Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Facebook Twitter Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Экспресс-комментарии Текущая аналитика Экспертиза Интервью Бизнес несмотря ни на что Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Выборы 10 сентября 2017 года не продемонстрировали каких-либо однозначных и однонаправленных тенденций в развитии электорального процесса. Напротив, существенно выросло влияние местных условий на итоги голосования. И, судя по всему, отсутствие каких-либо жестких установок центра в отношении того или иного сценария проведения выборов (по крайней мере, ход кампании и ее итоги не позволяют утверждать об их наличии) привело к заметному «разбеганию» этих сценариев в регионах.

Бизнес, несмотря ни на что

Под прицелом санкционной политики стран Евросоюза и США в отношении России оказался, в частности, топливно-энергетический комплекс, зависимый от передовых технологий нефте- и газодобычи, доступ к которым Запад ограничил. Но насколько значимым, по прошествии трех лет, оказалось воздействие, в частности – в Арктическом регионе, где подобные технологии имеют особенно большое значение?

Интервью

16 ноября в Ельцин Центре известный политолог, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий» Алексей Макаркин прочитает лекцию «Корпоративные пантеоны героев современной России» и ответит на вопрос: какие исторические персонажи являются героями для современных российских государственных ведомств, субъектов Федерации и профессиональных сообществ?

Колонка экономиста

Видео

Наши партнеры

Текущая аналитика

05.09.2017 | Валерий Выжутович

Взнос на благое дело

Взнос на благое дело Благотворительность в России остается одобряемой, но мало развитой практикой. Об этом говорят данные исследования, проведенного «Левада-центром».

Согласно опросу, 24% респондентов подавали милостыню незнакомым людям, 16% отправляли платные sms и делали платные звонки, 13% сдавали деньги на помощь коллегам или соседям, 13% оставляли деньги на кассе или в ящиках для пожертвований, 11% - в церкви, 3% участвовали в благотворительных лотереях и распродажах, 2% целенаправленно жертвовали деньги через банковскую карту и электронные кошельки, 47% не делали ничего из перечисленного.

Иначе говоря, граждане скорее дадут милостыню на улице, чем перечислят в специализированный фонд. Тем не менее благотворительность стала в России распространенным занятием. Каждый пятый, когда-либо совершавший добрые дела, уже считает эту деятельность важной частью своей жизни, а половина тех, кто никогда не участвовал в благотворительности, не исключают такой возможности.

Какие мотивы движут участниками благотворительных проектов? Чем отличаются люди, предпочитающие оказывать финансовую помощь, от помогающих делами? Что мешает российским гражданам заниматься благотворительностью и что могло бы стать стимулом для тех, кто пока остается в стороне? Исследование, проведенное фондом «Общественное мнение» совместно с порталом «Добро.Mail.Ru», позволило составить собирательный портрет российского благотворителя. Это и мужчины, и женщины в равной степени. Если приложить к ним известную концепцию «Пирамида Маслоу» об удовлетворении потребностей человека, то российские благотворители – это люди, у которых первичные потребности удовлетворены. Они помогают не только деньгами, но и делом. Занимаются волонтерством. Проявляют гражданские инициативы. Регулярно или хотя бы время от времени принимают участие в решении социальных проблем. Их гражданская деятельность включает в себя практики взаимопомощи и самопомощи, участие в благотворительности. Кроме того, российские благотворители - это в большинстве своем люди, проживающие в городах-миллионниках, где сильнее развита инфраструктура, выше уровень жизни и поэтому больше возможностей заниматься благотворительностью. Их возраст - от 30 до 50 лет. Примерно 60% благотворителей женаты или замужем, 65% имеют детей. Это люди, которые получили образование, состоялись в карьере, имеют стабильный доход. Совсем молодые и старики-пенсионеры реже занимаются благотворительностью. При этом 66% благотворителей каждый день выходят в Интернет. Это еще одно информационное поле, в которое включены люди, желающие кому-то помогать. Имеет значение и статус занятости. Например, 11% благотворителей занимают руководящие должности.

Социологи выясняли, кому помогают чаще и охотней. Оказалось, незнакомым людям помогают 46% опрошенных. Был также вопрос: «Кому вы готовы помочь в первую очередь?» Имелась в виду готовность помогать детям, взрослым или пожилым людям. Половина опрошенных ответили, что возраст не имеет значения. Именно детям готовы помогать 32% респондентов, пожилым – 12%. Готовность помогать взрослым выразили только 2 человека из 533 опрошенных (в статистическом выражении это ноль процентов). Что же касается готовности помогать животным, то, как показали некоторые опросы, коты и собаки заслужили здесь второе место после детей, обойдя даже стариков.

О предпочтительных способах помощи российские граждане высказались тоже вполне ожидаемо. Почти половина опрошенных готовы помогать деньгами, поскольку это не требует трудозатрат или иных усилий. На втором месте (33%) помощь вещами. Делом готовы помогать 27% респондентов. Донорством - 6. И 9% ответили, что их помощь выражалась бы в чем-то другом.

Развитию благотворительности в России, как показывают опросы, более всего мешают недоверие к этому роду деятельности и недостаток информации. Большинство россиян считают, что благотворительные фонды связаны с мошенничеством. «В обществе сложились стереотипы, мешающие развитию благотворительности, - говорит старший специалист фонда «Общественное мнение» Екатерина Богомолова. - Например, люди думают, что помогать можно только большими деньгами, а если перечислить десять рублей, то это роли не сыграет. Человек рассуждает так: чтобы помогать, надо иметь много денег, а у меня их нет, я сам нуждаюсь в помощи. О том, что помощь возможна в пределах ста рублей, если это помощь достаточно массовая, никто не думает. И еще один стереотип: считается, что не нужно рассказывать о своих добрых делах, что это некрасиво - афишировать свою благотворительность».

По результатам опросов нельзя сделать вывод, что благотворительность в России динамично развивается. Масштабной динамики нет. В 2014 году 76% граждан заявляли, что не имеют опыта благотворительности, и сейчас примерно столько же. Колебания есть, но они незначительны. По мнению экспертов, благотворительность стала не столько более распространенной, сколько более осознанной. Люди начали задумываться: а любая ли помощь является помощью и во благо ли она?

В мировом рейтинге благотворительности, регулярно составляемом британским фондом CAF, Россия занимает 126 место из 140 стран. А на первых местах в этом рейтинге часто оказываются страны третьего мира, где благотворительность инициируется государством. Другой вопрос - можно ли считать добровольчество и волонтерство благотворительной деятельностью, если они диктуются сверху. В Европе и США благотворительность развита гораздо сильнее, и она не связана с государством. В России всплески бескорыстной помощи тем, кто в ней нуждается, тоже происходят не по приказу властей. Возможно, еще и поэтому место РФ в мировом рейтинге благотворительности таково, каково оно есть.

Валерий Выжутович - политический обозреватель

Версия для печати

Экспресс-комментарии

Экспертиза

С окончанием летних каникул итальянские партии приступили к подготовке к парламентским выборам, которые предварительно должны состояться весной 2018 года. Этот процесс проходит на фоне ряда вызовов для правящей «Демократической партии», связанных с проблемами неконтролируемой миграции, терроризма и усиливающегося экономического кризиса, в частности в сельском хозяйстве.

Социально-политический конфликт, возникший в связи с готовящимся выходом в свет фильма «Матильда», окончательно перешел в силовую фазу: по мере приближения даты премьеры картины (25 октября), растет число радикальных акций, направленных против кинотеатров и создателей фильма. Власть при этом, осуждая насилие, испытывает дефицит политической воли для пресечения агрессии.

В своих размышлениях о природе власти Эмманюэль Макрон писал, что его не устраивает концепция «нормальной» власти, которую проповедовал Франсуа Олланд во время своего правления, ибо такая власть превращается «в президентство анекдота, кратковременных событий и немедленных реакций». C точки зрения Макрона, необходимо действовать как король («быть Юпитером»), восстановив вертикаль, авторитет и даже сакральность власти, одновременно стараясь быть ближе к народу.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Facebook Twitter
Разработка сайта: http://standarta.net