Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Выборы

26.04.2017 | Игорь Бунин, Татьяна Становая

Франция перед вторым туром: попытка прогноза

Марин Ле Пен, МакронИтоги первого тура при условии отсутствия форс-мажорных обстоятельств ведут к тому, что второй тур выглядит техническим. Все ключевые социологические центры Франции прогнозируют уверенную победу Эммануэля Макрона с результатом выше 60% (62-66%), в то время как Марин Ле Пен может получить от 33% (Harrys, 18-20 апреля) до 40% (Ifop, 24 апреля).

Однако уже через сутки после первого тура компания Ifop давала Макрону 60% и Марине Ле Пен – 40%, что пока является ее самым высоким прогнозом за все время исследований (в гипотезе Макрон-Марин-Ле Пен). Ipsos-Sopra Steria прогнозирует 62% против 38%, а OpinionWay – 61% против 39%. Общий тренд всех опросов через сутки после голосования – некоторое снижение Макрона и едва заметный рост Марин Ле Пен. На сегодня пока трудно говорить, какова будет динамика.

После некоторого сближения рейтингов (что, возможно, вызвано поствыборным психологическим опустошением), можно ожидать, что уровень поддержки Макрона снова приподнимется: прежде всего за счет более отчетливого формирования «республиканского фронта», консолидации ключевых политических игроков вокруг лидера «В путь!». Но если в 2002 году такая консолидация была однозначной и бескомпромиссной, в этот раз ситуация сложнее и некоторые правые уже начали призывать голосовать за Марин Ле Пен. Так, бывший министр правительства Саркози Кристин Бутен заявила, что «Макрон – это невозможно. Он – воплощение всего, что я не терплю: либеральный либертаризм, глобализация, деньги, банки», - заявила она в интервью Фигаро.

Предварительное распределение голосов тех, кто поддержал проигравших кандидатов, показывает сложность для Макрона соблазнить именно правого избирателя. По данным CEVIPOF, проведшем исследованием вместе с Ipsos, только 42% избирателей Фийона готовы отдать свой голос лидеру движения «В путь!», 31% не исключают голосования за Марин Ле Пен. Разочарование в Фийоне также принесли удивительные 5% Николя Дюпон-Эньян, относившегося к числу «малых кандидатов» (политкорректный термин во Франции для маргиналов). Практически все опросы прогнозировали получение им не более 3-4%. Его электорат может разделиться в пропорции 34% против 46% за Макрона и Марин Ле Пен соответственно.

Перед вторым туром против Макрона может сыграть эрозия нового идеологического раскола: прогрессисты против антиглобалистов (вместо традиционного правые против левых). Уже сейчас основная критика в адрес Макрона связана с тем, что он близок «мировому истеблишменту», традиционным элитам. Будучи при этом кандидатом внесистемных сил, его «заталкивают» на системное поле, называя вторым изданием, искусственной копией Олланда. Игра на «системность» Макрона может снизить его электоральный потенциал, а избиратели, разочарованные в традиционных партиях, предпочтут Марин Ле Пен.

Тут также важно отметить и усиление влияния фактора политической географии: СМИ и эксперты заговорили о расколе между двумя Франциями – городской, прогрессивной, открытой, с одной стороны, и провинциальной, евроскептичной, с другой. Есть и другой географический раскол – между преуспевающей западной частью Франции (скорее западные и юго-западные регионы) и восточной (северо и юго-восток). Первая – процветающая, мирная, позитивно реагирующая на проект Макрона, вторая – индустриальная, более криминализированная, в большей степени страдающая от миграционного кризиса Европы. Оформление такого раскола легитимирует Марин Ле Пен и «Национальный фронт», снижая силу консолидации «республиканского фронта».

Против Макрона также может сыграть и фактор гарантированности его победы: из-за уверенности в его успехе может возрасти абсентеизм среди его сторонников, ему обязательно надо поддерживать напряженность ситуации.

В то же время среди левых у Макрона гораздо больше электоральных возможностей: это 51% избиратели Меланшона (хотя сам он так и не обозначил своей позиции по второму туру), 72% Бенуа Амона. Полевение электората Макрона, а также публичная поддержка крайне непопулярного Франсуа Олланда, сделает привлекательность Макрона для правых более низкой.

Президентская кампания при этом одновременно перетекает в парламентские выборы, где главное испытание для Макрона – получить как можно больше голосов без наличия системной политической партии. Сам Макрон признаётся, что «самые большие трудности – впереди». Переход к четырехблоковой системе- центристы Макрона, правые-республиканцы, крайне правые Марин Ле Пен и леваки («гошисты») Меланшщона с примерно равной избирательной базой, но с принципиально противоположными идеологическими установками - резко затруднят задачу формирования парламентского большинства.

Ситуацию может спасти только то обстоятельство, что голосование на парламентских выборах будет носить более традиционный характер: тут может вернуться классическое разделение левые и правые, а фактор новизны Макрона – снизиться (восприятие движения «В путь!» гораздо более расплывчатое, чем отношение персонально к Макрону). «Республиканцы» при этом рассчитывают на реванш, считая, что провал на президентских выборах – персональная вина Франсуа Фийона. Отчасти это верно – еще в ноябре после победы на праймериз правых, по прогнозам, он убедительно выигрывал и всю гонку. А провал связан, прежде всего, с разочарованием французского избирателя в личности Фийона, не сумевшего убедительно отбиться от обвинений в злоупотреблениях.

В то же время ситуация исключительна для традиционных партий правых и социалистов, чьи кандидаты не вышли во второй тур. Мобилизовать их электорат будет весьма сложно, а значит, как считают в штабе Макрона, основная дуэль развернется между представителями движения «В путь!» и «Национального фронта». В таком случае должно вновь сработать правило «республиканской дисциплины», что повысит шансы «макронистов». По подсчетам французских социологов, НФ выйдет во второй тур примерно в 280 округах и, возможно, выиграют 50 из них.

Макрон отказался идти на аппаратные соглашения с другими партиями, за исключением MoDem Франсуа Байру, с которым он договорился во время избирательной кампании. Он собирается предоставить примерно в половине округов инвеституру новым людям, вышедшим из гражданского общества. В остальных округах он собирается выдвинуть действующих депутатов от разных партий. Около 30 депутатов соцпартии уже дали согласие на выдвижение от движения «В путь!». Но депутаты Республиканской партии и центристской UDI пока не откликнулись на призыв Макрона. Их лидеры надеются создать правоцентристский парламентский блок и заставить Макрона пойти на «сосуществование». Их возглавит, скорее всего, Николя Саркози и таким способом попытается вернуться в «большую политику». Что касается ФСП, то их цели намного скромнее: не допустить повторения катастрофы 1993 года, когда партия получила лишь 57 мест в парламенте.

По мнению французских экспертов, левые, расколотые между разными идеологическими течениями (социалисты, коммунисты, меланшоновцы, экологи), не смогут получить больше 90-100 мест. В любом случае среди левых депутатов, видимо, произойдёт раскол, правые социалисты во главе с бывшим премьер-министром Манюэлем Вальсом будут ориентироваться на Макрона, левые - на Ж-Л. Меланшона.

Французские социологи предсказывают республиканцам не более 100 мест, центристам, союзникам РП, вообще не более половины мест из тех 27, которые есть у них сейчас. Если говорить о прецедентах, то всегда избиратели давали президенту некую «премию» за счёт падения явки сторонников проигравших в первом туре кандидатов. Это давало возможность сформировать парламентское большинство (в 2002 году правые имели 394 места, в 2007-343, в 2012 году левые добились 349 мест). Таким образом, у Макрона есть шанс добиться большинства, выиграв дуэли с кандидатами НФ. Принцип обновления может сработать против «нотаблей».

Игорь Бунин – президент Центра политических технологий

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий, представитель ЦПТ во Франции

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net