Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Прошедший 18 июня с. г. второй тур парламентских выборов во Франции не обошелся без сюрпризов. По его итогам, партия президента Эмманюэля Макрона «Республика, вперёд», вместе со своим союзником, центристским Демократическим движением (Модем) Франсуа Байру, получила не 415-445 депутатских мандатов из 577, как предсказывали специалисты, а 350 мандатов. Тем не менее, налицо бесспорная и внушительная победа.

Бизнес, несмотря ни на что

Комитет Госдумы по финансовому рынку оказывает серьезное влияние на финансовую систему России. Он активно взаимодействует с Центральным банком, биржами, Национальной системой платежных карт, Министерством финансов. В то же время, кажущаяся узость сферы законотворческих интересов Комитета обманчива. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение законопроектов, касающихся ипотечного кредитования, страхования, инвестиций, лизинга, аудита и др.

Интервью

Положение в Сирии с приходом Дональда Трампа к власти в США не стало более ясным. Наоборот, ряд действий новой администрации еще больше запутали «сирийский клубок». В перипетиях ситуации в регионе, интересах многочисленных участников и последних тенденциях «Политком.RU» разбирался вместе со старшим преподавателем департамента политической науки НИУ ВШЭ, экспертом по Ближнему Востоку Леонидом Исаевым.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

17.07.2017 | Политком.RU

Татарстан и РФ: нового договора не будет

РФ, Татарстан11 июля Госсовет Татарстана принял обращение к президенту РФ Владимиру Путину в связи с истечением срока договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти России и Республики Татарстан. Срок действия нынешнего договора истекает 24 июля. Однако, по данным «Коммерсанта» и РБК, Кремль не намерен продлевать договор.

«Просим Вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам», - говорилось в обращении Госсовета к Путину, подчёркивающем значимость договора между РФ и республикой. Обращение единогласно поддержали 83 присутствовавших на сессии депутата. Как говорится в документе, договор «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности»: «Более четверти века консолидирующую роль как для Татарстана, так и для всех татар, проживающих в России и за ее пределами, играет институт республиканской президентской власти». Практика реализации договора «убедительно доказала жизненность российского федерализма». Депутаты считают, что договор «находит поддержку абсолютного большинства жителей республики». Также в обращении Госсовета говорится, что основные положения договора «фактически получили закрепление в действующем законодательстве», однако с истечением его срока «возникают определенные проблемы реализации ряда действующих норм Конституции Республики Татарстан».

К этому стоит добавить и тот факт, что именно Татарстан сыграл одну из важных ролей в разрешении проблем крымских татар: в ходе событий весной 2014 года большинство из них выступали против присоединения к России, а видные представители татарстанской элиты сыграли роль арбитров.

3 июля «Коммерсант» сообщил, что источник в администрации президента, отвечая на вопрос о согласовании текста возможного нового договора, сказал: «нет никакого нового договора». Депутаты не ждут появления этого вопроса в думской повестке. Договор «о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти Республики Татарстан» был заключен 26 июня 2007 года. Его подписывали президент РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев (сейчас госсоветник республики), который до сих пор остается главным лоббистом идеи продления договора.

В Госдуме также говорят, что сейчас «нет темы» с продлением договора. Собеседники «Коммерсанта» в нижней палате говорили, что не слышали, что этот вопрос должен появиться в думской повестке. Отказ от продления договора с Татарстаном можно объяснить тем, что у других территорий к региону возникнет ревностное отношение, считает говорил один из источников издания.

В России исторически сложилось так, что ряд регионов имели привилегированное положение. Сразу после распада СССР внутри России, прежде всего, национальные республики, но также и электорально значимые субъекты РФ получили возможность заключения договоров с федеральным центром. Кроме Татарстана это были Чечня, Якутия, Белгородская и Кемеровская области, Москва и Санкт-Петербург. К 1998 году Кремль заключил договоры с 46 регионами. Владимир Путин, придя к власти, первым делом начал реализовать политику приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. На сегодня Татарстан оставался единственным регионом, имеющим договор с центром. Такой привилегии не добился даже Рамзан Кадыров, которому в свое время такой договор обещали.

Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин пояснил, что если нового договора не будет, возникнут «правовые коллизии»: ст. 1 конституции Татарстана, в которой говорится о договоре, «не может меняться парламентом, только на референдуме». При этом спикер Госсовета заявил, что «еще неизвестно, кому нужнее этот договор»: «Он показывает достигнутый уровень федерализма в РФ. Он показывает пример Украине, другим, как находить решения проблем в какие-то трудные времена».

Глава комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев сказал «Коммерсанту», что главная цель обращения — «договориться о том, чтобы сесть за общий стол». Выступая на сессии, он сравнил договор со «свидетельством о браке»: «Если брак не заключен, то это будет сожительство. Если мы считаем Россию как одну большую семью, отношения должны оформляться». Казанский политолог Сергей Сергеев считает, что принятое Госсоветом обращение — «последний довод» Казани в переговорах с Москвой «ввиду отрицательного отношения федерального центра к пролонгации договора»: «Безусловно, какие-то переговоры были, но региональные власти получили отказ, и они решили обратиться к такой форме».

Договор о разграничении полномочий — это «договор без начинки», он, по сути, ничего не решает, поэтому федеральный центр и не хочет идти навстречу Татарстану, для которого документ имеет символическое значение, говорил РБК источник, близкий к Кремлю. «Если бы была хоть одна проблема, которая не решена, если бы еще было что разграничивать [между Россией и Татарстаном], тогда можно было бы вести речь о новом договоре», — пояснил собеседник РБК. Пролонгировать же истекающий документ или заключать новый, не имея для этого объективных причин, — значит дать повод другим регионам поднимать вопрос о заключении подобного договора с ними, говорил он.

Кремль сейчас не видит для себя никаких оснований, по которым можно было бы отказаться от прежней жесткой позиции выстраивания отношений с субъектами РФ на принципах их равенства. Договоры между центром и регионами имели большое значение в 90-е годы и воспринимаются федеральной властью как признак слабости государства, не сумевшего на тот момент обеспечить жёсткость вертикали. Татарстан сейчас оказался в заведомо проигрышной ситуации, учитывая и значительное ослабление позиций президента республики Рустама Минниханова из-за недавнего регионального банковского кризиса. Договор для местных элит при этом остаётся важным символом права на особую идентичность, и отказ Москвы от его продления будет негативно воспринят. Однако в нынешних условиях это вряд ли приведёт к конфликту: Минниханов – очень осторожный политик и на обострение не пойдёт, но его положение в республике не станет от этого прочнее.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

14 июля 2017 года исполнилось четверть века со дня начала миротворческой операции в Южной Осетии. Между тем, эта дата и сегодня представляет значительный интерес не только как значимое юбилейное событие. В своем развитии грузино-осетинский конфликт прошел несколько этапов – от локального (даже не регионального) противостояния, малоизвестного и малоинтересного мировому сообществу, до события международного уровня.

По масштабу перемен во французской политике победа Макрона на президентских и парламентских выборах сопоставима с приходом к власти Шарля де Голля. Соцпартия почти исчезла, в Национальном фронте и у республиканцев намечается раскол, на подъеме левые радикалы. Теперь вопрос, сможет ли новая политическая конструкция убедить французов согласиться на давно назревшие реформы в социальной сфере

Западные Балканы не сходят с повестки дня объединенной Европы. Они остаются основным резервом для расширения ЕС и в то же время являются источником постоянной напряженности. С одной стороны, перспектива вступления в Евросоюз стала для этих стран ключевым драйвером реформ и социально-экономического прогресса. С другой – регулярно возникают серьезные кризисы на Западных Балканах, и Брюссель часто вынужден брать на себя роль медиатора для их разрешения и купирования.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net