Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

24.04.2017 | Александр Ивахник

Ни недели без геополитического противника

Авианосец СШАПолитика на международной арене, которую Дональд Трамп и его команда демонстрируют в последние недели, никак не похожа на изоляционизм, о котором было модно рассуждать сразу после победы миллиардера-популиста на президентских выборах. Эта политика не просто активна. Она попеременно концентрируется на отдельных странах, которые, с точки зрения Вашингтона, несут угрозу региональной и мировой стабильности, собственным народам и интересам США.

Сначала такой страной стала Сирия, по которой был нанесен предупреждающий ракетный удар, затем Северная Корея, к берегам которой была отправлена военно-морская армада, теперь – Иран. Обычно немногословный госсекретарь США Рекс Тиллерсон провел 19 апреля пресс-брифинг, который посвятил описанию опасностей, исходящих от тегеранского режима. Тиллерсон подверг резкой критике достигнутое в основном благодаря усилиям администрации Обамы и подписанное в 2015 году международное соглашение по иранской ядерной программе. Как известно, соглашение, заключенное после многолетних переговоров между Ираном и шестеркой государств-посредников (США, Россией, Китаем, Великобританией, Францией и Германией), предусматривало отказ Ирана от создания ядерного оружия, отказ от обогащения урана выше определенного уровня, допуск инспекторов МАГАТЭ на ядерные объекты в обмен на снятие масштабных финансово-экономических санкций, введенных Совбезом ООН. Эти условия были зафиксированы в «Совместном всеобъемлющем плане действий» (СВПД).

С точки зрения госсекретаря США, изложенной в ходе пресс-брифинга, СВПД терпит неудачу в достижении своей цели – сохранения неядерного статуса Ирана. «Это только откладывает цель Тегерана стать ядерным государством. Такая сделка представляет собой провальный подход, который привел нас к нынешней неизбежной угрозе от Северной Кореи», – заявил Тиллерсон, несмотря на то, что накануне Госдепартамент в письме Конгрессу США подтвердил соблюдение Ираном условий соглашения. Впрочем, выражением уверенности в ядерных амбициях тегеранского режима обвинения в адрес Ирана отнюдь не ограничились. Глава Госдепа заявил: «Иран является ведущим государством–спонсором терроризма в мире, подрывает интересы США в таких странах, как Сирия, Йемен, Ирак и Ливан, продолжает поддерживать атаки против Израиля. Иран несет ответственность за обострение многочисленных конфликтов». Тиллерсон также обвинил Тегеран в препятствовании выполнению задач 5-го флота ВМС США в Персидском заливе и кибератаках против самих США и «их партнеров в регионе».

Показательно, что в тот же день министр обороны США Джеймс Мэттис, находившийся с визитом в Саудовской Аравии, заявил в Эр-Рияде: «Если присмотреться, в каждом месте в регионе, где есть те или иные проблемы, мы найдем Иран». Глава Пентагона сообщил, что обсудил с саудовским королем Сальманом «методы противостояния Исламской Республике». Таким образом, жесткие антииранские демарши не являются выражением мнения отдельных членов команды Дональда Трампа, они скоординированы и отражают позицию хозяина Белого дома.

Как известно, Трамп еще в ходе предвыборной кампании крайне критично высказывался о тегеранском режиме и о соглашении по иранской ядерной программе, которое он характеризовал как «худшую сделку из всех, когда-либо заключенных». Став президентом, он в своем скандальном указе включил Иран в список мусульманских стран, гражданам которых запрещен въезд в США. После испытания Ираном баллистической ракеты «Сумар» Трамп 5 февраля в интервью телеканалу Fox News назвал Иран «террористическим государством номер один», которое «нас совершенно не уважает, повсюду рассылает деньги и оружие».

Теперь речь идет о выработке новой стратегии Вашингтона в отношении Ирана, которая, судя по всему, будет носить жестко конфронтационный характер. Эта стратегия, помимо прочего, будет направлена на укрепление союзнических связей с Израилем, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, которые добивались от Вашингтона действий, направленных на нейтрализацию растущего иранского влияния на Ближнем Востоке.

Однако реальных инструментов для обуздания внешнеполитических амбиций Тегерана у Белого дома не так много. В случае с ракетно-ядерной угрозой со стороны КНДР США прибегли к помощи Китая, от экономической поддержки которого северокорейский режим сильно зависит. Совместное давление на Пхеньян принесло, по крайней мере, на время, свой результат: Северная Корея приостановила подготовку к новому испытанию ядерного оружия. В отношениях с Тегераном Вашингтону не на кого опереться. Во всяком случае, Россия, значительно укрепившая взаимодействие с Ираном в сирийском конфликте, не готова выступать в роли посредника в смягчении американо-иранского противостояния.

Сейчас стало известно, что президент Трамп поручил Совету национальной безопасности в 90-дневный срок подготовить межведомственный обзор по отношениям с Ираном. Основная задача этого обзора – проанализировать вопрос, отвечает ли национальным интересам США подписанное в 2015 году соглашение по ядерной программе Ирана. После выхода обзора финальное решение по этому вопросу должно быть выработано в ходе совместной работы Белого дома и Конгресса. В связи с этим в американских СМИ появились предположения о предстоящем отказе Вашингтона от достигнутой при администрации Барака Обамы ядерной сделки и о возобновлении полномасштабных санкций против Ирана.

Однако полный разрыв США с соглашением по ядерной программе Ирана всё же представляется маловероятным, поскольку остальные участники этого международного соглашения не пойдут вслед за Белым домом. США не удастся добиться прекращения действия соглашения и возвращения международных санкций в Совете Безопасности ООН, а односторонние действия мало что дадут. Тем не менее, выбор администрацией Дональда Трампа очередного геополитического противника и жестко конфронтационная риторика в его адрес, конечно, еще больше усиливают глобальную военно-политическую нестабильность, которая и так нарастала последние несколько лет.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net