Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

20.03.2017 | Олег Громов

Шторм в тихой гавани: причины массовых акций в Белоруссии

Белоруссия, протестыС февраля в соседней Беларуси наблюдаются акции протеста. В марте они стали массовыми. Причиной этой кампании стал декрет №3 президента Александра Лукашенко, изданный в апреле 2015 года, о введении налога на тунеядство. Он подразумевает, что если человек официально не работает более полугода, то он должен заплатить государству за такой вид «социальной несправедливости» около 180 долларов.

На такие меры белорусское правительство пошло из-за долгих и безуспешных попыток справиться с кризисными явлениями, начавшимися в 2011 году. Главным итогом новой экономической и социальной политики стало сворачивание ранее столь привлекательной модели «белорусского социального государства», подразумевавшего высокий уровень дотаций и минимальный размер тарифов. Теперь правительство повысило пенсионный возраст, подняло тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Начались сокращения на государственных предприятиях, где занята большая часть из 4,5 млн. экономически активного населения. Часть работников переведена на неполную рабочую неделю.

Положение усугубляет сокращение косвенного финансирования белорусской экономики со стороны России. Так, РФ в 2016 году подняла цену на газ для Минска. На сегодняшний момент белорусский долг по этому показателю составляет уже более 600 млн. долларов. Уменьшились также поставки нефти, переработка которой приносила и продолжает приносить большой доход белорусской казне. К этой картине стоит прибывать периодические запретительные меры в отношении белорусских производителей, которые вводятся с подачи российских контролирующих органов.

При этом Лукашенко в торговом конфликте с РФ не идет на уступки, как это обычно происходит. Так, по цене на газ Минск занял жесткую позицию и не намерен платить Москве по новым ценам. Это вызывает, разумеется, ответную реакцию, что усугубляется не менее жесткой позицией белорусской стороны на переговорах об условиях российских инвестиций в крупные госпредприятия, такие как ОАО «Минский автомобильный завод».

Неблагоприятная внешняя экономическая конъюнктура приводит к тому, что Лукашенко ищет внутренние ресурсы снижения дефицита бюджета. В результате «с водой выплеснули ребенка» - белорусский президент теряет поддержку населения. В прошлом году последний из работавших в Беларуси социологических институтов фиксировал уровень его на уровне 27%. Не удивительно, что многие, кто никогда не думал о протестах, в этом году вышли на улицы, потому как градус напряжения в обществе перевалил за критическую отметку. Ведь налог должны уплатить аж 10% экономически активного населения, что составляет более 450 тыс. человек. И это при официальном уровне безработицы в 1%!

Как показала практика за год – менее половины из «выявленных» тунеядцев уплатили налог. Это говорит о том, что попытка вывести доходы из тени на фоне сжимающегося госсектора и неразвитости частного бизнеса не принесла ожидаемого результата. Наоборот – бюджет серьезных доходов не получил, а население озлобилось. В результате теперь – после обещаний Лукашенко ввести мораторий на этот налог на весь 2017 год – народ все равно собирается на акции протеста. Наиболее существенные планируются 25 и 26 марта в столице и некоторых других крупных городах. И лозунгом уже будет не «Долой декрет», а «Лукашенко уходи».

Пока от перерастания протестов в полноценный «майдан» останавливает только слабость оппозиции – протесты некому возглавить. Однако, как показал опыт Украины, лидеры могут относительно быстро «подняться» и начать управлять процессом. Тогда даже жесткая реакция властей даст обратный эффект, как это произошло в Киеве три года назад. Толпа будет отвечать.

Олег Громов – политический обозреватель

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net