Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Итоги первого тура при условии отсутствия форс-мажорных обстоятельств ведут к тому, что второй тур выглядит техническим. Все ключевые социологические центры Франции прогнозируют уверенную победу Эммануэля Макрона с результатом выше 60% (62-66%), в то время как Марин Ле Пен может получить от 33% (Harrys, 18-20 апреля) до 40% (Ifop, 24 апреля).

Бизнес, несмотря ни на что

28 марта стало известно, что Сбербанку удалось продать свою украинскую дочку. Покупателями выступили Norvik Banka Григория Гусельникова и бизнесмен Саид Гуцериев (через белорусскую компанию), который получит контроль в «Сбербанк» Украина. Сразу появления этой новости отделения банка в Украине были разблокированы.

Интервью

Химическая атака в провинции Идлиб и последовавший за ней ракетный удар США по авиабазе правительственных войск в Сирии серьезно изменили ситуацию в стране. О подоплеке произошедших событий и их последствиях в беседе с «Политком.RU» размышляет известный российский востоковед и исламовед, эксперт института «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

21.04.2017 | Валерий Выжутович

Лоббизм: как выйти из тени?

Лоббизм: как выйти из тени? Дмитрий Медведев назвал недопустимым ведомственный лоббизм в правительстве. Заявление прозвучало в Госдуме, где премьер отчитывался о работе кабинета министров. Таким образом председатель правительства согласился с предложением главы фракции «Единая Россия» Владимиром Васильевым, призвавшим бороться с проявлениями ведомственного лоббизма, когда министерства, минуя общественное обсуждение, вносят инициативы в Госдуму через отдельных депутатов. Однако иное дело лоббизм цивилизованный…

Дискуссия о таком лоббизме состоялась в последние дни марта в рамках Московского экономического форума, она так и называлась - «Цивилизованный лоббизм как условие развития России». А неделей ранее в Совете Федерации прошел «круглый стол» на ту же тему. Его участники обсудили проблемы разработки законодательной базы лоббистской деятельности, механизмы регулирования которой сегодня в России отсутствуют. «Мне кажется, что сегодня Россия готова к тому, чтобы приступить к проработке базового закона о лоббизме», - сказал заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный. Депутат объяснил, почему, с его точки зрения, легализация лоббизма - дело реальное: «Во-первых, у нас есть твердая политическая воля победить такое зло, как коррупция, второе - у нас сегодня развитое и достаточно эффективное антикоррупционное законодательство, и у нас созданы все необходимые основы для его работы». По мнению парламентария, институт лоббизма должен находиться под контролем государства. «Такие фильтры, как регистрация, аттестация, аккредитация, они должны быть под государственным контролем», - сказал Выборный.

Попытки узаконить лоббизм предпринимались в России неоднократно. В 2012 году Дмитрий Медведев, будучи президентом, давал поручение Министерству экономического развития совместно с Минюстом и другими заинтересованными ведомствами организовать общественное обсуждение механизма формирования в России института лоббизма и подготовить конкретные предложения. Казалось, наконец-то будет принят закон о лоббизме, но дальше дискуссий в экспертном сообществе и парламентских кругах дело опять не продвинулось.

Что же требуется, что вывести лоббизм из тени, придать ему престижный статус организационного и экспертно-консультационного предпринимательства?

…В Госдуме однажды рассматривался и был отклонен законопроект, запрещающий производителям табака и алкоголя жертвовать на поддержку политических партий. Проект был, конечно, вполне популистским. Ну в самом деле. Запретишь королям табачного и алкогольного бизнеса оказывать партиям знаки специфического внимания - они начнут это делать через фирмы другого профиля. В связи с чем и контроль за источниками партийного финансирования путем ежегодных отчетов, включающих сведения о том, кто и сколько пожертвовал, тоже станет бессмысленным. Но если отвлечься от деталей, проблема была поставлена серьезная. Любая лоббистская деятельность должна осуществляться в рамках закона. Табачный бизнес в России сейчас на 85 процентов в руках иностранных компаний. Алкогольный рынок контролируется подчас не самым благопристойным контингентом. Тем не менее закон о лоббизме, если он будет принят, должен быть един для всех, а запрет финансировать политические партии распространяться на все бизнес-структуры без исключения.

Почему попытки узаконить лоббизм не имеют в России успеха? Тому немало причин. Во-первых, для начала следует провести четкую законодательную грань между лоббизмом и коррупцией. Во-вторых, все попытки упорядочить лоббистскую деятельность до сих пор предпринимались исключительно в популистских целях. В-третьих, многие предложения копируют американское законодательство, а слепое перенесение на российскую почву чужого опыта рождает мутанта. Ну и кроме того, в России немало людей, тенево лоббирующих чьи-то бизнес-интересы и получающих за это неплохое вознаграждение. Таким людям, разумеется, не нужны профессионалы-соперники, действующие открыто. На вопрос, почему лоббизм не желает выйти из тени, откровенно ответил один из депутатов: «Получил мужик от кого-то, предположим, пять тысяч долларов, две тысячи отдал жене, а три оставил себе на мужские развлечения. Никому не хочется, чтобы в его доходы совали нос».

Российские депутаты немало поработали на интересы конкурирующих финансово-промышленных кланов и политических групп. О том, что законодатели местного и федерального уровня занимаются теневым лоббизмом, давно известно. Что существуют «неформальные связи» отдельных депутатов и целых фракций с коммерческими структурами, тоже не секрет. Между теми, кто вкладывается в депутатский мандат, и теми, кто, оправдывая вложения, инициирует «нужный» закон, существует наикрепчайшая связь.

А с другой стороны, люди бизнеса сами идут в политику, становятся депутатами. Бизнес очень озабочен своим дальнейшим развитием. И не видит для этого более эффективного способа, чем собственное проникновение во власть. В нынешнем составе Госдумы, как и прежде, немало весьма состоятельных людей.

Полной и окончательной победы над теневым лоббизмом добиться, конечно же, невозможно. И не только в России - нигде. Это как с коррупцией, масштабы которой в лучшем случае можно уменьшить, а полностью ее искоренить все равно не удастся. Но пока лоббизм в России не выйдет из тени, он не будет свободен и от коррупции.

Валерий Выжутович – политический обозреватель, публицист

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Без мощной команды в современном мире не обходится ни один руководитель страны. Особенно это относится к руководителю такой страны, как Соединенные Штаты. Но кто же представляет собой опору для нынешнего президента США? Кто подставляет плечо в трудные для него моменты и кому удается (и удается ли) в значительной мере влиять на Дональда Трампа в вопросе принятия тех или иных решений? Начнем по порядку, ведь дьявол, как говорится, в деталях.

Центр политических технологий представляет Третий выпуск рейтинга влиятельности российских политиков - «Политический класс России».

11-12 апреля состоялся первый визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву. Визиту предшествовало обострение российско-американских отношений из-за химической атаки в Сирии, после чего переговоры оказались на грани срыва. До последнего момента также было не ясно, примет ли Тиллерсона Владимир Путин. В итоге встреча с президентом России все же состоялась, однако общие итоги подтверждают заметное ухудшение двусторонних отношений, что констатировали обе стороны.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net