Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

06.04.2017 | Нана Гегелашвили

Парламентские выборы в Армении: пейзаж после битвы

Армения, выборы2 апреля в Армении состоялись парламентские выборы. По последним предварительным данным, правящая «Республиканская партия» одержала победу, получив более 49% голосов избирателей, принявших участие в выборах. В парламент Армении, кроме РПА, прошли ещё три политические силы: блок «Царукян» — 27,5%, блок «Елк» («Выход») — 7,7%, АРФ «Дашнакцутюн» — 6,6 %.

Несомненно, парламентские выборы, состоявшиеся в Армении, являются важной вехой на пути становления новой государственности, что имеет также огромное значение и с точки зрения международного позиционирования этой страны. Выборы были направлены на реализацию следующих задач: во-первых, создать реальную возможность для проведения конституционной реформы, нацеленной на трансформацию политической системы в этой стране, чтобы обеспечить ей институционный переход из президентской республики в парламентскую; во-вторых, снизить рост недовольства избирателя текущей властью, связанный с неприглядной экономической ситуацией и обострением нагорнокарабахского конфликта; в-третьих, признать необходимость серьезной модернизации экономики и политической системы в стране для противостояния новым вызовам, что может обеспечить относительную стабильность в обществе, по крайней мере, на некоторое время.

Таким образом, политические силы, одержавшие победу на этих выборах, будут иметь большое значение при формировании нового правительства – основной инструмент принятия решений в стране, а парламент, куда войдут эти силы, будет играть несравнимо большую роль в определении и выстраивании внутренних и внешнеполитических приоритетов страны, что может сильно сказаться на изменении политического ландшафта.

Основными вызовами для Армении являются социально-экономические проблемы и вопросы внешней политики. Однако ключевым вызовом является обеспечение безопасности. Нужно понимать, что в силу своего географического положения Армения всегда будет вынуждена вести комплементарную политику, балансируя между интересами Москвы и амбициями Запада. Будучи связанной с Арменией договором ОДКБ и имея на ее территории военную базу Гюмри, Москва несет конкретные обязательства перед этой страной и является гарантом ее безопасности. что в конечном счете и явилось главным соображением для Армении при выборе ею внешнеполитического вектора.

В преддверии парламентских выборов российская дипломатия активизировала свои усилия по укреплению двусторонних отношений, что ознаменовалось чередой визитов российских и армянских официальных лиц в Ереван и в Москву. Среди них официальный визит премьер-министра Карена Карапетяна в Москву (февраль), результаты которого были закреплены на заседании Евразийского межправительственного совета, прошедшего в Бишкеке в ходе встречи с Дмитрием Медведевым (март) , официальный визит главы МИД Эдварда Налбандяна (февраль), официальный визит в Ереван парламентской делегации Государственной думы Федерального Собрания РФ во главе с Вячеславом Володиным (март), визит в Ереван секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева (март), визит С.Саргсяна в Москву(март), где состоялась его встреча с российским президентом В.Путиным.

Учитывая тот факт, что Армения является единственным стратегическим союзником РФ в Закавказье, предметом серьезной дискуссии мог стать не столько вопрос о возможном преемнике С. Саргсяна, сколько вопрос, связанный с приобретениями и издержками интеграции с Россией и Арменией с учетом конкретных позиций и интересов стран. Представляется, что главной целью для Москвы стало обеспечение мирного характера выборов в этой стране для завершения запущенного процесса конституционной реформы без лишних эксцессов.

К тому же значение Армении может несколько возрасти, так как она является единственной страной ЕАЭС, имеющая сухопутную границу с Ираном, что позволяет ей играть определенную роль в возможном создании зоны свободной торговли (ЗСТ) между Таможенным союзом ЕАЭС и Исламской Республикой Иран. На укрепление позиций Армении может также повлиять и ряд весьма перспективных экономических проектов, связывающих Иран с Россией через Армению и Грузию.

Очевидно, что в настоящее время, несмотря на критику со стороны оппозиции, связанной с издержками от стратегического союза с Россией, а также с падением уровня поддержки ЕАЭС, отношения с Москвой все еще остаются главным приоритетом армянской внешней политики. Не случайно, что три из четырех политических сил, одержавших победу на выборах, выступают за стратегический союз с Россией. Тем не менее, Москве для укрепления своих позиций в Армении необходимо учесть все «узкие» места, содержащие особо острую критику в ее адрес, чтобы обеспечить более дееспособную и эффективную интеграцию с этой страной в практическом измерении.

В условиях попеременного возобновления боевых действий в зоне нагорнокарабахского конфликта Армения, похоже, осознает сполна, что изменить статус-кво путем компромисса становится все менее вероятно из-за диаметрально противоположных подходов к нему обеих сторон, в то время как силовой вариант становится все более реальным. В этих условиях Армения пытается всячески активизировать свою комплементарную политику, развивая и укрепляя свои отношения с ЕС и США, которые на взгляд Еревана, могут благоприятно содействовать развитию экономики и созданию эффективной системы управления, необходимых для усиления ее значимости.

Знаковым событием в этом контексте стал новый рамочный договор - «Соглашение о всеобъемлющем и расширенном сотрудничестве между ЕС и Арменией», подписание которого планируется на конец этого года. Он содержит обновленную политическую и в большей степени экономическую составляющие Соглашения об ассоциации и Договора о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС, которые не были парафированы Арменией на состоявшемся 28–29 ноября 2013 г. Вильнюсском саммите. В политической сфере новый документ пока что предусматривает развитие сотрудничества сторон в области прав человека, содействие ЕС демократическим реформам в Армении, свободы слова и верховенства закона. Показательно, что в своем интервью информационному агентству Euronews президент Армении отметил, что «новое рамочное соглашение с ЕС имеет целью дополнить взаимоотношения Армении с ЕАЭС и собственным примером показать, что сотрудничество между ними возможно».

В свою очередь в настоящее время натовскими стратегами разрабатывается новый план действий Индивидуального партнёрства, адаптированный к нуждам и требованиям Армении. Особое внимание будет уделено сотрудничеству обеих сторон в сферах оборонных реформ и образования. При этом официальный Ереван на всех уровнях продолжает подчеркивать, что является лишь партнером НАТО.

Ключевым вопросом для Армении по-прежнему является урегулирование нагорно-карабахского конфликта. Поэтому степень прочности партнерства Армении с ключевыми мировыми игроками – РФ и Запад - в новой политической реальности будет определяться возможностью каждого из них решить эту проблему в одностороннем порядке в новых условиях. Показательно, что в настоящее время позиция всех трех стран - сопредседателей Минской группы ОБСЕ – Россия, Франция и США остается неизменной: соблюдение договоренностей о невозобновлении военных действий и прекращении огня, переговоры и поиск компромисса между сторонами. Особо подчеркивается и то, что нагорно-карабахский конфликт должен быть урегулирован политическим путем на основе международных норм и принципов и у него не может быть военного решения.

Способность Москвы сохранять баланс сил в условиях, когда сами конфликтующие стороны не готовы к компромиссам, находит поддержку у Запада, что и подтверждает особую роль Москвы в процессе мирного урегулирования даже в условиях острейшего противостояния между РФ и Западом.

Таким образом, ситуация в стране, сложившаяся после парламентских выборов, пока остается без особых изменений, однако ее дальнейшее развитие будет напрямую зависеть от того, как долго удастся Еревану сохранять свою комплементарную политику, которая может столкнуться с необходимостью сделать единственный и окончательный выбор в пользу «главного» внешнеполитического партнера.

Нана Гегелашвили – руководитель Института США и Канады РАН

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net