Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Аналитика

20.02.2006 | Сергей Маркедонов

АРМЯНСКИЙ ВОПРОС В ГРУЗИИ

Возможно, в скором будущем президент Михаил Саакашвили и его ближайшие соратники будут с ностальгией вспоминать российское военное присутствие на территории Грузии. Речь идет, прежде всего, о военной базе в Ахалкалаки. Расположенная в армянонаселенной области Джавахети (Джавахетии, по-армянски - Джавахк), российская база была символом безопасности для проживающих здесь представителей 'армянского мира'. Другой вопрос, насколько эта символическая роль была релевантна реальной военно-политической роли российского объекта в кавказской геополитике. В любом случае армяне Джавахка связывали с присутствием России в Ахалкалаки определенные надежды на стабильное развитие. Более того, именно это символическое присутствие России блокировало армянский этнозащитный национализм. После принятия решения о выводе военного объекта армянский мир Грузии пришел в движение.

'Выселение армянского населения из Джавахка станет сильным ударом по стратегическим позициям Армении'. Данный тезис был озвучен на представительной конференции 'Джавахк перед вызовами XXI века' в Ереване (14 февраля 2006 года) одним из ее участников Айказуном Алврцяном. По его мнению, 'Армения окружена мусульманскими странами и районами. Джавахк - единственный коридор, связывающий Армению с внешним миром, и его заселение мусульманами, в частности турками-месхетинцами, чревато большими опасностями». Но насколько обоснованы алармистские настроения господина Алврцяна, поддержанные его коллегами на ереванском форуме? В особенности если учесть традиционное отношение армянских политиков и политологов к «турецкой проблеме».

«Армянский вопрос» в Грузии на фоне ситуации в Абхазии и в Южной Осетии находится на периферии общественного интереса. Вместе с тем проблема Джавахка по своему конфликтному потенциалу не менее серьезна. Любое обострение армяно-грузинского столкновения намного опаснее новой грузино-осетинской или даже грузино-абхазской кампании. Памятуя о карабахской истории, необходимо представлять, что любой межэтнический конфликт с участием армянского этноса автоматически вовлекает в него 'армянский мир', то есть диаспору с мощными ресурсами и лоббистскими возможностями в США, России и европейских странах. Ничем подобным сегодня 'грузинский мир' не располагает.

В декабре 2004, апреле 2005 гг. Советом общественно-политических организаций региона Самцхе-Джавахети были проведены конференции общественно-политической инициативы 'Интеграция, но не ассимиляция' по проблемам развития региона. 23-24 сентября 2005 года в Ахалкалаки прошла третья конференция 'Статус Джавахка в государственной структуре Грузии'. На сентябрьском форуме 2005 года была принята резолюция, обращенная к Тбилиси, в которой содержалось требование предоставить Джавахети автономный статус. Исследователь этнополитической ситуации в Джавахке, директор Научно-исследовательского центра проблем региональной безопасности и интеграции Южного Кавказа Сергей Минасян справедливо замечает: 'Попытки центральных грузинских властей игнорировать решения двух предыдущих конференций Совета общественно-политических организаций Самцхе-Джавахети явились одной из причин того, что на конференции 23-24 сентября ее организаторы были вынуждены более предметно выдвинуть свои требования официальному Тбилиси уже по политическим вопросам. Причем, как и все предшествующие инициативы Совета в социально-экономической и культурно-образовательных сферах, нынешний призыв к властям Грузии полностью соответствует действующему грузинскому законодательству, основополагающим демократическим принципам, а также правам и свободам национальных меньшинств согласно существующим международным и европейским стандартам'. Реакция со стороны Тбилиси была легко прогнозируема. Очередная порция обвинений в адрес России в поддержке «сепаратизма» и серия налоговых проверок в Ахалкалаки. Однако подобная «профилактика» межэтнической конфликтности не принесла существенных результатов. В начале декабря 2005 года инцидент на таможенном пункте на грузино-армянской границе снова обострил ситуацию в Джавахке. Демократический альянс «Единый Джавахк» выступил с заявлением, в котором были обозначены и политические претензии к грузинским властям: «Мы безоговорочно осуждаем имевший место инцидент и считаем, что действия, основанные на элементах насилия, не могут являться грамотным и правильным путем для разрешения политических и социально-экономических проблем Джавахка (армянонаселенный регион Грузии - Самцхе-Джавахети). Хочется особо отметить тот факт, что кратковременное нарушение общественного порядка явилось прямым следствием политического курса той части грузинских властей, которые своими необдуманными и скоропалительными решениями, зачастую, вольно или невольно, становятся причиной дестабилизационных процессов».

По словам директора программ развития Некоммерческого Фонда 'Кавказский институт демократии' Александра Джорджадзе, «проблема Самцхе-Джавахетии, или, как называет этот регион местное армянское население, проблема Джавахка, есть, она существует, и ее никак нельзя замалчивать, она требует внимания властей. Причем постоянного внимания и деятельного. По большому счету, наличие этой проблемы является поводом к размышлениям о создании в Грузии мультикультурного общества и в перспективе – мультикультурного государства. Исторически это было бы вполне оправданно – Грузия всегда была полиэтнична. Но сегодня мы наблюдаем, к сожалению, прямо обратные тенденции. Я не думаю, что грузинская власть будет практиковать ту же политику в отношении нацменьшинств, какую практикуют сегодня прибалтийские государства, однако выбранный нынешней властью путь - тупиковый».Между тем Тбилиси проводит по отношению к Джавахети фактически ассимиляторскую политику. По мнению директора информагентства «А-Инфо» (находится в Ахалкалаки), историка Хачатура Степаняна, главной причиной недовольства армян является 'проводимая властями Грузии демографическая политика. Она направлена в пользу грузин и против армян. Сегодня поселенцы-грузины освобождены от всех видов налогов, им предоставляется помощь из государственных фондов. Жителей Джавахка заставляют изучать государственный язык (грузинский)».

Но в Джавахке помимо «армянского вопроса» в повестке дня другой не менее важный вопрос - «турецкий». Таким образом, помимо непростых армяно-грузинских отношений в джавахкской этнополитике присутствует и многовековой армяно-турецкий конфликт. В скором времени парламент Грузии планирует обсудить вопрос о репатриации турок-месхетинцев.

В 1944 г. с территорий Самцхе-Джавахети и Аджарии было депортировано в Среднюю Азию порядка 92 тыс. месхетинских турок, курдов и хемшилов (исламизированных армян). Впоследствии этноним 'турки-месхетинцы' был распространен на всех депортированных с территории Грузинской ССР граждан. В 1960-1970-е гг. месхетинские активисты неоднократно выступали с требованиями предоставить депортированным гражданам и их потомкам возможности для репатриации в Грузию. В 1974 г. руководство СССР предоставило туркам-месхетинцам возможности для репатриации. Однако массовой репатриации не произошло. Власти Грузинской ССР всячески сдерживали этот процесс. В результате межэтнического конфликта (между месхетинцами и узбеками) в Узбекистане в 1989 г. около 74 тыс. месхетинских турок вынуждены были покинуть среднеазиатскую республику. В 1999 г. Грузия вступила в Совет Европы с обязательством создать условия для репатриации турок-месхетинцев. На сегодняшний день среди них существуют различные подходы к репатриации в Грузию. Активисты общества 'Ватан' ('Родина') настаивают на репатриации в Самцхе-Джавахети. Лидеры общества 'Хсна' ('Спасение'), считающие себя исламизированными грузинами, готовы к возвращению в любую область Грузии. Подобная разноголосица в подходах к репатриации определяется самоидентификацией разных групп турок-месхетинцев.

Однако скороспелое и не до конца продуманное решение о репатриации турок-месхетинцев породило 'этнооборонительные' настроения у армян Джавахети и у этнических грузин. В первом случае потенциально конфликтогенным фактором является историческая память армян о геноциде 1915-1923 гг. Сегодня официальные власти Турецкой республики обозначили свою позицию по проблеме турок-месхетинцев следующим образом: восстановление исторической справедливости, репатриация турок-месхетинцев в Самцхе-Джавахети, создание условий для развития их этнической культуры. Что же касается властей Грузии и грузинских этнонациональных объединений, то предметом их тревоги является сложная социально-экономическая обстановка в нынешней Грузии, не дающая репатриантам хороших стартовых возможностей для обустройства. Очевидно, что при разрешении проблемы репатриации турок-месхетинцев не должны пострадать гражданские и политические права армян, грузин, представителей других этнических общностей, проживающих в Самцхе-Джавахети.

Сегодня Евросоюз готов выделить на переселение турок-месхетинцев в Грузии 2 млрд. евро. Более того, сам факт репатриации рассматривается европейцами как критерий «европейскости» Грузии. В соседнем с Грузией Азербайджане проживает около 45 тысяч турок-месхетинцев. Именно их репатриация вызывает у армян Джавахети наибольшие опасения (учитывая также армяно-азербайджанский конфликт из-за Нагорного Карабаха и жесткую антиармянскую пропаганду в азербайджанских СМИ). Армян Самцхе-Джавахети тревожит и линия, проводимая официальной грузинской историографией. Одним из главных ее тезисов является идея о том, что армяне, абхазы, осетины являются «пришлыми народами» на грузинской земле.

Справедливости ради надо отметить, что президент Саакашвили и его окружение пока не совершили фатальных ошибок в армянском вопросе. Напротив, грузинский лидер стремится демонстрировать свое «армянофильство» публично. В сентябре 2005 г. Михаил Саакашвили отдал распоряжение о том, чтобы сделать Джавахк территорией — поставщиком снабжения для грузинской армии. Однако речи о предоставлении региону автономии не ведется. Призрак сепаратизма, стоящий перед грузинскими властями, мешает адекватно оценить «армянский вопрос».

По словам Хачатура Степаняна, 'термин 'автономия' сразу ассоциируется у грузин с Южной Осетией и Абхазией. В нашем же понимании автономия никак не ущемит территориальную целостность Грузии'. По его мнению, наиболее оптимальным путем стало бы создание «Грузинской Федерации, в которой Самцхе-Джавахети получит статус субъекта».

Таким образом, рост «автономизма» в Джавахке закономерен. Во-первых, это результат переноса проблемы армяно-грузинских отношений и статуса армянонаселенной области 'на потом', а во-вторых, следствие вывода российской базы, ибо теперь армянам придется опираться на 'собственные силы'. Для Грузии серьезной проблемой является слабая интегрированность Джавахети в единое политическое, образовательное и социокультурное пространство Грузии. В начале-середине 1990-х годов в регионе происходили массовые отказы этнических армян призывного возраста проходить воинскую службу в рядах грузинской армии. Этот факт официально признавал и Михаил Саакашвили. Для армян Джавахети существуют сильные центры 'притяжения', не связанные с Грузией. Первый из них — Республика Армения. Вторым была российская военная база, на которой работали и служили многие жители Джавахка. Помимо геополитических соображений для армян Джавахети база была важна как возможность получения работы и выгодной по грузинским меркам зарплаты. В-третьих, возможность репатриации турок-месхетинцев формирует сразу два новых (для посткоммунистического Джавахка, не для истории вообще) конфликтных узла - армяно-турецкий и грузино-турецкий. Следовательно, руководству Грузии вместо традиционного поиска внешних врагов и объяснений всех своих неудач вмешательством России необходимо искать новые модели нациестроительства и формировать новые подходы к государственному устройству. Без этого Грузия как единое государство не состоится.

Сергей Маркедонов - зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Центр политических технологий подготовил первый выпуск аналитического мониторинга «Выборы2018», посвященный конфигурации политических сил на старте кампании. В докладе проведен экспертный анализ избирательной кампании по следующим измерениям: партийно-политическая рамка, региональное измерение, а также политические портреты кандидатов. Авторский коллектив: Игорь Бунин, Борис Макаренко, Алексей Макаркин и Ростислав Туровский.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net