Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

С точки зрения основных политических результатов региональные и муниципальные выборы 2019 года закончились достаточно успешно для действующей власти. В отличие от прошлого года, удалось избежать вторых туров на губернаторских выборах и поражений действующих региональных глав.

Бизнес

Арбитражный суд Москвы признал незаконным решение ФАС о том, что ЛУКОЙЛ завышал цену перевалки нефти на принадлежащем ему морском терминале в Арктике. Суд проходил в рамках спора компании «Роснефть» и ЛУКОЙЛа о ставке перевалки через терминал «Варандей», который начался практически с момента перехода «Башнефти» под контроль «Роснефти» в 2017 году. Решение Арбитражного суда называют победой ЛУКОЙЛа, однако с большой долей вероятности окончательной точкой в споре оно не станет. Представитель ФАС сообщил о намерении ведомства оспорить решение суда.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

22.02.2006 | Алексей Рощин

ВСЯ СОЛЬ РЫНКА

Кстати, нынешняя, казалось бы, весьма печальная ситуация дает замечательный пример того, насколько лучше, в сравнении с социализмом, справляется с потребительскими кризисами рынок.Вот недавно один мой приятель вспоминал своего дядюшку: тот, будучи некурящим (!), еще в 1990, в период тотального дефицита, так хорошо запасся сигаретами, что автор-племянник лишь в 1999 году скурил последнюю пачку из «запасов». Приятель не скрывал умиления: вот, дескать, «Были люди!.. Богатыри, не мы!»

А по мне так он привел замечательный пример жизнедеятельности того театра абсурда, в коем мы все пребывали до 1991 года. Попробуем воспроизвести механизм «обеспечения дефицита» того или иного продукта в незабвенные годы Совка. Вот, скажем, день первый. Допустим, проходит некий слух, что «Соли не будет!» Среднестатистическая тетя Маша и такой же дядя Ваня прислушиваются, бегут в магазин и покупают дополнительно к имеющимся в доме еще по 3 пачки в 1 кг.Второй день: слухи не спадают. Тетя Маша и дядя Ваня бегут каждый в «свой», что около дома, магазин, соли там уже, понятно, не обнаруживают, срочно бросаются в «универсам у метро», отстаивают 2-хчасовую очередь и покупают себе «на всякий случай» еще по 10 пачек соли.

Третий день: соли почти нигде нет, люди все ходят тревожные, напуганные. Тетя Маша и дядя Ваня плюют на работу, полсуток рыскают по городу в поисках соли, наконец, набредают на то место, где еще дают «по 10 пачек в одни руки», отстаивают три раза подряд и, проведя 10 ч на ногах и в разъездах, падая от усталости, припирают в дом еще по 30 кг. Всё! По меркам плановой экономики годовая норма соли в стране продана за эти три дня, плановая экономика не гибка, оперативно повысить производство невозможно - следовательно, ближайший год соли (стирального порошка, туалетной бумаги, перца, сахара и т.д. и т.п.) в продаже не будет физически. У запасливых граждан под гнетом пудов соли периодически проламываются антресоли, а витающие в облаках лохи, которые в ТЕ три дня неизвестно чем занимались, вынужденно осваивают бессолевые диеты и утешаются брошюрками о «белой смерти».И что характерно - на протяжении всех трех дней, потрясших соляной рынок, дяди Вани и тети Маши «берут» соль все по той же госцене - по 10 коп. за кг!

А что произошло сейчас, при каком-никаком, но рынке? Первый день - все так же: паника, она и есть паника. На второй день вышеописанные (и нисколько не постаревшие, ведь народные типажи вечны) дядя и тетя отправляются за «своими» 10 кг - и их встречает неприятное известие, что соль теперь уже по 15 р. - то есть по сравнению со вчерашним днем вздорожала в 2 с лишним раза. Дядя Ваня крякает и берет вместо замысленных 10 кг 5; а тетя Маша пересчитывает наличность - и решается на 8!А вот на третий день... На третий день «те же - и ценник с нарисованным на нем числом 60»! Ого! Проклиная капиталистов и спекулянтов, дядя Ваня не берет ничего, а тетя Маша всем назло - еще 2 кг. На этом тоже всё. Запал иссякает. Дядя Ваня и тетя Маша начинают думать; первая мысль - да что ж нам, УЖЕ купленного не хватит?

Нам все внушают, что в случае покупательской паники главное - разъяснение. Ерунда! Любые разъяснения панику, как правило, только усугубляют - ибо каждый волен прочесть за официальными строками прямо противоположный смысл. 'Скрывают, гады! Но нас не проведешь!'Панику сбить можно только так - ценой. Поэтому, очевидно, так дружно проклинаемые 'спекулянты' делают благое дело: они буквально лечат публику от ажиотажа и заставляют думать.

Забавно, но вся нынешняя «соляная опупея», оказывается, была предсказана и описана еще в 90-е, в известной книге Паршева «Почему Россия не Америка». Открываем и читаем в ней буквально следующий пассаж: «Вообще-то, рыночные цены иногда творят чудеса. Вспомним, например, как возникала паника из-за соли - некоторые это еще помнят. При цене 10 копеек за пачку каждый может безболезненно купить хоть сто килограмм, а попробуй на всех паникующих завези в торговлю за несколько дней! А вот при рыночных ценах для торговцев начались бы золотые деньки. Они по случаю паники задрали бы цену рублей до десяти. После этого каждый покупающий пачку соли платит 9 рублей 90 копеек штрафа за глупость, а торговец получает премию за сообразительность…»И, добавим, на антресолях у сограждан будет посвободнее.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Развитие жилищной кооперации поможет восстановить спрос на жилищном рынке и позволит купить квартиру социально незащищенным слоям населения.

Покинутая своими западными союзниками в ходе сирийского конфликта и отвергнутая Европой Турция пытается найти свое место в мире. Сегодня ее взор обращен в сторону России – давнего противника или мнимого друга. Однако разворот в сторону евразийства для Эрдогана - не столько добровольный выбор, сколько вынужденная мера.

На старте избирательной кампании кандидаты в депутаты Мосгордумы начали проявлять небывалую активность в социальных сетях. Особенно это бросается в глаза в случае с теми, кто ранее был едва представлен в медиа-пространстве. Вывод из этого только один: мобилизация избирателей в интернете больше не рассматривается только как часть создания имиджа. Это технология, на которую делают серьезные ставки. Но умеют ли в Москве ею пользоваться?

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net