Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

На спасение «Открытия» и Бинбанка придется потратить, по предварительным подсчетам, от 500–750 млрд руб., следует из оценки ЦБ. Масштаб вскрывшихся проблем вызывает у экспертов обеспокоенность качеством надзора за банками.

Интервью

Кризис в Венесуэле становится все более острым. Но одновременно в его воронку втягиваются и другие страны Латинской Америки. Большинство из них отвергают антидемократические действия президента Николаса Мадуро, однако на его стороне выступают государства с левыми лидерами. От противоборства между ними зависит политическое будущее континента. Об этом «Политком.RU» рассказал проживающий в США видный кубинский политолог, лидер Либерального союза Кубы Карлос Альберто Монтанер.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

17.07.2017 | Политком.RU

Татарстан и РФ: нового договора не будет

РФ, Татарстан11 июля Госсовет Татарстана принял обращение к президенту РФ Владимиру Путину в связи с истечением срока договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти России и Республики Татарстан. Срок действия нынешнего договора истекает 24 июля. Однако, по данным «Коммерсанта» и РБК, Кремль не намерен продлевать договор.

«Просим Вас поддержать сохранение существующего наименования высшего должностного лица Республики Татарстан и образовать специальную комиссию для выработки предложений по правовым вопросам», - говорилось в обращении Госсовета к Путину, подчёркивающем значимость договора между РФ и республикой. Обращение единогласно поддержали 83 присутствовавших на сессии депутата. Как говорится в документе, договор «стал важным фактором сохранения политической, межнациональной и межконфессиональной стабильности»: «Более четверти века консолидирующую роль как для Татарстана, так и для всех татар, проживающих в России и за ее пределами, играет институт республиканской президентской власти». Практика реализации договора «убедительно доказала жизненность российского федерализма». Депутаты считают, что договор «находит поддержку абсолютного большинства жителей республики». Также в обращении Госсовета говорится, что основные положения договора «фактически получили закрепление в действующем законодательстве», однако с истечением его срока «возникают определенные проблемы реализации ряда действующих норм Конституции Республики Татарстан».

К этому стоит добавить и тот факт, что именно Татарстан сыграл одну из важных ролей в разрешении проблем крымских татар: в ходе событий весной 2014 года большинство из них выступали против присоединения к России, а видные представители татарстанской элиты сыграли роль арбитров.

3 июля «Коммерсант» сообщил, что источник в администрации президента, отвечая на вопрос о согласовании текста возможного нового договора, сказал: «нет никакого нового договора». Депутаты не ждут появления этого вопроса в думской повестке. Договор «о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и органами госвласти Республики Татарстан» был заключен 26 июня 2007 года. Его подписывали президент РФ Владимир Путин и президент Татарстана Минтимер Шаймиев (сейчас госсоветник республики), который до сих пор остается главным лоббистом идеи продления договора.

В Госдуме также говорят, что сейчас «нет темы» с продлением договора. Собеседники «Коммерсанта» в нижней палате говорили, что не слышали, что этот вопрос должен появиться в думской повестке. Отказ от продления договора с Татарстаном можно объяснить тем, что у других территорий к региону возникнет ревностное отношение, считает говорил один из источников издания.

В России исторически сложилось так, что ряд регионов имели привилегированное положение. Сразу после распада СССР внутри России, прежде всего, национальные республики, но также и электорально значимые субъекты РФ получили возможность заключения договоров с федеральным центром. Кроме Татарстана это были Чечня, Якутия, Белгородская и Кемеровская области, Москва и Санкт-Петербург. К 1998 году Кремль заключил договоры с 46 регионами. Владимир Путин, придя к власти, первым делом начал реализовать политику приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. На сегодня Татарстан оставался единственным регионом, имеющим договор с центром. Такой привилегии не добился даже Рамзан Кадыров, которому в свое время такой договор обещали.

Спикер Госсовета Фарид Мухаметшин пояснил, что если нового договора не будет, возникнут «правовые коллизии»: ст. 1 конституции Татарстана, в которой говорится о договоре, «не может меняться парламентом, только на референдуме». При этом спикер Госсовета заявил, что «еще неизвестно, кому нужнее этот договор»: «Он показывает достигнутый уровень федерализма в РФ. Он показывает пример Украине, другим, как находить решения проблем в какие-то трудные времена».

Глава комитета Госсовета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев сказал «Коммерсанту», что главная цель обращения — «договориться о том, чтобы сесть за общий стол». Выступая на сессии, он сравнил договор со «свидетельством о браке»: «Если брак не заключен, то это будет сожительство. Если мы считаем Россию как одну большую семью, отношения должны оформляться». Казанский политолог Сергей Сергеев считает, что принятое Госсоветом обращение — «последний довод» Казани в переговорах с Москвой «ввиду отрицательного отношения федерального центра к пролонгации договора»: «Безусловно, какие-то переговоры были, но региональные власти получили отказ, и они решили обратиться к такой форме».

Договор о разграничении полномочий — это «договор без начинки», он, по сути, ничего не решает, поэтому федеральный центр и не хочет идти навстречу Татарстану, для которого документ имеет символическое значение, говорил РБК источник, близкий к Кремлю. «Если бы была хоть одна проблема, которая не решена, если бы еще было что разграничивать [между Россией и Татарстаном], тогда можно было бы вести речь о новом договоре», — пояснил собеседник РБК. Пролонгировать же истекающий документ или заключать новый, не имея для этого объективных причин, — значит дать повод другим регионам поднимать вопрос о заключении подобного договора с ними, говорил он.

Кремль сейчас не видит для себя никаких оснований, по которым можно было бы отказаться от прежней жесткой позиции выстраивания отношений с субъектами РФ на принципах их равенства. Договоры между центром и регионами имели большое значение в 90-е годы и воспринимаются федеральной властью как признак слабости государства, не сумевшего на тот момент обеспечить жёсткость вертикали. Татарстан сейчас оказался в заведомо проигрышной ситуации, учитывая и значительное ослабление позиций президента республики Рустама Минниханова из-за недавнего регионального банковского кризиса. Договор для местных элит при этом остаётся важным символом права на особую идентичность, и отказ Москвы от его продления будет негативно воспринят. Однако в нынешних условиях это вряд ли приведёт к конфликту: Минниханов – очень осторожный политик и на обострение не пойдёт, но его положение в республике не станет от этого прочнее.

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Победа Эмманюэля Макрона на президентских выборах и его партии “Вперед, Республика!” привела в Национальное собрание огромное количество новых депутатов, не очень разбирающихся в парламентской деятельности. 418 из 577 депутатов никогда не заседали в Национальном собрании, то есть три четверти всего состава нижней палаты парламента.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net