Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

31.03.2017 | Антон Евстратов

Йеменский пат

Йемен, войнаНесмотря на то, что на фоне Сирии, Украины и Лондона, вооруженное противостояние в Йемене оказалось вне фокуса внимания мировых СМИ и общественности. Гражданская война в этой стране, «приправленная» иностранным вмешательством, продолжается.

Операция ведомой Саудовской Аравией коалиции государств Персидского залива против шиитского движения «Ансар Аллах», салафитского йеменского филиала Аль-Каиды и племенных ополчений внутренних районов страны, хоть и не привела пока к каким-то определяющим результатам, продолжается. Как и ранее, жертвой гражданской войны в Йемене становятся мирные граждане. С весны 2015 года йеменский Центр по правам и развитию насчитал 10 тысяч погибших граждан, среди которых – 2 тысячи женщин и примерно 2,4 тысячи детей. Еще 18,5 тысяч человек за тот же период получили ранения разной степени тяжести.

На смену ошеломляющим успехам шиитских боевиков-хуситов пришло постепенное отступление группировки перед лицом более мощного в техническом и финансовом отношении противника – союза нефтяных монархий Персидского залива. 10 марта его войскам удалось прорваться к городу Нахм, расположенному севернее контролируемой повстанцами столицы страны Саны. Это дало основание начальнику Генштаба армии Йемена (которая также входит в коалицию, созданную для борьбы с хуситами) генералу Мохаммеду Аль-Мекдаши заявить о неминуемости взятия объединенными арабскими войсками и самой Саны. Тем не менее, каких-либо решительных побед арабской коалиции также одержать не удалось – речь идет лишь о частных успехах в противостоянии, которое все более превращается в позиционное. Эта ситуация полностью устраивает Аль-Каиду: в отсутствие эффективной центральной власти она все более распространяет свое влияние на юге Йемена.

Начало 2017 года отметилось и первым с начала президентства Дональда Трампа прямым вовлечением американских войск в операции на территории Йемена и первыми их потерями. В феврале подразделение «морских котиков» при поддержке авиации провело операцию против одного из отрядов йеменского филиала Аль-Каиды. В результате было убито 14 боевиков, включая трех лидеров местного отделения группировки. Погиб и один из американских спецназовцев. Цель операции – уничтожить руководителя данного отделения террористической сети, оказалась не достигнутой. Примечательно, что Аль-Каида, будучи противником, как правительственных войск и арабской коалиции, так и хуситов, серьезно укрепилась именно за время открытого вооруженного противостояния последних, и сейчас контролирует достаточно крупные территории на юге страны. Влияние группировки сильно выросло даже с весны 2016 года, когда войскам арабской коалиции при поддержке США удалось выбить ее отряды из порта Аль-Мукаллы. Сейчас Аль-Каида контролирует обширные в основном сельские районы, и является силой, с которой придется считаться победителю противостояния хуситы - йеменская армия президента Хади (+арабская коалиция).

Между тем, открытое противостояние в Йемене бушует третий год – и это не считая предварительной стадии, начавшейся в 2011 году свержением президента Салеха. Именно тогда президент Салех, правивший страной более 30 лет, вынужден был оставить свой пост и бежать в Саудовскую Аравию. Однако новый лидер, бывший заместитель Салеха, Абд Раббо Мансур Хади, не только не смог улучшить ситуацию, но и довел Йемен до гражданской войны. Политическая элита страны с самого начала отказала в участии в новом переходном правительстве хуситам, которые сыграли ключевую роль в свержении Салеха и сложившемся на тот момент положении.

Название «хуситы» образовано от имени шейха Хусейна аль-Хуси, создавшего в 1994-м году группировку Ансар Аллах. В 2004-м шейх был убит, однако его объединение продолжило развиваться. Группировка не собиралась мириться с этим, однако повода для открытого вооруженного выражения своего недовольства ждала достаточно долго. Только в 2014 году, когда правительство не смогло выделить населению субсидий на приобретение нефтепродуктов, чем доказало свою полную несостоятельность и неэффективность, Ансар Аллах перешла к решительным действиям. Группировкой были, фактически, захвачены правительственные учреждения столицы Йемена Саны. Мирное соглашение, заключенное при посредничестве ООН и предполагающее замену премьер-министра страны, не удовлетворило хуситов, которые вскоре добились свержения президента. 22 января, после занятия шиитскими боевиками, резиденции Хади, он объявил о своей отставке, а в следующем месяце бежал в ту же Саудовскую Аравию. Власть в стране взял в свои руки сформированный хуситами Революционный комитет, который в 2016-м передал свои полномочия новому органу – Верховному политическому совету, который представляет Ансар Аллах и по сей день.

И если свержение президента Салеха и замену его на Хади мировые и региональные державы готовы были терпеть, то возможность установления в Йемене шиитского государства всерьез обеспокоила, прежде всего, монархии Персидского залива во главе с Саудовской Аравией. Все они опасаются шиитского сепаратизма на собственной территории, и победа шиитов в Йемене логично может придать этому сепаратизму новый импульс. Во многом это обусловило создание Эр-Риядом международной коалиции для возвращения власти формально законному лидеру страны Хади. К ним присоединились и оставшиеся верными президенту части йеменской армии. Хуситы, в свою очередь, смогли добиться некоторой лояльности своего прежнего врага Салеха – его президентская гвардия присоединилась к операциям Ансар Аллах.

Впрочем, вполне очевидно, что страх перед шиитской республикой на юге Аравийского полуострова – не единственная причина вмешательства иностранных армий в йеменское противостояние. Саудовской Аравии в целом выгоден слабый Йемен, который в случае реализации противоположного сценария мог бы стать неудобным конкурентом королевства. Той же позиции придерживаются и другие союзные Эр-Рияду страны полуострова, кроме Омана, а также Сенегал, Иордания, Египет, Судан и США, вошедшие в коалицию.

Интересы Соединенных Штатов здесь стоит рассмотреть отдельно, так как, помимо помощи своему союзнику в лице Саудовской Аравии, они рассматривают конфликт в Йемене как нежелательную возможность для усиления Ирана. Последний, поддерживая хуситов дипломатически и поставляя им вооружение, избегает прямого участия в противостоянии. Причины тому – как политические (Тегеран уже всерьез занят в Сирии и Ираке, и «третий фронт» ему совсем не обязателен), так и идеологические (притом, что Ансар Аллах – шииты, они принадлежат к зайдитской версии данного направления ислама, отличной от исна ашаритской, которая распространена в ИРИ).

Базой коалиции стал город Аден, хуситы, в свою очередь, укрепились в Сане и северо-западной части страны, откуда они атакуют, как своих противников в Йемене, так и территорию Саудовской Аравии.

На фоне последних неудач движения не удивительны обращения Ансар Аллах в международные организации, в частности, в ООН. Контролируемый группировкой Верховный политический совет Йемена обратился попросил генсека организации Антониу Гутерриша его занять серьезную позицию по поводу происходящего в стране, а также не продлевать полномочия спецпосланника ООН по Йемену Исмаила Ульд Шейха Ахмеда. Последний недавно выступил с очередной мирной инициативой, предполагающей роспуск вооруженных формирований Ансар Аллах, что, конечно, не понравилось руководству группировки. Кроме того, хуситы, устами созданного ими в Сане министерства иностранных дел запросили ООН о включении в число международных посредников по урегулированию йеменского конфликта Российскую Федерацию. Напомним, что на данный момент этот статус имеют США, Великобритания, ОАЭ, а также Саудовская Аравия. По мнению лидеров Ансар Аллах, международные посредники не должны иметь собственных интересов в бушующем гражданском противостоянии, а существующий квартет этому критерию не отвечает. И, несмотря на то, что пока требование шиитской группировки провисло в воздухе, расширение списка посредников могло бы иметь для ситуации в Йемене благотворные последствия. С другой стороны, следующей страной, затребованной Ансар Аллах в качестве посредника, может стать дружественный группировке Иран, что не устроит монархии Персидского залива и США. Прямое вмешательство в ситуацию Тегерана кардинально изменит расстановку сил – однако здесь все зависит от желания самой ИРИ, т.к. до сих пор ее устраивало косвенное участие в конфликте.

Представляется, что на данный момент, учитывая скатывание конфликта в фазу позиционного противостояния и невозможность решения «йеменского вопроса» военным путем за недостатком у какой-либо из сторон сил, единственный способ прекращения войны – дипломатический. Однако полярность интересов вовлеченных игроков блокирует в настоящее время и эту возможность, давая логичные основания для требований изменения формата переговоров и самих принципов урегулирования противостояния.

Антон Евстратов - преподаватель кафедры Всемирной истории и зарубежного регионоведения Российско-Армянского (Славянского) университета (г. Ереван), кандидат политических наук

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net