Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

В США состоялись промежуточные выборы. Исход голосования, в отличие от 2016 года, совпал с прогнозами социологов. Демократы завоевали большинство в Палате представителей, а республиканцы сумели сохранить и даже усилить большинство в Сенате.

Бизнес, несмотря ни на что

28 ноября на совещании у президента Владимира Путина с правительством обсуждались частные инвестиции в национальные проекты. Основными докладчиками выступили министр финансов Антон Силуанов и президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Совещание прошло полностью в открытом режиме, хотя традиционно встречи президента с правительством делятся на открытую и закрытую части, а большинство вопросов рассматривается именно в закрытом режиме.

Интервью

Веерный характер присоединения европейских стран к высылке российских дипломатов после отравления Скрипалей в Солсбери практически оставил Москву одну на европейском континенте. О том, как позиция Италии может измениться по результатам тяжелых коалиционных переговоров, которые сейчас ведут победившие на парламентских выборах 4 марта правые и левые силы, в интервью «Политком.RU» рассказывает сопредседатель ассоциации «Венето-Россия» и научный сотрудник Института высшей школы геополитики и смежных наук (Милан) Элизео Бертолази.

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Комментарии

27.02.2006 | Татьяна Становая

ВЕРТИКАЛЬ В ОБХОД ПРЕЗИДЕНТА

На прошедшей неделе Госдума в спешном порядке приняла во втором и третьем чтениях проект федерального закона «О противодействии терроризму». Законопроект был разработан в рекордные сроки сразу после трагедии в Беслане, осенью 2004 года. Однако он вызвал недовольство как общественности, обеспокоенной слишком резким ограничением прав СМИ на освещение терактов и абсолютно неясным понятием «режим террористической опасности», так и со стороны правого управления администрации президента (законопроект был очень «грязным» с юридической точки зрения). Заключение из Кремля было получено отрицательное, а сам законопроект был «заморожен».

Однако его принятие напрямую связано с вступлением в силу указа президента о создании Национального антитеррористического комитета (НАК). Указ был подписан 16 февраля и предусматривает вступление в силу со дня вступления в силу закона «О противодействии терроризму». По данным «Ведомостей», утверждение законопроекта перед вторым чтением профильным комитетом состоялось буквально через пять минут, после того как депутаты получили сам текст законопроекта. Голосование было без обсуждения. Как признался «Газете.Ru» член комитета по безопасности Геннадий Гудков, «переписано оказалось 90% законопроекта». Новый закон оказался значительно мягче предыдущего варианта.

Во-первых, отменено понятие «режим террористической опасности». В отличие от США, где есть несколько цветовых градаций террористической угрозы, российские депутаты в прежнем варианте предусмотрели лишь один режим, в рамках которого власти самостоятельно могут принимать решения о степени ограничения свобод. В частности, речь шла о запрете шествий, митингов, о возможности прослушивания, об ограничении передвижения. Это вызывало множество вопросов. В новом законопроекте остается два режима: чрезвычайное положение, которое регулируется законом «О чрезвычайном положении», и контртеррористическая операция. Второе понятие намного уже, чем понятие «режим террористической опасности». Ограничения прав и свобод сохраняются только на время проведения контртеррористической операции ограничено территорией и временем.

Во-вторых, новая редакция законопроекта снимает все ограничения на освещение терактов со стороны СМИ (вплоть до полного запрета на освещение). Эти нормы были самым главными объектами для критики. Вместо этого оперативный штаб назначает лишь уполномоченного по общению с журналистами. Вопрос об ограничении СМИ вообще не поднимается в законе, однако полномочия оперативного штаба в отношении доступа к территории, на которой совершен теракт, не ограничиваются.

В-третьих, прежний законопроект был выстроен под федеральную антитеррористическую комиссию во главе с премьер-министром. Теперь же ее заменил НАК: текст президентского указа о создании НАК почти полностью вошел и в закон. В первом случае вся «персональная», как сказано в законе, ответственность за борьбу с терроризмом ложилась на премьер-министра, во втором – на главу ФСБ. Именно он, а не глава правительства будет принимать решение о начале и завершении контртеррористической операции. И в этом главное отличие двух концепций законопроектов: если в первоначальном варианте ответственность в действительности была размыта (премьер-министр по профилю не мог полностью отвечать за борьбу с терроризмом), то во втором случае ответственность полностью лежит на ФСБ.

На самом деле задержка в принятии и президентского Указа о НАК, и в принятии соответствующего законопроекта объясняется проблемой выбора концепции борьбы с терроризмом. Первый вариант законопроекта был разработан сразу после трагедии, и тогда было очень много эмоций в частности в отношении СМИ. Проект создавался внутри ФСБ и был своего рода формой корпоративной самозащиты: ответственность была размыта (премьер-министр не может нести персональную ответственность за теракты), а контроль над обществом усилен. Получалось, что именно общество должно было нести все издержки борьбы с терроризмом и разделять ответственность с органами власти. Но эта концепция была крайне слаба с инструментальной точки зрения. В итоге в течении полутора лет в Кремле шла борьба вокруг того, кто в итоге все же будет нести ответственность. По большому счету, можно сказать, что борьба шла вокруг того, возьмет ли эту ответственность ФСБ и при каких условиях.

Как видно из принятого закона, концепция борьбы с терроризмом была в корне пересмотрена. Во главе борьбы с терроризмом все-таки встала ФСБ, но при условии наделения ее крайне широкими полномочиями. Законопроект получился гораздо более инструментальным, создающим механизм более эффективной борьбы против терроризма и подразумевающий четкую персональную ответственность. При этом появилась возможность и ослабить контроль над обществом. Поэтому надобность во всех жестких и двусмысленных ограничениях для СМИ и гражданских структур отпала.

С одной стороны, это является ударом по ФСБ, так как Патрушев долгое время боролся за перераспределение этой сферы компетенции в пользу МВД, на которое, таким образом, перекладывается ответственность за борьбу с терроризмом, в ходе которой неизбежно приходится пропускать болезненные удары. Но, с другой стороны, ФСБ получит очень большие полномочия для решения поставленных перед ним задач. Пожалуй, только практика покажет, выгодны ли для ФСБ положения нового закона. В тоже время заметим, что не исключена отставка Патрушева «наверх» (например, на пост вице-премьера по безопасности). Если на пост главы ФСБ придет его креатура, то Патрушев сумеет сохранить и большое влияние и минимизирует ответственность.

Новый законопроект характеризуется также расширением понятия теракта. Теперь это «взрыв, поджог или иные действия, связанные с устрашением населения и создающие опасность гибели человека, причинение значительного имущественного ущерба либо наступление экологической катастрофы…», - сообщают «Ведомости». Ранее под терактом понимались действия, «совершенные отдельным лицом либо группой лиц действия, связанные с гибелью, ограничением свободы людей или причинением вреда их здоровью».

В законопроекте есть и очень важные нормы, направленные на снижение эффективности терактов для самих террористов. Эти нормы делают теракты в некотором роде бессмысленными и их принятие возможно только в условиях устойчивости политического режима. В первом случае речь идет о том, что Вооруженные силы могут применяться для пресечения полетов воздушных судов, захваченных террористами, а также для обеспечения безопасности морского судоходства. Во втором о запрете «рассматривать политические требования», выдвигаемые террористами. Кроме того, законопроект содержит новое положение о возможности применения армии против террористов вне территории России.Новый вариант законопроекта кажется более конструктивным: в нем исчезли спорные нормы с точки зрения интересов СМИ и общественности, появилось четкое понятие об ответственности и координации органов власти в случае совершения теракта, ФСБ получило реальный инструментарий для эффективной деятельности в сфере борьбы с терроризмом. В то же время в «антитеррористическую вертикаль» включаются губернаторы, что не встречается ни в одной системе в развитых странах. Это предполагает политическую ответственность и зависимость глав регионов от Кремля, при том, что сам президент выведен из «антитеррористической вертикали».

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

Победа на президентских выборах в Бразилии крайне правого политика Жаира Болсонару вызвала резко негативную реакцию ведущих мировых СМИ. Избранного президента страны (он должен приступить к своим обязанностям 1 января 2019 года) иногда называют «бразильским Трампом», но тот по сравнению с Болсонару выглядит умеренным политиком. Болсонару имеет репутацию жесткого противника либерализма, социал-демократии, коммунизма, а также христианского фундаменталиста (он католик, но политически близок к бразильским протестантам-евангелистам) и гомофоба.

Владимир Путин и Синдзо Абэ на встрече в Сингапуре 14 ноября договорились ускорить переговорный процесс на основе Советско-японской совместной декларации 1956 года, предполагающей возможность передачи Токио после заключения мирного договора острова Шикотан и группы островов Хабомаи. На встрече Абэ выразил надежду, что Россия и Япония решат территориальный спор и заключат мирный договор. А Путин подтвердил, что переговоры об островах начались именно на основе декларации 1956 года.

Предсказывать исход и даже интригу президентских выборов в США, когда до них еще более двух лет, ни один уважающий себя эксперт не решится. Но о некоторых параметрах президентской гонки 2020 года можно рассуждать уже сейчас. Смысл этой статьи – показать, за чем и за кем следить, потому что американская политика, как внутренняя, так и внешняя, во все большей степени будет определяться «прицелом» на эти выборы.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net