Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

10.04.2017 | Политком.RU

Сирийская политика Вашингтона: начало и конец нового курса

Дональд ТрампКурс на смягчение позиции США в отношении сирийского конфликта и режима Башара Асада продолжался недолго: 4 апреля Reuters со ссылкой на сирийских правозащитников заявило, что авиация Сирии совершила газовую атаку в провинции Идлиб, в результате которой были человеческие жертвы. После этого Дональд Трамп публично резко ужесточил свою позицию в отношении Асада и отдал приказ о ракетном ударе по одной из военно-воздушных баз сирийской армии - Шайрат.

Россия посчитала эти действия США агрессией и вышла из Меморандума о взаимопонимании между Минобороны России и США о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе сирийской операции – единственного соглашения, заключенного между двумя странами по поводу ситуации в Сирии.

Еще в период избирательной кампании в США Трамп выражал скептическое отношение к вмешательству в дела других стран, причем без ясно сформулированных целей, и заявлял, что приоритетом для Америки должна стать борьба с терроризмом, а не смена политических режимов. Поэтому ожидалось, что позиция США по отношению к режиму Асада будет смягчена. Когда 30 марта госсекретарь Рекс Тиллерсон сказал, что судьбу Асада должен решать народ Сирии, это не стало неожиданностью. Такая позиция была близка к российской и подразумевала возможность участия Асада в новых президентских выборах, против чего активно выступает сирийская оппозиция.

Также 30 марта постпред США при ООН Никки Хейли впервые заявила, что смена власти в Сирии не является приоритетом американской операции. «Мы не можем сосредоточиться на Асаде, как это делала предыдущая администрация», – заявила Хейли. По ее словам, сейчас дипломаты изучают, с кем нужно работать, чтобы добиться реальных изменений в жизни людей, сказала Хейли. При этом она осудила сирийский режим за препятствия, чинимые при доставке гуманитарной помощи. Примечательно, впрочем, что Хейли не высказалась по поводу даже теоретической возможности участия Асада в выборах.

Заявления Хейли и Тиллерсона вызвали критику не только со стороны постпредов при ООН Великобритании и Франции, которые настаивают на уходе Асада, но и со стороны сенатора Джона Маккейна, который назвал отказ от свержения Асада самоубийством, отметив, что народ Сирии не в силах выбирать будущее страны.+ Между тем российский член Совета Федерации Алексей Пушков поддержал заявление Хейли. Он назвал это «отказом от провалившейся политики Обамы».

Впрочем, Хейли очень быстро скорректировала свое высказывание. Уже 2 апреля она заявила об Асаде: «Он военный преступник. Он делал ужасные вещи в отношении своего народа. Он применил химическое оружие против своего народа. Он продолжает оставаться препятствием на пути мирного процесса в Сирии. Администрация в этом твердо убеждена». 3 апреля Хейли выступила с новым заявлением – о том, что +США не поддержат участие президента Сирии Башара Асада в выборах, так как народ страны этого не хочет.

Таким образом, столкнувшись с критикой со стороны Маккейна, Хейли дистанцировалась от позиции Тиллерсона. Это совпало с публикацией в газете Politico о том, что Трамп в прошлом году предлагал Хейли должность госсекретаря, однако она отказалась. По их свидетельству, встреча Трамп и Хейли состоялась 17 ноября 2016 года. Во время нее Трамп, одержавший победу на выборах, но еще не вступивший в должность президента, просил Хейли стать главой внешнеполитического ведомства, однако она ответила отказом, который аргументировала тем, что не обладает необходимым опытом в области внешней политики, чтобы занять данный пост. По мнению этого же источника, Хейли вполне может занять место Тиллерсона уже в ближайшие 1-2 года – с учетом того, что она быстро набирает дипломатический опыт в ООН. Газета Washington Post называла Хейли восходящей звездой Республиканской партии, а также «ястребом», занимающим жесткую позицию в вопросах внешней политики и обороны.

После сообщения о химической атаке в Идлибе точка зрения Тиллерсона потеряла всякую актуальность. США решительно отвергли позицию России, сводящуюся к тому, что сирийская авиация нанесла удар в Идлибе по складу боеприпасов террористов и скоплению военной техники, а «на территории этого склада находились цеха по производству фугасов, начиняемых отравляющими веществами». Трамп заявил, что химическая атака на мирных жителей в сирийской провинции Идлиб изменила его отношение к руководству страны и президенту Асаду. При этом он утверждал, что «это отвратительное действие режима Башара Асада являются следствием слабости и нерешительности предыдущей администрации президента США», то есть обвинил Барака Обаму уже не в вовлечении США в конфликт на Ближнем Востоке, а в недостаточной решительности в борьбе с Асадом. В то же время, осудив действия Асада, Трамп не предложил никакого решения данного вопроса.

В свою очередь, Тиллерсон заявил, что России пора пересмотреть поддержку режима Асада после химической атаки в Идлибе. А Хейли пригрозила односторонними действиями в том случае, если ООН окажется неспособно принять какое-либо решение. После того, как стало ясно, что Россия наложит вето на резолюцию Совбеза ООН, которая предусматривает введение санкций против Сирии за атаки с применением отравляющих веществ, США нанесли удар по сирийской авиабазе. По версии Минобороны США, авиабаза «использовалась для хранения химического оружия», самолеты «вылетели с этой авиабазы 4 апреля» и нанесли авиаудар с использованием химического оружия по мирным сирийцам.

Пока неясно, ограничатся ли США одним ударом – Хейли не исключает новых военных акций. А Тиллерсон заявил, что Соединенные Штаты ведут подготовку для операции по уходу Башара Асада со своего поста, и в настоящее время «предпринимаются меры» по формированию международной коалиции для решения этого вопроса. Хотя в их риторике и сохраняются некоторые различия. Если Хейли акцентирует внимание на необходимости смены власти в Сирии, ставя эту задачу на один уровень с борьбой с запрещенным в России ИГИЛ, то Тиллерсон расставляет иерархию приоритетов: вначале противодействие ИГИЛ и лишь затем - решение других вопросов. Более того, Тиллерсон повторил формулировку, что «сирийский народ сможет решить судьбу Башара Асада», но связал ее не с выборами, а с политическим процессом с участием правительства и оппозиции.

Впрочем, США рассчитывают на взятие сирийской «столицы» ИГИЛ Ракки в текущем году, так что вопрос о судьбе Асада и в трактовке Тиллерсона не будет отложен надолго. К позиции Хейли ближе точка зрения помощника президента по национальной безопасности Герберта Макмастера, который считает, что «нам в действительности нужно разобраться с этой гражданской войной, чтобы прекратить гуманитарную катастрофу».

На стороне США уже выступил турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган, что подтверждает информацию о его сближении с Вашингтоном и очередном охлаждении отношений с Москвой (с которой Турция ведет «торговую войну» в аграрной сфере). Позицию США поддержали основные союзники Америки по НАТО.

Также Трамп обсудил с рядом мировых лидеров создание так называемых зон безопасности в Сирии в ответ на предполагаемую химическую атаку. Предложение о создании зон безопасности на территории Сирии в последние годы озвучивалось рядом западных политиков. В конце января этого года идею высказал и Трамп. По информации Reuters, в планах американской администрации - создание безопасных зон внутри Сирии и в примыкающих к ней районах, где сирийские жители, покинувшие свою родину, смогут дождаться репатриации или потенциального переселения в третьи страны.

Что касается России, то США 9изучают вопрос о ее возможной причастности к химической атаке в Сирии. Об этом сообщил Associated Press со ссылкой на высокопоставленных чиновников Пентагона. По словам собеседников агентства, пожелавших остаться неизвестными, есть версия, что Россия не смогла проконтролировать использование сирийским правительством химического оружия. Кроме того, собеседники рассказали, что после применения химического оружия над местом, которое подверглось атаке, появился беспилотник, который принадлежал либо России, либо Сирии. Дрон вернулся ближе к концу дня, когда сирийцы уже направлялись в ближайшую больницу за помощью после атаки. Позднее на больницу была сброшена бомба, утверждают собеседники. Источники отмечают, что, не исключено, что бомбардировка больницы могла быть попыткой скрыть доказательства химической атаки.

Таким образом, США намерены усилить давление на Россию как на основного партнера режима Асада. Позиция России, в свою очередь, носит крайне негативный характер по отношению к действиям США. Выход России из взаимовыгодного меморандума, заключенного с целью не допустить опасных эксцессов, связан с тем, что надо было совершить какой-либо демонстративный шаг, а других подходящих документов не нашлось с учетом общего замораживания двусторонних отношений во многих сферах. Также объявлено об усилении противовоздушной обороны в Сирии - но, похоже, это касается только защиты военных баз России, а не других объектов на территории страны (в противном случае возникает реальная опасность военного конфликта между Россией и США). Объявлено о том, что к берегам Сирии направлен новейший фрегат «Адмирал Григорович» - впрочем, судя по всему, его поход начался еще до удара США по асадовской базе.

При этом Россия не хочет полностью рвать с США – на наступившей неделе ожидается визит Тиллерсона в Москву. При этом Тиллерсон будет говорить от имени не только США, но и их союзников по G7 (на этом фоне глава МИД Великобритании Борис Джонсон отменил визит в Москву из-за сирийского кризиса и по согласованию с Тиллерсоном). Запад будет настаивать на выводе российских войск из Сирии и отставке Асада – и то, и другое для России неприемлемо. О напряженности двусторонних отношений свидетельствует тот факт, что, по данным «Эха Москвы», Тиллерсон не встретится с Путиным (хотя такая встреча планировалась заранее).

В то же время Россия испытывает дефицит союзников. Ее позицию поддержал Иран (и Путин провел телефонный разговор с иранским президентом Хасаном Рухани), тогда как Китай высказался подчеркнуто сдержанно, не желая идти на конфликт с Трампом. Похоже, что Россия стремилась заручиться хотя бы неофициальной поддержкой Израиля – Владимир Путин 6 апреля провел телефонные переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, а российский МИД неожиданно назвал Западный Иерусалим столицей Израиля (но с условием, что Восточный Иерусалим – столица будущего палестинского государства, что неприемлемо для Израиля). Однако министр обороны Израиля Авигдор Либерман «со стопроцентной уверенностью» заявил, что химическое оружие в Идлибе было применено «по прямому умышленному приказу» Асада.

Перспектива изменения отношения США к режиму Башара Асада позволяла предположить, что США и Россия смогут найти общий язык в сирийском вопросе на основе признания приоритетности борьбы с запрещенным в России ИГИЛ. Однако события в Идлибе привели к тому, что слабые и недостаточно консенсусные для самой республиканской администрации сигналы о возможности компромисса по поводу судьбы Асада, сменились резким ужесточением официальной позиции США. А затем Трамп сделал шаг, на который не решался Барак Обама – впервые за все время сирийского конфликта приказал нанести удар по войскам Асада. Таким образом, одна из немногих возможных «точек соприкосновения» между двумя странами потеряла свою актуальность, а двусторонние отношения резко осложнились.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net