делать на темах социальной справедливости и поддержки рабочих слоев населения. 20 февраля на митинге, организованном профсоюзами, Шульц пообещал исправить давно испорченные отношения СДПГ с профсоюзным движением. Он предложил отказаться от некоторых из реформ рынка труда, проведенных в 2003-2005 годах последним социал-демократическим канцлером Герхардом Шрёдером и известных как «Повестка 2010». Эти реформы включали сокращение пенсионных выплат, пособий по безработице и введение более гибких трудовых контрактов. Германские экономисты и политики из правящего лагеря относятся к этим реформам как к «священной корове», которая обеспечила в течение последнего десятилетия экономическое возрождение страны. Однако реализация «Повестки 2010» способствовала также росту неравенства в доходах и появлению миллионов «работающих бедняков», которые нередко заняты на нескольких работах с неполным рабочим днем. Реформы Шрёдера привели к отходу от поддержки СДПГ немалого числа ее прежних сторонников из рабочей среды, что обусловило превращение партии в младшего партнера правоцентристов из ХДС/ХСС.

Шульц предлагает ограничить возможности заключения временных трудовых контрактов, повысить пенсии и увеличить сроки выплаты пособий по безработице для пожилых безработных. Он также выступает с идеей направить рекордный профицит национального бюджета на развитие сферы образования, в то время как министр финансов из ХДС Вольфганг Шойбле настаивает на сокращении госдолга. На уровне риторики Шульц резко критикует крупные корпорации за уклонение от налогов и выплату топ-менеджерам миллионных бонусов. Таким образом, новый социал-демократический лидер явно стремится сдвинуть СДПГ влево и вернуть избирателей из промышленного рабочего класса, ранее отвернувшихся от своей традиционной партии.

Подобная позиция несет в себе немалые политические риски. Соперники из ХДС/ХСС уже обвиняют его в левом популизме, угрожающем стабильности германской экономики, а уже упомянутый Шойбле уподобил Мартина Шульца Дональду Трампу. Тем не менее, пока появление новой политической фигуры и обозначенный ею поворот СДПГ влево принесли социал-демократам неожиданно богатые плоды. Выяснилось, что казавшаяся незыблемой лидерская гегемония Ангелы Меркель во многом основывалась на отсутствии в Германии внятной политической альтернативы. Когда такая альтернатива возникла, ситуация с симпатиями избирателей резко изменилась. Похоже, психологическая усталость немцев от почти двенадцатилетнего беспрерывного правления Меркель распространилась достаточно широко и теперь вышла на поверхность.

Вплоть до самого конца прошлого года рейтинг поддержки СДПГ колебался вокруг отметки в 20%, а блок ХДС/ХСС в декабре, уже после выдвижения Меркель на четвертый срок, пользовался поддержкой 37% избирателей. Но уже 6 февраля опрос, проведенный службой Insa для газеты Bild, показал, что симпатии СДПГ выразил 31% респондентов, а ХДС/ХСС – 30%. Социал-демократы вышли на первое место по уровню поддержки впервые с 2006 года. Последующие опросы в течение февраля подтвердили этот радикальный сдвиг в партийных симпатиях: в пользу СДПГ высказывались 31-33% избирателей, в пользу ХДС/ХСС – 30-32%. Показательно также, что, судя по ряду опросов, Шульц заметно опередил Меркель при ответе на вопрос, кого респонденты хотят видеть следующим канцлером Германии. Немецкие эксперты полагают, что рост поддержки Шульца и СДПГ произошел, в первую очередь, за счет малоимущих групп населения, которые вновь обрели доверие к социал-демократам. Стоит отметить и то, что серьезно – с 12 до 9% – снизилась поддержка правопопулистской «Альтернативы для Германии», которая прежде небезуспешно завоевывала голоса разочарованных в социал-демократах рабочих.

Конечно, до выборов в бундестаг остается еще семь месяцев, и пока сложно сказать, насколько устойчивы последние тенденции. Но уже пошли разговоры о том, какой может быть следующая правящая коалиция, если социал-демократы Мартина Шульца опередят правоцентристов Ангелы Меркель. Пока еще формально находящийся во главе СДПГ Зигмар Габриэль в последнее время не раз высказался против воссоздания «большой коалиции» с блоком ХДС/ХСС. «Да, мы многого достигли в «большой коалиции». Но мы хотим большего, и нам нужно нечто большее, чем союз с ХДС и ХСС. Дальнейшее продвижение с этим союзом невозможно. Германия нуждается в переменах», – сказал он, в частности, на заседании правления СДПГ. Теоретически речь может идти о формировании «красно-красно-зеленой коалиции» из СДПГ, Левой партии (в которой соединились левые социал-демократы и пост-коммунисты) и Зеленой партии. Такая коалиция с осени 2016 года действует в правительстве Берлина. Левая партия уже выразила поддержку социально-экономическим предложениям Мартина Шульца.

Но формирование «красно-красно-зеленой коалиции» натолкнется на принципиальные разногласия по вопросу об отношениях с Россией. Шульц на посту председателя Европарламента резко критически высказывался о внешнеполитическом курсе Москвы с начала украинского кризиса. Как и Ангела Меркель, он решительно осуждал действия России в Крыму и на Донбассе, видя в них нарушение международного права и подрыв принципов международной безопасности в Европе. Уже став кандидатом в канцлеры, Шульц выступил за продолжение антироссийских санкций до полного выполнения Минских соглашений. «Германия должна взять на себя особую ответственность за Европу. Мы укрепляем Европу как демократическое сообщество, основанное на ценностях, и тем самым вносим свой вклад в жизнь мира. Мы создаем альтернативную модель того, что сейчас видим в США и России», – заявил Шульц в интервью 31 января. Позиция Зеленой партии в отношении Москвы если и отличается от позиции Шульца, то в сторону еще более критического настроя. А Левая партия является традиционно пророссийской. Ее лидер Сара Вагенкнехт активно выступает за преодоление конфронтации с Россией и за снятие санкций. Как потенциальным партнерам по будущей коалиции удастся перешагнуть через эти противоречия – не очень понятно.

В любом случае с возвращением в страну Мартина Шульца политическая жизнь Германии резко и принципиально изменилась. На предстоящих парламентских выборах впервые за долгое время появилась интрига.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net