Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

16.06.2017 | Александр Ивахник

Новые санкции США против России: за пределами консенсуса?

США14 июня Сенат США подавляющим большинством (97 голосами против 2) одобрил законопроект, предусматривающий ужесточение существующих и введение новых антироссийских санкций. Выведение санкций на уровень закона отражает стремление американских законодателей связать руки президенту Дональду Трампу в выстраивании отношений с Владимиром Путиным, практически лишив его возможности самостоятельно смягчать санкционное давление на Россию.

Руководствуясь тактическими соображениями, сенаторы оформили законопроект в виде поправок к законопроекту о санкциях против Ирана, связанных с ракетной программой Тегерана и поддержкой террористических организаций (речь прежде всего о ливанской «Хезболле») с его стороны. По замыслу инициаторов антироссийского законопроекта, его привязка к новым санкциям против Ирана должна повысить шансы на его подписание президентом Трампом, который занимает резко антииранскую позицию. Помимо российских физических лиц и компаний, которые уже являются объектами санкций, введенных указами президента Барака Обамы, в законопроект включены новые категории: те, кто, по мнению американских сенаторов, причастны к поставкам оружия режиму Башара Асада в Сирии, нарушениям прав человека в Южной Осетии и Абхазии, а главное – к кибератакам на демократические институты в США в период президентской предвыборной кампании 2016 года.

В законопроекте предусматривается ужесточение ограничительных мер в отношении тех секторов российской экономики, санкции против которых впервые были введены в 2014 году в связи с украинскими событиями. Так, срок предоставления долгового финансирования российским банкам сокращается с 30 дней до всего 14. Кредиты энергетическим компаниям РФ теперь будут ограничены 30 днями вместо нынешних 90. Ограничения по долговому финансированию предлагается распространить и на ценные бумаги суверенного долга РФ (суверенные евробонды и ОФЗ), что может крайне негативно сказаться на российском валютном рынке.

Законопроект предусматривает введение санкций против других важных секторов российской экономики: горнодобывающей промышленности и металлургии. Список компаний, которые подпадут под ограничения по привлечению кредитов, будет устанавливать министерство финансов США. Кроме того, предусмотрена возможность распространения санкций на российские госкомпании, работающие в железнодорожном и судоходном секторах. Предлагается блокировка их активов в американской юрисдикции.

Новые ограничения должны затронуть и инвестиции в российские экспортные нефте- и газопроводы. В частности, законопроект предусматривает штрафы на рынке США не только для американских, но и европейских компаний, которые участвуют в реализации или финансировании проекта «Северный поток – 2», якобы пагубно влияющего на энергобезопасность ЕС, развитие газового рынка Центральной и Восточной Европы и энергетические реформы на Украине. Помимо этого, действие запрета на помощь в разработке шельфовых месторождений расширяется и на частные российские компании, доля в которых принадлежит лицу из санкционного списка.

Сенатский законопроект вводит принципиально новые санкции в отношении физических и юридических лиц, «причастных к вредоносным кибератакам на государственные или частные объекты инфраструктуры и демократические институты, осуществленным по поручению российских властей». Эта мера в случае вероятного расширительного толкования может создавать препятствия для сотрудничества российских и американских высокотехнологичных компаний.

Наконец, с целью перекрытия возможностей обхода санкций сенаторы предлагают запретить предоплату за товары и сырье российских компаний, находящихся под санкциями, со стороны американских покупателей, поскольку такая предоплата может рассматриваться как скрытое кредитование.

Легко заметить, что законопроект Сената, в отличие от ряда антироссийских санкций 2015-2016 годов, направленных против отдельных лиц и нацеленных в основном на демонстрационный эффект, носит системный характер и в случае его окончательного принятия может нанести российской экономике серьезный дополнительный ущерб.

Также обращает на себя внимание, что в Сенате после недели интенсивных переговоров пакет антироссийских санкций принят при полном двухпартийном консенсусе. Однопартийцы Трампа республиканцы, которые по большинству вопросов, прежде всего по вопросу отмены Obamacare, находятся в жестком противостоянии с демократами, на почве русофобии и блокирования гипотетических попыток президента искать компромиссы с Москвой готовы выступать со своими политическими противниками с единых позиций.

В сформировавшемся в США идейном и информационном климате и республиканцы, и демократы полностью уверены, что Россия целенаправленно и масштабно вмешивалась в ход президентской предвыборной кампании в США, и считают необходимым ее за это покарать. 12 июня сенатор-республиканец от Южной Каролины Линдси Грэм заявил по поводу согласованного между двумя партиями законопроекта: «Любой член Конгресса, который не хочет наказать Россию за то, что она делает, предает демократию. И если президент не подпишет закон, чтобы наказать Россию, это будет предательством демократии». Другой республиканец, глава комитета Сената США по иностранным делам Боб Коркер на прошлой неделе подчеркнул, что реакция на «яростные российские кибератаки» во время президентских выборов является неотвратимой. «Эти дополнительные санкции также являются мощным двухпартийным заявлением о том, что Россия и любая другая нация, которые захотят попытаться вмешаться в наши выборы, будут наказаны», – заявил после голосования лидер демократов в Сенате Чак Шумер.

Белый дом, видимо, не в восторге от действий сенаторов. Правда, Дональд Трамп осторожно отмалчивается. Но госсекретарь США Рекс Тиллерсон, который 6 июня рассказал о поручении президента сделать всё возможное для налаживания конструктивного диалога с Москвой, 13 июня в сенатском комитете по иностранным делам попытался предостеречь законодателей по поводу предлагаемых антироссийских мер. Он выразил согласие с «чувствами нескольких выступивших сенаторов от обеих партий относительно того, что Россия должна понести ответственность за вмешательство в американские выборы». Однако госсекретарь тут же добавил, что администрация президента нуждается в сохранении возможности гибко усиливать или облегчать санкции в зависимости от динамики отношений. Он отметил, что рассматривает украинский вопрос отдельно от вопроса о вмешательстве России в американские выборы. Тиллерсон также сказал, что не хотел бы «в упреждающем порядке закрывать возможности для продуктивного диалога с Москвой, в частности по Сирии».

Глава Госдепартамента подчеркнул, что все зарубежные партнеры Вашингтона просят представителей США нормализовать отношения с Россией. «У меня не было еще ни одной встречи в формате один на один, ни одного короткого контакта ни с одним коллегой ни в одной стране в Европе, на Ближнем Востоке, даже в Юго-Восточной Азии, который бы не сказал мне: пожалуйста, займитесь своими отношениями с Россией, они должны быть улучшены. Люди меня просят, чтобы я взаимодействовал с русскими и пытался исправить нынешнюю ситуацию», – сказал Тиллерсон.

Кстати, некоторые страны Европы уже негативно отреагировали на принятие Сенатом США нового антироссийского пакета. Так, глава МИД Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн выступили 15 июня с совместным заявлением, в котором осудили проект новых санкций США в отношении российского ТЭК. «Мы не можем согласиться с угрозами незаконных экстерриториальных санкций против европейских компаний, которые участвуют в развитии энергоснабжения Европы», – говорится в документе. Там отмечается, что «речь идет о продаже американского сжиженного газа в Европу и выдавливании поставок российского природного газа на европейском рынке». Цель этого состоит в том, чтобы «обеспечить работу в нефтяной и газовой промышленности в США». «Угрозы штрафами на рынке США компаниям в Германии, Австрии и других европейских странах из-за того, что они участвуют в газовых проектах с Россией, таких как «Северный поток – 2», или финансируют их, вносят совершенно новое и очень негативное качество в европейско-американские отношения», – отмечается в заявлении. Министр иностранных дел Германии и канцлер Австрии подчеркивают, что политические санкционные инструменты не должны быть связаны с экономическими интересами, и выражают «решительную поддержку усилий Госдепартамента США, направленных на изменение этого законопроекта».

Для вступления в силу антироссийский санкционный пакет должен получить одобрение в Палате представителей Конгресса и быть подписан президентом. На данный момент среди республиканцев в нижней палате Конгресса нет единодушной поддержки принятого Сенатом законопроекта. Однако общий антироссийский настрой законодателей таков, что, скорее всего, прохождение законопроекта будет обеспечено и в Палате представителей. А президент Трамп, обложенный со всех сторон расследованиями связей представителей его предвыборного штаба с Россией и его собственных попыток воспрепятствовать этим расследованиям, едва ли решится наложить вето на принятый Конгрессом закон – это повлечет для него слишком большие политические риски.

Всё это происходит в преддверии первой личной встречи Дональда Трампа с Владимиром Путиным, которая должна состояться на полях саммита Группы 20 в Гамбурге 7 июля. Встреча, несомненно, может быть полезной в плане непосредственного знакомства двух лидеров и получения представления об их подходах к развитию двусторонних отношений. Однако принятие накануне встречи жесткого санкционного закона против России не может не испортить ее атмосферу и сведет к минимуму шансы на достижение каких-то конкретных договоренностей. Любые компромиссы достигаются за счет взаимных уступок. Но путь уступок со стороны Белого дома в виде смягчения антироссийских санкций теперь будет плотно заблокирован Конгрессом.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Москве внимательно наблюдают за ситуацией, связанной с возможным усилением антироссийских санкций со стороны США. Накануне голосования в американском Сенате Песков подчеркнул: «Что касается очередных санкционных устремлений наших коллег: нам не хотелось бы, чтобы мы опять входили в санкционное пике, но это не наш выбор». Впрочем, возможности Москвы ответить на американские меры симметрично, по сути, отсутствуют. Можно ожидать отложенного ответа на проведенную Обамой в конце прошлого года высылку 35 российских дипломатов и нового обострения информационной войны.

Александр Ивахник – руководитель департамента политологического анализа Центра политических технологий

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net