Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

21.02.2006 | Алексей Рощин

ЭХО ГАЗОВОЙ ВОЙНЫ

В Воронежской, Нижегородской, Тульской, Тамбовской и ряде других областей России народ в последние дни был занят странным делом: в ажиотажном порядке закупал соль, сахар и спички. Последний раз эти товары, традиционно считающиеся «военной валютой», люди с таким остервенением и в таких масштабах скупали в 1998 году. Но тогда-то понятно - случился дефолт, деньги обесценились, можно было ждать каких угодно эксцессов... А сейчас-то что? Национальные проекты, можно сказать, 'на марше', денег в стабфонде куры не клюют, реальная зарплата который год растет, превышая инфляцию... Я предлагаю зря не отбрасывать наиболее простое и очевидное объяснение. Оно, собственно, напрашивается.

Чем, судя по сообщениям СМИ, 'простые люди' объясняют свой поразительный ажиотаж? Опрошенные бабушки из разных регионов говорят о некоей предстоящей 'войне с Украиной'. Это объяснение в духе газеты 'Жизнь' почему-то игнорируется экспертами - так, словно все они уверены, что бабули шутят, а на самом деле имеют в виду что-то совсем другое. Конечно, московским интеллектуалам в ответ на такое предположение ничего не остается, кроме как дружно покрутить пальцем у виска: ведь для них такая 'российско-украинская война' - не более чем бред сумасшедшего и невозможна в принципе. Но так то ж интеллектуалы...

Вы обратите внимание: вся эта истерия началась как раз вослед (с лагом в месяц) совершенно беспрецедентной российско-украинской войны! Только торговой, точнее - газовой! Причем вся 'война' на протяжении нескольких месяцев очень широко и подробно, со всех сторон, с участием самых высоких должностных лиц, освещалась всеми российскими СМИ, во главе со всеми главными телеканалами. И ведь даже на Новый Год перерыва в 'освещении' сделано не было. Даже 1 января 'сводки с фронтов' продолжили поступать прямо на столы с недоеденными новогодними яствами.

Так разве нельзя предположить, что наше 'российское общественное сознание' было чрезвычайно сильно травмировано этой самой войной?

Задумаемся: какой эмоциональный фон в российском обществе чувствовался нами, 'интеллектуалами' во все время этой 'странной войны'? Я бы сказал, что наиболее яркими были два тона: ожесточение и злорадство (в более сильной степени, у большей части 'продвинутой российской публики' - в духе 'Ага! Получайте, сволочи!') и растерянность (в значительно меньшей степени, у некоторых из нас, в духе 'Да что же они творят-то?'). Однако не забудем - это все эмоции 'верхнего слоя', самого подвижного и говорливого. 'Верхний слой' привык думать о себе, что только он и 'имеет значение'; а если и есть под ним 'что-то', так это 'можно не принимать во внимание', поскольку, дескать, 'оно все равно всегда молчит'.

Да, но это 'что-то', эта нижняя 'серая масса', действительно обычно крайне молчаливая - это ведь и есть большая часть российского общества! И что, если в ходе карнавального 'солевого ажиотажа' эта тихая, но решающая часть общества явила нам свою главную эмоцию, которую вызвала у нее вся прошедшая вакханалия? И эта эмоция - страх.

А вдруг пресловутая 'бабушка' реально охренела от того, что ей по телевизору несколько месяцев, из недели в неделю твердили о том, какие плохие отношения у России с Украиной? 'Бабушка', может, не понимала и половины насчет всех этих 'кубометров на километр', 'Росукрэнерго' и прочей лабуды (можно подумать, что мы с вами на самом деле понимаем); но ведь чувство - Россия поперла на Украину! - она уловила прочно...

Россия - на Украину! Как это? Нам, 'интеллектуалам', смешно - а для 'остальной России', возможно, сие означает некий фундаментальный сдвиг в картине мира, почище многократно оплаканных кликушами из 'верхнего слоя' 'гробовых денюжек, украденных Гайдаром'.

Россиянам из глубинки просто стало страшно. 'Газовый конфликт' - а точнее, его 'раскрутка' в СМИ - их напугали. Если так, то Кремлю стоило бы очень серьезно задуматься по этому поводу. Когда нижний Большой Зверь напуган - он может начать ворочаться...

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net