Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

На спасение «Открытия» и Бинбанка придется потратить, по предварительным подсчетам, от 500–750 млрд руб., следует из оценки ЦБ. Масштаб вскрывшихся проблем вызывает у экспертов обеспокоенность качеством надзора за банками.

Интервью

Кризис в Венесуэле становится все более острым. Но одновременно в его воронку втягиваются и другие страны Латинской Америки. Большинство из них отвергают антидемократические действия президента Николаса Мадуро, однако на его стороне выступают государства с левыми лидерами. От противоборства между ними зависит политическое будущее континента. Об этом «Политком.RU» рассказал проживающий в США видный кубинский политолог, лидер Либерального союза Кубы Карлос Альберто Монтанер.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

25.07.2017 | Алексей Токарев

«МиГ-35», «лизинг», «последний» – главные слова МАКС-2017

МАКС-2017Московский авиа-космический салон, проходящий в Жуковском уже 25 лет, собрал чуть меньше участников, чем раньше, показал миру замену фронтовых истребителей для ВКС России и удивил разноцветным арабским пилотажем. Что и как покупали, выставляли и поднимали в воздух на МАКСе-2017?

Статика: обошлось без хитов

На МАКС-2017 статическая экспозиция ничем особенно интересным не порадовала. Открывал экспозицию, как и на МАКС-2013, Ил-76МД-90А, иногда несправедливо называемый Ил-476. Ещё два 76-х, стоящих чуть дальше, казались избыточными. Оба были летающими лабораториями: к крылу одного подвесили испытуемый ПД-14 «Пермских моторов», ещё один образец которого экспонировался в павильоне Объединённой двигателестроительной корпорации. Под крылом второго разместили турбовинтовой ТВ7-117-СТ. Первый двигатель, проходящий сейчас лётные и стендовые испытания в Жуковском и на Урале, будет ставиться на МС-21, его более мощные модификации – на Ту-214 и широкофюзеляжные Илы. Второй – на транспортник Ил-112 и пассажирский Ил-114-300.

Два года назад внимания публики незаслуженно лишился Ил-76МДК «Космос», умеющий в атмосфере создавать невесомость при пикировании. Внутри него выставили скафандры «Сокол» и «Орлан» и показывали фильм о тренировках космонавтов. До МАКСа-2017 этот Ил не долетел, а «Орлан» в версии «МКС» экспонировался в павильоне разработчика – НПО «Звезда».

В рамках бизнес-дней немногочисленные зрители могли наблюдать полёты А-350 XWB (Extra Wide Body – сверхширокий фюзеляж), который будет постепенно заменять дальнемагистральные А-330 и А-340 в парке европейского гиганта и составлять конкуренцию американцам B-777 и B-787 Dreamliner (сам Boeing ограничился экспонированием моделей новейших судов на своём стенде). Сейчас А350 интересен 45 авиакомпаниям со всего мира, которые заключили 851 твёрдый заказ. В рамках летной программы раскрашенная «под карбон» (композиты составляют 53% самолёта) машина «Эйрбаса» поднималась, делала вираж, входила в крен, помахивая крыльями, - к восторгу публики на земле. На тех, кто по МАКСу-2013 помнил проходы А-380 над ВПП, фюзеляж белого здоровяка над головой, конечно, навевал ностальгию о былых размерах. Как и на МАКС-2015, побыв два дня, 350-й улетел, оставив массовому зрителю смотрины SSJ.

Сразу три машины «Гражданских самолётов Сухого» экспонировались в этом году. Улетевший самолёт в ливрее «Аэрофлота» к концу второго бизнес-дня в статике заменил именной борт МЧС «Алексей Маресьев», оснащённый под летающий госпиталь, а в небе каждый день летал RRJ-95B в заводской ливрее ГСС. Каждый раз по приземлении начальник лётной службы ГСС Сергей Коростиев после кратчайшего пробега останавливал машину по центру ВПП и начинал выписывать на ней круги, давая зрителям возможность рассмотреть борт со всех сторон.

В статике нынешнего авиасалона важное символическое значение получил Су-34, с борта которого золотая звезда героя России блестела на солнце. Фронтовой бомбардировщик «Олег Пешков» так же, как и сам лётчик, имя которого теперь обозначало память, работал в Сирии. Ещё одним экспонатом, полным гордости, был Ил-2 – самый массовый самолёт времён Великой Отечественной войны. Зрители на стенде могли прочитать о том, как в 1943 году машину лётчика Валентина Скопинцева сбили под Мурманском, а после успешной посадки она затонула в озере. Спустя 70 лет Ил-2 отыскали, подняли, отреставрировали и поставили на крыло. В рамках лётной программы штурмовик, 65% деталей которого остались оригинальными, летал в мирном небе, под призывы диктора встречать его стоя.

По обыкновению, не зарастала народная тропа на борт Ту-144, давно не умеющего летать. С повисшими от грусти «ушами» переднего горизонтального оперения, уменьшавшего скорость при посадке, он стоит тут с 2007 года, но посетить единственную советскую сверхзвуковую пассажирскую машину зрители считают долгом.

Лётная программа и павильоны. Арабы и «Ростех»

Небо над ЛИИ им. Громова разрывали двигатели новейших российских истребителей. Элементы воздушного боя показывали Т-50 (построено лишь 8 лётных экземпляров, которые участвуют в испытаниях), Су-35С и Су-30СМ. Помимо традиционных выступлений «Первого полёта», «Русских витязей», «Руси», «Соколов России» и «Балтийских пчёл» зрителей с самых первых дней удивляли лётчики из ОАЭ, прошедшие подготовку у итальянцев из Frecce Tricolori. Выполняя стандартные элементы высшего пилотажа на самолётах Aermacchi MB-339, арабы из пилотажной группы Al Fursan расцвечивали небо объёмными дымами, фото которых наверняка станет визитной карточкой этого МАКСа. В рамках лётной программы удивил самолёт с крылом обратной стреловидности СР-10, в единственном экземпляре выпущенный московским КБ САТ. Это воздушное судно, как надеются его конструкторы-энтузиасты, сможет заменить устаревший учебный L-39. Ещё одной учебной новинкой, правда, на земле, оказался Як-152, созданный в развитие «летающей парты» Як-52.

Среди павильонов по обыкновению выделялась база корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Плазменные экраны, звуковые отбивки после объявления каждого экспоната, единый брендбук. Дамы с аккордеонами в длинных платьях открывали презентацию КТРВ. Спустя два года одни из главных достопримечательностей МАКСа-2015, ракета класса «воздух-поверхность» Гром-Э1 (изделие для экспорта с боевой частью в 250 кг при весе ракеты в 520) и Гром-Э2 (управляемый планирующий боеприпас, в котором двигатель заменен дополнительной боевой частью в 130 кг), стояли лишь с названиями на табличках – все ТТХ «Громов» по-прежнему засекречены.

Лучший стенд был, безусловно, у Рособоронэкспорта. Сделанный специально для МАКС-2017 электромагнитный стол был соединён с тач-падом, которым можно управлять движением экспонатов. «Вращайте барабан! Сектор приз!», - шутил охранник, глядя, как китайцы охают при виде парящих в воздухе и перемещающихся ближе к зрителям моделей самолётов и вертолётов.

Военная и гражданские премьеры

Главную премьеру салона раскручивали по всем правилам выставочной науки. В самом центре, в окружении павильонов, в 50 м от конгресс- и пресс-центров, по дороге от статики к ВПП, возвышался подиум с экранами, на которых аббревиатура КБ Микояна и Гуревича, дополненная цифрами 35, демонстрировалась на двух языках. Две панели, передвигавшиеся в воздухе, будучи закреплёнными на роботизированных манипуляторах, рассказывали миру о преимуществах машины поколения 4++. К самолёту можно было подняться по ступенькам для фото, но потрогать мешала красная ленточка и два человека в чёрных очках, - такие и должны охранять звёзд, даже если те красные и пятиконечные. Единственное, МиГ-35 не крутился на подиуме, и возле него не стояли красивые барышни в купальниках, как это бывает на автосалонах. Рядом с подиумом в сувенирной палатке «Премьера МАКС-2017» можно было купить изображения самолёта в виде кепок, маек, кружек и магнитов. Сам самолёт купить было нельзя.

Пресс-служба корпорации МиГ интриговала в релизах: «Сейчас с рядом стран ведутся переговоры» (речь шла о замене устаревающего МиГ-29). Один из представителей «ряда стран», главком ВВС Малайзии гулял по территории ЛИИ Громова – говорят, именно его присутствие и запустило МиГ-35 в небо во второй и третий бизнес-дни. Поначалу самолёт анонсировался только в статике. С учётом наличия в природе лишь двух воздушных судов данного типа, можно сказать, что миру показали всё, что скрыто. Оба раза по завершении лётной программы шеф-пилот корпорации Михаил Беляев, выжимавший из МиГа не только стандартные «петли Нестерова» и «бочки», но и не совсем привычный для широкой публики «колокол», останавливался в центре ВПП, разворачивал 35-ый к публике, поднимал фонарь кабины и через динамики приветствовал гостей и участников. В итоге на полях авиасалона с Малайзией подписали несколько соглашений о ремонте МиГ-29 и Су-30МКМ.

В реальности машина не «облётана» даже для российского Минобороны. Сама выкатка и первый полёт состоялись лишь в январе – говорить об экспорте можно будет только после закупок российскими ВКС. Сейчас очевидно лишь то, что 35-й, являясь, по сути, глубокой модернизацией 29-ого, и будет заменять его в небе. По мнению самого МиГа, «экспортный потенциал комплекса охватывает более 30 стран».

У гражданских в центре внимания тоже было два судна. Ближнемагистральный SSJ-100 и среднемагистральный МС-21 три последних МАКСа были лидерами по числу упоминаний в пресс-релизах и контрактах. В рамках крупнейшего контракта МАКС-2013 «Сбербанк-Лизинг» и корпорация «Иркут» заключили соглашение на 1,7 млрд. долларов, предусматривающее поставку 20 самолётов МС-21 для дальнейшей передачи в лизинг в 2019-2025 годах. Кроме «Сбербанка», будущий МС-21, тогда существовавший лишь в виде пластиковых макетов, купили «ВЭБ-лизинг» (30 самолётов), «Ильюшин Финанс» (22 самолёта) и «ИрАэро» из Иркутска. «Гражданские самолёты Сухого» и всё тот же «Сбербанк-лизинг» подписали контракт на 700 млн. долларов, по которому подразделение «Сбербанка» получит 20 «суперджетов» для последующей передачи в лизинг. С «Ильюшин Финанс» ГСС в 2013 году заключили два твёрдых контракта на поставку 20 «суперджетов» различной компоновки. В 2015 году Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) подписала с ГСС твердый контракт на поставку 32 машин и опцион на 28. Поставки «суперджета» обсуждались с «Ямалом» (25 самолетов), Red Wings (15), а также казахстанским SCAT (15).

К салону 2017 года МС-21 подошёл в единственном лётном экземпляре, на сам салон не долетевшем (самолёт проходит испытания в Иркутске). Долгое время цифра твёрдых заказов существовала в умах его лоббистов без изменений – 175 (все заказы для отечественных компаний). Нынешний МАКС контрактов добавил. В первый день лизинговая компания «Ильюшин Финанс» заключила твёрдый контракт на поставку 16 машин МС-21-300 своей «дочке» Red Wings и соглашение о намерениях на 15 самолётов с «ВИМ-авиа». Тогда же «ВЭБ-лизинг», «Аэрофлот» и ОАК договорились о поставках 20 самолётов SSJ100, планируя завершить поставки ровно через год. Во второй день якутская «Алроса» и иркутская «Ангара» подписали соглашения о намерениях на 6 и 3 МС-21-300, соответственно. Слово «лизинг» опять неоднократно читалось на бумаге. Российские лизинговые компании финансировали российские авиакомпании, иногда находящиеся с ними в родственных отношениях, чтобы те брали российские самолёты в оперлизинг. Слова «международная конкуренция» в этих описательных предложениях употреблять было сложно. Если в вертолётостроении в последние годы «Вертолёты России» занимают устойчивое второе место по поставкам после Airbus Helicopters, уверенно обгоняя Sikorsky, Boeing и Bell, то каждый год из последних пяти ГСС уступали Airbus и Boeing в 25-30 раз.

Два самолёта, спроектированные ещё в СССР, которым государство собирается оказывать значительную финансовую поддержку, тоже были представлены на МАКСе. «Региональный автобус» Ил-114 по 6 минут участвовал в лётной программе бизнес-дней, дальнемагистральный широкофюзеляжный Ил-96-400 – позировал на стенде ОАКа. Вместе с ГТЛК корпорация заключила соглашение о намерениях на поставку 50 Ил-114-300.

Критики в адрес госполитики по отношению к обеим машинам было немало. Даже если не брать в расчёт их моральное устаревание, топливная неэффективность (а значит, неконкурентоспособность) Ил-96-400 очевидна. Бóльшая часть авиационного мира считает, что 4 двигателя всегда менее экономичны, чем 2, пусть даже очень больших (для сравнения: вентилятор стоящего на А350 Rolls Royce Trent XWB имеет диаметр 3 м, а самолёт SSJ-100 – 3,24 м). Из недавно поставленных на крыло самолётов лишь крайние модификации американца В-747 и европеец А-380 имеют 4 двигателя. Всё остальное дальнемагистральное и широкофюзеляжное выпускается с двумя турбинами. В чистой конкуренции «4 vs. 2» продукт «Эйрбаса» А-340 уже проиграл «трём семёркам» Boeing: бóльшую эффективность В-777 как ключевую причину закрытия программы А340 европейский концерн признал сам. Ил-96-400, если кураторы российской авиапромышленности хотят сделать его полностью отечественным, обречён быть четырёхдвигательным. Двигателя тягой 35 т в России нет – ПД-35 «Пермских моторов» только разрабатывается, о двигателях для совместного российско-китайского проекта ШФДМС (новый дальнемагистральный широкофюзеляжник) ОАК направила запросы в General Electric и Rolls Royce.

«И, наверно, оставит вам в подарок 500 эскимо»

Ещё один советско-российский широкофюзеляжник Ил-96-300ПУ приземлился на ВПП аэродрома Жуковского в первый день авиасалона. Перед тем как вышедший из воздушного судна Владимир Путин купил членам правительства вологодское мороженое, он услышал просьбу от лётчиков-испытателей сохранить МАКС на базе ЛИИ им. Громова. Слухи о переносе главной авиавыставки страны в Кубинку ходили ещё в 2015 году. На пресс-конференции глава Ростеха Сергей Чемезов их подтвердил. Скорее всего, расширяющийся аэропорт Жуковский, ставший четвертым гражданским в московском авиа-узле, сначала вытеснит МАКС, а потом с аэродрома уйдёт и сам Исследовательский институт Громова.

На совещании по развитию авиапромышленности президент попенял «нашим нефтегазовым корпорациям», которые «для своих нужд закупают вертолетную технику за рубежом, причем в немалом количестве». «Такой подход нужно менять!», - говорил президент. «Нам итальянские вертолёты очень нужны, потому что отечественные машины не подходят для задач шельфовой добычи», - объяснял представитель «Роснефти» Михаил Леонтьев в 2015 году закупку 10 итальянских вертолётов AgustaWestland. 18 июля 2017 года в 100 м от конгресс-центра в павильоне стоял первый собранный в России вертолёт AW-139 с бортовым номером RA-01996, урождённый на совместном с итальянцами предприятии «ХелиВерт» в Подмосковье. «Абсолютно вне конкуренции», - заверял его рекламный буклет зрителей.

За четверть века Жуковский принял 13 МАКСов. Больше всего участников было в 2013 году (864). В нынешней выставке участвовали 770 компаний, а в Ле Бурже стабильно бывает по 2-2,5 тысячи. Хорошая организация нынешнего авиасалона позволила не спровоцировать давки, как это случалось ранее. МАКС-2017 запомнится первым показом широкой публике на земле и воздухе МиГ-35, цветными дымами от Al Fursan, продолжением контрактования МС-21 и SSJ-100 отечественным компаниями при широчайшей поддержке государства под обязательные мантры о необходимости международной конкуренции, которая вряд ли состоится. Из Жуковского МАКС улетит, не обещав вернуться.

Алексей Токарев – старший научный сотрудник Института международных исследований университета МГИМО, кандидат политических наук

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net