Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.04.2017 | Валерий Выжутович

Лоббизм: как выйти из тени?

Лоббизм: как выйти из тени? Дмитрий Медведев назвал недопустимым ведомственный лоббизм в правительстве. Заявление прозвучало в Госдуме, где премьер отчитывался о работе кабинета министров. Таким образом председатель правительства согласился с предложением главы фракции «Единая Россия» Владимиром Васильевым, призвавшим бороться с проявлениями ведомственного лоббизма, когда министерства, минуя общественное обсуждение, вносят инициативы в Госдуму через отдельных депутатов. Однако иное дело лоббизм цивилизованный…

Дискуссия о таком лоббизме состоялась в последние дни марта в рамках Московского экономического форума, она так и называлась - «Цивилизованный лоббизм как условие развития России». А неделей ранее в Совете Федерации прошел «круглый стол» на ту же тему. Его участники обсудили проблемы разработки законодательной базы лоббистской деятельности, механизмы регулирования которой сегодня в России отсутствуют. «Мне кажется, что сегодня Россия готова к тому, чтобы приступить к проработке базового закона о лоббизме», - сказал заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Депутат объяснил, почему, с его точки зрения, легализация лоббизма - дело реальное: «Во-первых, у нас есть твердая политическая воля победить такое зло, как коррупция, второе - у нас сегодня развитое и достаточно эффективное антикоррупционное законодательство, и у нас созданы все необходимые основы для его работы». По мнению парламентария, институт лоббизма должен находиться под контролем государства. «Такие фильтры, как регистрация, аттестация, аккредитация, они должны быть под государственным контролем», - сказал Выборный.

Попытки узаконить лоббизм предпринимались в России неоднократно. В 2012 году Дмитрий Медведев, будучи президентом, давал поручение Министерству экономического развития совместно с Минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и подготовить конкретные предложения. Казалось, наконец-то будет принят закон о лоббизме, но дальше дискуссий в экспертном сообществе и парламентских кругах дело опять не продвинулось.

Что же требуется, что вывести лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства?

…В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий. Проект был, конечно, вполне популистским. Ну в самом деле. Запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом. Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.

Почему попытки узаконить лоббизм не имеют в России успеха? Тому немало причин. Во-первых, для начала следует провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией. Во-вторых, все попытки упорядочить лоббистскую деятельность до сих пор предпринимались исключительно в популистских целях. В-третьих, многие предложения копируют американское законодательство, а слепое перенесение на российскую почву чужого опыта рождает мутанта. Ну и кроме того, в России немало людей, тенево лоббирующих чьи-то бизнес-интересы и получающих за это неплохое вознаграждение. Таким людям, разумеется, не нужны профессионалы-соперники, действующие открыто. На вопрос, почему лоббизм не желает выйти из тени, откровенно ответил один из депутатов: «Получил мужик от кого-то, предположим, пять тысяч долларов, две тысячи отдал жене, а три оставил себе на мужские развлечения. Никому не хочется, чтобы в его доходы совали нос».

Российские депутаты немало поработали на интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп. О том, что законодатели местного и федерального уровня занимаются теневым лоббизмом, давно известно. Что существуют «неформальные связи» отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами, тоже не секрет. Между теми, кто вкладывается в депутатский мандат, и теми, кто, оправдывая вложения, инициирует «нужный» закон, существует наикрепчайшая связь.

А с другой стороны, люди бизнеса сами идут в политику, становятся депутатами. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. В нынешнем составе Госдумы, как и прежде, немало весьма состоятельных людей.

Полной и окончательной победы над теневым лоббизмом добиться, конечно же, невозможно. И не только в России - нигде. Это как с коррупцией, масштабы которой в лучшем случае можно уменьшить, а полностью ее искоренить все равно не удастся. Но пока лоббизм в России не выйдет из тени, он не будет свободен и от коррупции.

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net