Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

12.05.2017 | Александр Ивахник

Российско-американский диалог: осторожный подход

Лавров, Трамп12 апреля в Москве президент Владимир Путин вне графика и без предварительных договоренностей принял госсекретаря США Рекса Тиллерсона после его переговоров с Сергеем Лавровым. 10 мая уже глава МИД России, который должен был лететь на Аляску на заседание Арктического совета, неожиданно оказался в Вашингтоне, где не только встретился с госсекретарем, но и получил аудиенцию у президента Дональда Трампа в Овальном кабинете Белого дома. Так нестандартно развиваются ныне отношения двух крупнейших ядерных держав.

Встреча президента Путина с Тиллерсоном в Кремле продолжалась один час 40 минут, встреча Трампа с Лавровым в Белом доме – гораздо меньше, всего 40 минут. Но атмосфера на вашингтонской встрече, судя по комментариям сторон, была гораздо спокойнее и оптимистичнее. Госсекретарь США прибыл в Москву всего через пять дней после американского удара «Томагавками» по авиабазе сирийских ВВС, что наложило мрачный отпечаток на характер переговоров. За месяц страсти по этому поводу улеглись, Москва выступила с инициативой создания в Сирии четырех «зон деэскалации», о чем Владимир Путин рассказал Дональду Трампу в телефонном разговоре 2 мая. А сам президент Трамп после ракетной атаки в Сирии и одобрения Палатой представителей Конгресса законопроекта об отмене Obamacare почувствовал больше политической уверенности. Возможно, поэтому в самый разгар расследования предполагаемых связей сотрудников его предвыборного штаба с Москвой в ходе избирательной кампании Трамп решился на увольнение директора ФБР Джеймса Коми и на следующий день – на личную встречу с главой российской дипломатии.

Дональд Трамп выразил удовлетворение результатами разговора с Сергеем Лавровым. «Мы провели очень, очень хорошую встречу», – отметил он. В сообщении Белого дома говорится: «Трамп рассказал о возможности более широкого взаимодействия в решении конфликтов на Ближнем Востоке и в других местах. Президент также подчеркнул свое желание выстроить более хорошие отношения между США и Россией».

Сергей Лавров на пресс-конференции в российском посольстве целенаправленно стремился подчеркнуть позитивные отличия нынешней администрации Белого дома от администрации Барака Обамы. Тем самым он давал понять, что надежды на налаживание конструктивного взаимодействия между Москвой и Вашингтоном при Трампе остаются, хотя первоначальные завышенные ожидания не оправдались. Глава российского МИД заявил, что «администрация Трампа – люди действия». По словам Лаврова, сам президент и его администрация «хотят договариваться не ради того, чтобы показать кому-то какие-то свои достижения в сфере идеологических предпочтений, а чтобы решать конкретные вопросы, от которых зависит и развитие страны, и благополучие граждан». «Сейчас наш диалог свободен от идеологизированности, которая была характерна для администрации Обамы», – с удовлетворением отметил Лавров. «Президент Трамп четко подтвердил свою заинтересованность в том, чтобы выстраивать взаимовыгодные, деловые, прагматичные отношения и чтобы решать проблемы. Вот это очень важно – нацеленность и у президента Трампа, и у президента Путина на конкретные результаты», – констатировал глава МИД РФ.

Сергей Лавров не скрывал своего раздражения по поводу целой серии вопросов американских журналистов на тему предполагаемого вмешательства России в предвыборную кампанию в США. «Не думал никогда, что придется на такие вопросы отвечать, особенно в США с вашей глубоко развитой демократической системой. Ни единого факта, ни единого доказательства никто никому не предъявил», – заметил российский министр. «Мы наблюдаем то, что происходит у вас здесь в отношении России и ее якобы «решающей роли» в вашей внутренней политике. Мы с президентом Трампом говорили о конкретных вещах, а этой вакханалии никто из нас не касался», – добавил он.

Что касается содержательного наполнения встречи в Белом доме, то, по словам Лаврова, на ней обсуждались российско-американские отношения, нестабильность на Ближнем Востоке, ситуация в Сирии, будущая встреча между главами России и США. Стало окончательно ясно, что встреча Путина и Трампа состоится лишь в начале июля на саммите G20 в Гамбурге. «Президенты, когда говорили недавно по телефону, уже подтвердили, что будут встречаться на полях саммита «двадцатки» в Германии в первой декаде июля. И сегодня мы с Рексом Тиллерсоном говорили о том, как мы можем продвинуться по тем пунктам повестки дня, о которых я упомянул, – и по Сирии, и по другим вопросам, с тем, чтобы к этой встрече мы подготовили какие-то зримые, осязаемые результаты», – сообщил Лавров.

Судя по непродолжительности разговора Трампа и Лаврова в Белом доме, в ходе него как раз обсуждались основные пункты повестки будущей встречи двух лидеров. И скорее всего главной темой этой встречи станет возможное взаимодействие России и США в Сирии. После общения с российским министром президент США подчеркнул необходимость «остановить ужасные убийства в Сирии», «работать вместе для завершения конфликта в этой стране». Насколько можно понять, Трамп на встрече не форсировал тему отстранения Башара Асада от власти. «Президент Трамп сегодня в очередной раз подтвердил, что в Сирии для США главное – победить террор. Здесь мы полностью солидарны», – отметил Лавров. Вместе с тем, по мнению Трампа, «России необходимо сдерживать режим президента Сирии Башара Асада, Иран и действующие в Сирии проиранские силы», отмечается в сообщении Белого дома.

Что касается Сергея Лаврова, то он пытался привлечь внимание президента США к российской инициативе по созданию в Сирии зон деэскалации, меморандум по которым был подписан в Астане 4 мая Россией, Турцией и Ираном. При этом на пресс-конференции глава МИД РФ акцентировал тот момент, что Москва, разрабатывая меморандум о создании этих зон, по сути, развила предложение администрации Трампа: «Идея изначально высказывалась США – президентом Трампом и госсекретарем Тиллерсоном. Мы использовали формат Астаны, чтобы ее хоть как-то начать продвигать в практическом плане». По словам Лаврова, Россия «будет приветствовать любой вклад США» в реализацию идеи зон деэскалации и особенно надеется на заинтересованность Вашингтона в создании такой зоны в южных провинциях Дераа и Эль-Кунейтра, которые примыкают к границам Сирии с союзниками США Израилем и Иорданией.

Впрочем, не факт, что концепция создания четырех зон безопасности, нашедшая отражение в подписанном в Астане меморандуме, получит поддержку США. Для Вашингтона неприемлема активная роль Ирана, зафиксированная в меморандуме, как и провозглашенный запрет на полеты всех военных самолетов над зонами деэскалации. Кроме того, Белый дом и Пентагон больше нацелены на борьбу с «Исламским государством» (запрещено в России), для чего намерены оказывать военную поддержку вооруженным отрядам сирийских курдов, что вызывает протесты Турции. Но в любом случае тема Сирии – пожалуй, единственная, по которой на предстоящей встрече президентов России и США возможно достижение каких-то договоренностей.

Сергей Лавров сообщил, что в ходе его общения с Трампом обсуждалась и украинская тема. Но на этом направлении заметных подвижек в российско-американских отношениях, судя по всему, ждать не стоит. В сообщении Белого дома о встрече содержится стандартная фраза о том, что Трамп подчеркнул необходимость выполнения Минских соглашений. А Госдепартамент США вечером 10 мая опубликовал пресс-релиз по итогам встречи Лаврова с Рексом Тиллерсоном. В документе подчеркивается, что США на данный момент исключают скорое снятие антироссийских санкций. «Госсекретарь Тиллерсон подчеркнул необходимость достижения прогресса на пути к полному выполнению Минских договоренностей. Санкции против России будут оставаться в силе до тех пор, пока Москва не отменит шаги, спровоцировавшие их введение», – говорится в пресс-релизе. Нельзя не обратить внимания и на то, что через несколько часов после переговоров с Лавровым президент Трамп и вице-президент Майкл Пенс встретились с министром иностранных дел Украины Павлом Климкиным. В Киеве это событие было воспринято как демонстрация того, что администрация Трампа не собирается «сдать» Украину русским.

Встреча Трампа с Лавровым, как и встреча Путина с Тиллерсоном, свидетельствуют о размораживании официальных двусторонних отношений и о наличии намерения эти отношения развивать. Вместе с тем, бросается в глаза, что прием президентом США главы МИД РФ в Белом доме встретил резкое неприятие в американской политической элите и в СМИ, особенно на фоне увольнения директора ФБР Джеймса Коми, возглавлявшего расследование «российского вмешательства» в президентские выборы в США. Бурную критику вызвал даже тот факт, что для фотосъемки в Овальном кабинете были допущены лишь личный фотограф Трампа и личный фотограф Лаврова, оказавшийся штатным работником государственного информагентства ТАСС. При этом американская сторона протокольные фото публиковать не стала, а российские фото немедленно появились на сайте МИД РФ. К дополнительному негативному эффекту привело то, что по фотографиям стало понятно: на встрече присутствовал и посол России в США Сергей Кисляк, который оказался в центре скандала, связанного с его контактами не только с уже уволенным советником президента США по нацбезопасности Майклом Флинном, но и с новым генпрокурором США Джеффом Сешнсом и советником (и зятем) президента Трампа Джаредом Кушнером. Причем на фото и Трамп, и оба российских дипломата непринужденно и дружелюбно улыбаются друг другу.

На следующий день Дональд Трамп был вынужден оправдываться. В вышедшем вечером 11 мая эксклюзивном интервью на телеканал NBC президент США сообщил, что принять главу российского МИД его попросил президент Путин во время последнего телефонного разговора, поэтому отказаться от встречи с Лавровым было бы неправильно. Обосновывая правомерность встречи с Лавровым, Трамп заявил: «Я думаю, у нас было замечательное обсуждение, касающееся Сирии и Украины. Возможно, эти обсуждения приведут к тому, что будет убито гораздо меньше людей, и они позволят прийти к миру».

Вероятно, Дональд Трамп действительно хотел бы наладить такие отношения с Россией, которые обеспечат возможность нормально взаимодействовать и получать значимые, с точки зрения главы Белого дома, выгоды для Америки. Но поскольку негативный образ России стал сильнейшим инструментом в действиях внутриполитических противников Трампа, то на этом пути ему придется действовать крайне осторожно. В таком контексте едва ли стоит рассчитывать на многое и от будущей первой встречи лидеров США и России.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net